Рок в Риге существует с незапамятных времен и имеет более четвертьвековую историю. По неподтвержденным данным (А. Троицкий), первый бэнд — THE REVENGERS — был создан аж в 1961 году, то есть еще в добитловскую эру(!). Они открыли эпоху англоязычных групп — MELODY MAKERS, ATLANTIC, NATURAL PRODUCT, DREAMERS, BREAKING GLASS, PLOWERS и др. Последняя из могикан — бывшая бит-группа ЕОЛИКА (профессионалы с 1966 г.) существует и поныне, правда, в другом качестве, но все с тем же Борисом Резником за клавишами. Групп насчитывалось много, но, по словам Б. Бондаренко (DREAMERS), попыток объединиться не было.
Первый шаг был сделан по всем правилам партизанской войны, традиции коей сильны как у русского, так и у латышского народа. Акция началась теплым июньским вечером 1983 года близ города Иецава, неподалеку от столицы Латвии. Для участия в ней были привлечены крупные силы рижского «подполья»: АТОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ (образован в 1976), СЕЛЬСКИЙ ЧАС, КОНУС, ДОПИНГ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ, ЮРАС МЕСЛС («морское дерьмо» — лат.) и ТИЛТС («мост» — лат.), в составе которого выступали Ингуна и Андрис Черновы, собственно и организовавшие всю эту тусовку (вошедшую в историю рижского рока под названием «Иецава»), доставшие аппаратуру и предоставившие хутор родителей Ингуны. Естественно, что власти не ждали столь дерзкой вылазки и отреагировали только утром. Но когда каратели прибыли на место происшествия, то никого там не обнаружили. Группа ДОПИНГ, существовавшая легально и располагавшая знакомым автобусом, уже успела вывезти участников и свободных наблюдателей. За что впоследствии получила запрещение играть на всей территории Латвии.
Этот сейшн и принято считать первым концертом Рижского рок-клуба, хотя сам клуб образовался позднее — 23 июля 1983 г. и первоначально назывался «Секция Музыкально-Эстетического Воспитания» (молодежи) при клубе-кафе «Аллегро». Комсомольский кабак «Аллегро» курировал рижский ГК ЛКСМ Латвии — самый прогрессивный горком комсомола в мире. Он предоставил Клубу максимум возможного на тот период — официальную «крышу», свою «литовку» и поддержку в борьбе с органами культуры. Да и в дальнейшем принес немало пользы тем, что просто не вмешивался в дела Клуба.
Итак, начало было положено. Помимо групп, выступавших в Иецаве, к СМЭВ присоединился еще целый ряд составов. Первоначальное название Клуба слабо соответствовало его характеру и посему было трансформировано в «Клуб современной музыки» (КСМ), затем — просто Рок- клуб, наиболее точно отражавшее истинное положение дел. Судите сами: АТОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ играл то, что принято называть «авангардом», ДЖАЛТАРАНГ — индийскую классическую музыку, АЦЛ и САЛВЕ — джаз-рок и арт-рок, ПОЕЗД УШЕЛ и ПИЛИГРИМ — различные версии харда, ДЗЕЛЗСЦЕЛЬШ («Железная дорога»), так стали называть себя бывшие «Морские Какашки» — панк, ДЗЕЛТЕНИЕ ПАСТНИЕКИ («Желтые почтальоны») — волну, СЕЛЬСКИЙ ЧАС — кантри, РОК’Н’РОЛЛ БЭНД (бывший ДОПИНГ) — классику. Были еще и просто гитаристы, и фолк, и фламенко. 96 посадочных мест «Аллигатора», большая часть из которых к тому же отдавалась на откуп сторонним лицам, не могли вместить всех желающих приобщиться к рок-культуре. Был найден новый зал —«Дзинтарпилс» («Янтарный Дворец»).
Сей «дворец» представлял собой мрачноватое грязно-желтое здание бывшего кинотеатра примерно на 300 мест. КСМ продержался в «Дзинтарпилсе» всего 3 месяца — с ноября 1983 г. по январь 1984-го, но это было то время, которое до сих пор вспоминается с восторгом и сожалением, что оно кончилось так быстро.
