Праздник хорошей погоды

Праздник хорошей погоды
Праздник хорошей погоды

Если бы я была снежным человеком и злая судьба забросила меня на территорию современного Санкт-Петербурга, то лучшего места для тайного обитания, чем Центральный парк культуры и отдыха имени Кирова в середине сентября трудно было бы выбрать. Вязкие тропки, пруды и прочие водоемы, кромешная тьма, устойчивый свежий воздух табачно-травяного свойства, потусторонние оглушающие звуки и подозрительного вида личности, именуемые почему-то рок-публикой.

Так проходил с 16 по 24 сентября фестиваль лауреатов конкурса магнитофонных альбомов журнала «Аврора», получивший кодовое название «Тропилловский», поскольку именно бывший звукорежиссер, а ныне директор Ленинградской студии грамзаписи «Мелодия» А. В. Тропилло явился фактическим организатором этого мероприятия. Соорганизатором выступил не менее рок- дилетантно-известный А. Н. Житинский. Совместные усилия этих опытных менеджеров привели к тому, что назначенный на июнь фестиваль к осени — таки подготовили, и притом с размахом.

Не будем обращать внимание на то, что часть групп крутилась по городу еще с лета в ожидании концертов. Забудем, что в фестивале приняла участие дай бог треть команд-лауреатов конкурса. Какая разница, что гости со всей страны жили в мотеле поселка «Ягодное» за далекие километры от очага культуры и прочих радостей и кормились сухпайком. Так ли важно, что музыканты узнавали о своем концерте иногда за полчаса до его начала, а иногда уже приехав на площадку лишь в качестве слушателей. Имеет ли значение, что одни безвестные группы играли по три раза вследствии «дырок» в расписании, а ВОДОПАДЫ ИМЕНИ ВАХТАНГА КИКАБИДЗЕ — лишь три вещи (и не они одни)?! Стоит ли думать о многом другом, включая качество аппарата, звучание которого менялось, видимо, в зависимости от показаний барометра, коли фестиваль все-таки состоялся?

И мало того, не сорвался ни один концерт, хотя осень — время далеко не подходящее для сейшенов под открытым небом. Но, видимо, недаром говорят, что Тропилло астролог. В дни попсации на ленинградский асфальт не упало ни одного осадка! Благодаря этому за неделю в ЦПКиО смогли выступить около пятидесяти команд со всей страны. Пожалуй, со времен Подольска это был самый представительный фестиваль. Притом зрители смогли увидеть не только рок-монстров, но наоборот, в основном молодые коллективы. Правда, оргкомитет погорячился в погоне за новыми именами с переферии, принимая, кажется, любые заявки, не слушая фонограммы. Как результат — от выступления доброй трети команд в памяти не осталось даже названий.

Впрочем, от этого выиграли те, кто действительно хоть что-то мог. Но к сожалению, оценить дебютантов могли лишь чрезмерно упорные специалисты или меломаны, поселившиеся на это время в парке. Большинство же зрителей были рядовыми гопниками петроградско-предшуваловского района, усвоившие, что ночной парк — прекрасное место для совмещения всех возможных удовольствий. Музыканты единодушно утверждают, что играть перед такой публикой было далеко не в кайф. (Хотя, как известно, за что боролись… Многие лета ведь мечтали, чтобы «все под страхом лишиться рук и ног, слушали один только рок». Вот и добились!).

Так было ли что-то хорошее, ради чего стоит вообще вспоминать об этом мероприятии? Да, был сильный свердловский блок: ОТРАЖЕНИЕ, ЧАЙ-Ф, АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ, КРАСНЫЙ ХАЧ (хотя ЧАЙ-Ф отыграл значительно хуже, чем накануне на «некстоповских» концертах во Дворце молодежи. Еще одна палка в колеса «тропилловского» фестиваля — пять дней по случайному совпадению сейшены в ЛДМ под эгидой Рок-клуба, куда сваливала основная рок-н-ролльная публика ближе к вечеру, окончательно опустошая ряды слушателей в ЦПКиО). ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ (Магадан), РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ТРОЙКА, СЕМЕРКА, ТУЗ (Харьков), ДОКТОР МОРО (Минск), РАББОТА ХО (Киев), а также пара-тройка забытых мною, но уже известных иногородних команд сыграли, как принято говорить, «в силу», продемонстрировав себя зацикленному на собственном городе ленинградскому зрителю. Легкую сенсацию произвел вроде никем не званный «Красный огурец» из Воронежа, хотя говорить о музыкальных достоинствах этого господина не поворачивается язык. Бледно отыграл КРЕМАТОРИЙ, лишний раз доказав, что аквамузыку в столице делать не умеют.