Именно здесь состоялся первый Фестиваль, первый показ «компетентной» комиссии из соответствующих организаций (последствия не заставили себя долго ждать), здесь зарождались традиции рижских сейшенов: полное отсутствие милиции, охрана и вся организация силами самих музыкантов и членов Клуба. Первым всегда играл АТОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ.
Все концерты этой группы строились по принципу — от импровизации к теме. О том, что получится из их выступления, не подозревали ни зрители, ни сами музыканты. Располагая сильным составом и привлекая по мере необходимости других «сессионных» музыкантов, используя артистические способности барабанщика С. Сушко и саксофониста Ю. Лапкина, включая в свои композиции элементы театра, СИНДРОМ вовлекал зрителя в своеобразный музыкальный хэппенинг, «пробивал брешь в сознании слушателя, после чего тот мог воспринимать любые идеи». Правил этим балом Олег Гарбаренко — клавиши, тексты и все предметы, из которых можно извлечь звуки. К сожалению, плохое состояние здоровья Олега привело к распаду коллектива в 1985 г. Периодически СИНДРОМ возобновляет свою деятельность в различных вариантах. Обычно это происходит после окончания стационарного курса лечения Гарбаренко и до начала его интенсивного самолечения. Все, что группа успевает натворить за это время, достойно самого пристального внимания.
Но все же самым популярным коллективом клуба и во времена «Дзинтарпилса», и, пожалуй, за всю историю существования КСМ был ПОЕЗД УШЕЛ. Образовался он из веселой группы ПАРАДОКС, игравшей в пресловутом кафе «Аллегро». Три ее участника — барабанщик Ю. Городянский, басист Г. Кривченков и клавишник П. Развадовский совместно с будущим президентом Клуба А. Яхимовичем (Яхимом) решили создать новую группу. Яхим придумал название и предложил играть вещи старых команд — CCR, DOORS etc. На вакантную должность гитариста был приглашен Г. Эдельштейн, до этого игравший по кабакам и на свадьбах. Идея ему понравилась, только вот песни он предложил писать свои. Так на свет появился ПОЕЗД — самая великолепная, бардачная, веселая и мрачная, серьезная и актуальная, бытовая и социальная команда рижских бывших кабацких музыкантов.
Первое же выступление прошло на «ура». Еще бы — музыка, напоминающая SIADE и Сюзи Кватро, с элементами металла, пронзительные гитарные запилы, перемежающиеся с пассажами на клавишных, острые тексты, все это сыграно и подано с жутким напором. Плюс использование фонограмм советских эстрадных песен в паузах между вещами, что придавало цельность программе, сценические костюмы — а ля пиджак + семейные трусы, женская пижама + кирзовые ботинки и т.д. Конечно, одеться можно и покруче, и играть намного лучше, чем ПОЕЗД в 83г., но все, что они делали на сцене — было настоящее, шло изнутри. Как говорили впоследствии участники группы, специально ничего не придумывалось, все возникало как-то само собой. То был POK!
Пожалуй, именно после концертов ПОЕЗДА и АТОНАЛЬНОГО СИНДРОМА по городу пошли слухи о появлении «какого-то рок-клуба».
Группа активно существовала чуть больше года. За это время они сделали две программы и записали один альбом «…в замочную скважину». Период полураспада продолжался еще около года. Сначала возникла проблема с басистом, затем с клавишником. К тому же нарастали внутренние противоречия — три лидера на пять человек — не шутка! ПОЕЗД… вместо прорыва на главные пути тихо… УШЕЛ в тупик, где постепенно незаметно и прекратил свое существование.
Третьим «китом» рок-клуба была кантри-группа СЕЛЬСКИЙ ЧАС, основанная вездесущим (в то время) Яхимовичем. Кроме традиции, они исполняли и русские народные «деревенские» песни типа «Эх, Колорадо мое, Колорадо, и мой верный дружок кОрОбин», а также инструментальные обработки популярных в разные годы шлягеров «В лесу родилась елочка», «Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц». Естественно, что стилистика была выдержана полностью. Основная заслуга в этом принадлежала гитаристу-виртуозу Андрею Мардеру, ныне проживающему в США. Именно СЕЛЬСКИИЙ ЧАС стал первой «выездной» группой КСМ (Москва, «Литуаника-85»).
Но мы слишком забрались вперед. Вернемся к концу 83 года. В ночь с 30 на 31 декабря в «Дзинтарпилсе» играли практически все участники Клуба Современной Музыки. Некоторые из них играли в Клубе в последний раз. ДЖАЛТАРАНГ организовал собственный Клуб — Любителей Индийской Музыки — и ныне достиг больших высот в своем искусстве. Сейчас они находятся на стажировке в Индии у легендарного Рави Шанкара.
Самые независимые ДЗЕЛТЕНИЕ ПАСТНИЕКИ ушли именно из-за своего полного «индепенденса». Передовая для того времени, группа уже в 82 г. играла «волну» с использованием электроники (клавиши, барабаны) и гитар, сочетая простоту мелодий с незамысловатыми, а порой беспредметными текстами, достигая нужного результата не обилием эффектов и богатыми аранжировками, а обыгрыванием некоторых сочных созвучий, находя в этом особое удовольствие. Не желая вписываться ни в какие системы, ПОЧТАЛЬОНЫ, даже имея в своем активе выпущенную в 1984 г. в ФРГ пластинку и участие в 1987 г. в Фестивале альтернативной музыки в Польше, продолжали самостоятельное развитие с репетициями и записями на кухне и редкими концертными выступлениями, как правило, в независимых тусовках. В настоящее время это одна из наиболее интересных латвийских групп.
Вообще судьба ПОЧТАЛЬОНОВ нехарактерна для латышских рокеров. Большинство из них довольно быстро находило себе богатых хозяев в лице латвийских колхозов-миллионеров, которые понастроили себе все, вплоть до мраморных детских садиков с бассейнами и роскошным зимним садом, где советские кинематографисты снимают интерьеры особняков западных воротил бизнеса и преступного мира. Содержать рок-группу, отвалив ей для начала тысяч 40-50 (что для середины 80-х было суммой немалой) для обзаведения аппаратурой, для таких колхозов было делом чести. Избежать соблазна могли лишь наиболее стойкие и идейные либо совсем молодые группы, на которых попросту не было спроса.
Таким образом, латышских групп в клубе всегда было немного, как правило, они заключали лишь временный союз, предпочитая параллельно искать другие варианты существования. Это относится и к русским группам: АЦЛ под руководством сильного джаз-рок гитариста Валерия Белинова, некоторое время игравшего в эстонском РАДАРЕ, участвовал также в выступлениях ПОПОЛЗНОВЕНИЯ (ПОПОЛЗНОВЕНИЕ — концептуальный авангард), ЗГА (оппозиционный рок), в 1989 АЦЛ выпустили пластинку на Западе.
В первые два года существования Клуба лишь два латышских состава сохранили постоянный контакт с ним — это ДЗЕЛЗСЦЕЛЬШ и РОК’Н’РОЛЛ БЭНД (позднее — АРХИВ). ДЗЕЛЗСЦЕЛЬШ играли панк- рок, играли быстро, громко, агрессивно, не очень технично и грамотно, но в целом достаточно вызывающе. Особенно отличался их вокалист Вилнис (ныне — вокал в К. РЕМОНТС). Высокий яркий блондин в «фирменном» панк-прикиде, он шокировал публику как в Риге, так и на фестивале-85 в Питере, где своим появлением в зале на заключительных концертах произвел немалый фурор. Группа очень понравилась, но СА не дала развиться музыкальным талантам ребят. Из участников ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ наиболее известен сейчас барабанщик Игорь Линга (до перестройки — Васильев), фрагменты из снимаемого им фильма использованы Ю. Подниексом в нашумевшем боевике «Легко ли быть молодым?».