Из почти шестидесяти групп-участниц почти половину составили все-таки ленинградцы. Притом представители всех трех, если не четырех волн-поколений: от Юрия Морозова и МИФОВ через АУКЦИОН и НОЛЬ к ОПАСНЫМ СОСЕДЯМ и ПЕТЛЕ НЕСТЕРОВА — КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА со ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ — как конечный пункт.

Хотя уровень многих иногородних команд не всегда приводил в восторг, все же их появление несколько разнообразило традиционно-ленинградский фестиваль. Когда же на сцене появлялись хозяева, сразу вспоминался родной рок-клуб, как под знаком плюс, так и под знаком минус. В очередной раз отыграли веками наработанную программу, разбавленную двумя-тремя новыми вещами в том же ключе МИФЫ. Вновь исполнил свои так и не ставшие хитами вещи Юрий Морозов. Пятый год подряд можно было лицезреть ни на йоту не изменившийся репертуар ЗООПАРКА, нежно мною любимого, но, к сожалению, ставшего живым трупом во всех отношениях.

Так же на тормозе, похоже, оказались НОЛЬ и ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ. Правда, последние, кажется, пытаются выйти из тупика путем создания команд-спутников, типа МАНЬЯКОВ и нового состава знаменитого когда-то силиного ВЫХОДА. Особенно жалкое на общем фоне впечатление произвели МАНЬЯКИ, где свои силы попробовали все приятели ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ от Сумарокова-старшего до известного менеджера А. Резник, исполнившей хит «Я поистаскалась в хлам» (за точность названия не ручаюсь).

Хардово-металлический блок, представленный тоже в основном питерскими командами, вызвал ощущение тупой тоски и здоровое желание кидать на сцену бутылки и прочие традиционные предметы. Неужели хард-н-хэви советского разлива такая же легенда, как Атлантида?

В очередной раз доказала свою состоятельность «вторая волна»: на высоте были БРИЛЛИАНТЫ ОТ НЕККЕРМАНА, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, ОПАСНЫЕ СОСЕДИ, ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ, КОРПУС-2, НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ.

Можно говорить уже и о «третьей волне? — ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ДУХИ.

Что касается сенсаций, то реально их было две. Первая — в основном для критиков и меломанов со стажем: неожиданно сильное выступление АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ Андрея «Свина» Панова. Без лажи, мата, но с драйвом. Новая фаза? Руководитель коллектива воздерживается от комментарий, но новый альбом записывает при помощи «Роланда». Вот вам и панк!

Второй сенсацией, о которой члены оргкомитета под большим секретом сообщали лишь избранным, стало явление Бориса Гребенщикова, «прямо из Соединенных Штатов» (как объявлялось со сцены). Его приезд был обставлен с большой помпой: герой дня приехал за пять минут до своего выхода на «Икарусе» и спев четыре песни умчался в сопровождении трех музыкантов, составляющих, видимо, нынешний АКВАРИУМ. Не считаю себя вправе оценивать новые вещи, исполненные Борисом — это еще не программа, замечу лишь, что за океаном он научился лихо отбривать публику и приобрел все прихваты эмигранта во втором поколении, тоскующем по русским березкам и родной помойке.

Вот так и прошел фестиваль, который должен был стать альтернативой внутриклубному VII Рок-фестивалю, доказать мощь одинокого охотника Андрея Владимировича Тропилло, познакомить публику с новыми группами и группы с публикой, дать кооперативу «Северная Пальмира» заработать деньги, предприятию «АНТРОП» — сбыть часть кассет, а А. Н. Житинскому завершить очередной этап своей рок-дилетантской миссии. Концерты действительно состоялись и произвели большее впечатление, чем буфетная тусовка в Рок-клубе (простора больше), хотя от родной халявы избавиться так и не удалось. Кооператоры пролетели на внушительные тысячи рублей и теперь отказываются отдавать музыкантам бесплатно отснятый на видео материал. Житинский начал очередной тур конкурса, предполагая провести через год еще один форум.

А что же музыканты? А ничего: поиграли, посетовали на других и разошлись (разъехались), так и не получив каких-то серьезных предложений от менеджеров из других городов или хотя бы воздушных замков от директора «Мелодии».

Бедные зрители, утонув в несметном количестве неизвестных им групп, вернулись домой к КИНО и АЛИСЕ, вспоминая в основном не музыку, а стога сена на газонах и клубничный напиток по 20 копеек.

И несмотря на все вышеизложенное, прошу не воспринимать эту статью как критический бред. Фестиваль был посвящен 20-летию Вудстока. Что ж, пожалуй, эту идею воплотить удалось: в течение недели все, кто имел хоть какое-то отношение к рок-н-роллу, оттягивались на свой лад. И наверное, не надо высокопарно рассуждать об искусстве в массы и прогрессе в музыке — ведь народу-то нужен фестиваль именно в таком виде.

А. ЧЕРНИГОВСКАЯ


Обсуждение