РОК’Н’РОЛЛ БЭНД основал в 1982 г. ветеран латышского рока Янис Зигфридович Ванадзиньш (гитара). Он играл еще в середине 60-х гг. и чуть ли не единственный из рокеров второго поколения сумел дожить до более светлых времен. И не просто дожить, а пронести сквозь все эти мрачные годы юношеский задор и пылкую любовь к рок-н-роллу. Пожалуй, Янис — последний настоящий рокер в СССР. Честь и хвала ему.
Итак, набрав компанию любителей рок-н-ролла и пригласив на должность вокалиста бывшего уже давно не у дел участника популярного в 60-е годы бэнда NATURAL PRODUCT Пита Андерсона, Ванадзиньш вместе с ДОПИНГОМ — РОК’Н’РОЛЛ БЭНДом — АРХИВОМ начал завоевание латвийской сцены, которое Пит закончил без него, попутно сменив практически весь состав. Ныне П. Андерсон — национальный герой Латвии, почетный член Всемирной ассоциации исполнителей рок-н-ролла, изъездивший с гастролями весь Союз и ряд стран Западной Европы. А Янис — по-прежнему Последний Настоящий Рокер.
Но и не только. Еще он — лидер-гитарист группы ЦЕМЕНТ. ЦЕМЕНТ возник весной 85 года по инициативе А. Яхимовича, покинувшего (вместе с басистом Геннадием Кривченковым) к тому времени ПОЕЗД УШЕЛ. Ставка была сделана как на музыку, (веселые ритм-энд-блюзовые песни и рок-н-роллы) и тексты (хиты советских поэтов-песенников типа М. Танича), что в комплексе уже давало интересную картину, так и на сценическое воплощение (экспрессия А. Яхимовича плюс красивые голые ноги солистки Леоноры Гнедлер). Группа уверенно набирала популярность, чему немало способствовала все более раскованная игра, включение «своих» песен и новое звучание, вначале выразившееся в некоторой «бравовизации» (саксофон + женский вокал), особенно заметной после московских гастролей, а затем — в ужесточении игры (с приходом нового барабанщика Юрия «Мамбы» Городянского). После того, как ЦЕМЕНТ покинули саксофонист и Леонора, состав приобрел нынешний вид. Направленность ЦЕМЕНТА не изменилась и до сих пор — тексты профессионалов и свои собственные разработки близких тем, положенные на музыку, которую сами музыканты в шутку называют «нео-пост-панк». Группа первой из рок-клубовских проложила путь на Большую Землю — в СССР — и завоевала там некоторую популярность и известность, впрочем едва ли большую, чем в Риге. В родном городе они играют 2-3 раза в год, включая сюда и выступления в блюзовом варианте (для души Яниса) под названием BLUES BAND или НОТ DOGS (с привлечением других музыкантов).
В ЦЕМЕНТЕ играют люди, оказавшие наибольшее влияние на становление и развитие Рижского рок-клуба. Это его бессменный и, кажется, пожизненный президент А. Яхимович и Ю. Городянский «Мамба» — человек, которому клуб обязан всем, что имеет. И это не преувеличение, ибо все материальное, чем владеет Клуб,— аппарат, строительство и приобретение которого началось в 1986 г. и, возможно, когда-либо закончится,— целиком заслуга Мамбы. Разделение власти построено на принципах республиканской монархии. Теоретически правит монарх, чьи функции заключаются в произнесении речей, участии в различных официальных мероприятиях и внушении любви своему народу. Со всеми этими обязанностями наш президент всю жизнь справлялся отменно — и в начале карьеры, вещая с кучи строительного мусора во дворе кафе «Аллегро», и сейчас, распивая чай в кафе на Домской площади, либо на своем рабочем месте в Юношеской библиотеке, где по вторникам собираются остатки рок-клуба.
Всеми остальными практическими делами, как-то: организация сейшенов, доставка и погрузка аппарата, поиски зала, приглашение групп и т.д. ведал премьер Мамба и возглавляемый им Совет (Парламент). Самым большим достижением Совета надо считать воплощение в жизнь системы законного получения прибыли с сейшенов, ведь до начала кооперативного движения нельзя было не только иметь какой-нибудь доход, но и просто продавать билеты на концерты групп без литовки Упр. Культуры. А система была проста и копировала работу Советских добровольных обществ типа ДОСААФ, Красный Крест, ОСВОД. Для того, чтобы стать членом этих организаций, достаточно только сдать членский взнос, идущий на нужды соответствующего общества. Так же и в рок-клубе — любой желающий сдавал месячный взнос в размере 2 рублей, оставлял свой автограф в ведомости и автоматически зачислялся в Клуб. Правда, вместо марки он получал нечто более существенное — бесплатный пригласительный билет на очередное клубное мероприятие. Законность сбора взносов была зафиксирована в «Положении о клубе» и скреплена множеством подписей официальных лиц. Система исправно работала почти три года (86-88), направляя всю прибыль только в кассу рок-клуба, и отпала лишь под воздействием перемен в экономике страны.
Внешнеполитический курс Клуба всегда базировался на поддержании связей с аналогичными прогрессивными движениями. Первый неофициальный визит в Ригу в июле 83 г. нанес Г. Зайцев, тогдашний президент ленинградского рок-клуба и нынешний менеджер ДДТ. (Нет, уже не менеджер ДДТ — Ред.). А официально первыми в ИЮНЕ 84 г. приехали находившиеся в пике формы СТРАННЫЕ ИГРЫ и никому не известная ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА п/у С. Курехина. Затем «железный занавес» захлопнулся и был вновь открыт только зимой 85 г., когда в Рок- клубе прошли концерты подпольного ПРИМУСА и АКВАРИУМА. За последние два года удалось выписать практически все ведущие ленинградские группы — ИГРЫ, АВИА, ДЖУНГЛИ, ТЕЛЕВИЗОР, КИНО и др., а также наиболее интересные команды из других регионов — 003 (Калининград) и ЗВУКИ МУ (Москва).
Как легко заметить, среди приглашенных групп напрочь отсутствовали представители тяжелой музыки. Сделано это было сознательно, с целью противопоставления нового мировоззрения застывшему и монолитному условному миру хард-рока и шумному максималистическому протесту переживающего «подростковый» период хэви-металла.
Главной движущей силой всего тяжелого и волосатого в Рок- клубе была группа ПИЛИГРИМ. Первое их выступление состоялось еще в Иецаве, правда, под маркой ЧЕРНОГО КОФЕ. Затем последовал период становления на ноги, и в 84 г. коллектив тронулся в путь, не прекращающийся по сей день. Руководит этим предприятием Дмитрий Федотов — лидер-гитара и идейный вдохновитель группы.
Остальной состав был весьма мобилен и насчитывал порядка 15 вариантов. Неизменной оставалась лишь музыка — хард-рок, в раннем периоде тяготеющий к BLACK SABBATH, а в позднем — к RAINBOW. В 85-86 гг. ПИЛИГРИМ в клубе занимал ведущую позицию и (вместе с ЦЕМЕНТОМ) тянул на себе все концерты, так как располагал более-менее приемлемым комплектом аппаратуры и практически всегда был в форме. К слову, в 85 г. ПИЛИГРИМ был, наверное, самой волосатой группой в Союзе. При среднем росте около 180 см средняя длина волос приближалась к поясу.
Чувствуя негативное отношение к своему творчеству со стороны верхушки Рок-клуба, Д. Федотов стремился к самостоятельности, и к середине 87 г. ПИЛИГРИМ полностью отделился от Клуба. Последнее совместное мероприятие (состоялось в феврале 88 г.— хард-энд-хэви фестиваль, участвовали 11 групп из 6 городов) закончилось конфликтом, правда, быстро затухшим. Сейчас отношения нормализовались, и возможность дальнейшего сотрудничества отнюдь не исключена.
Если представителям тяжелого рока была уготована трудная и долгая судьба, то хэви-металлисты лишь репетировали продолжительное время, затем следовала парочка выступлений и — пшик, звезда погасла. Наиболее ярким коллективом молодых жестянщиков был ДУБЛЬ-5 под предводительством Геннадия Соловьева.
Другое направление в металле представляли ученики ПОЕЗДА —трио ДИХЛОФОС. В отличие от всякого «черного», «скоростного» они играли «веселый» металл, с юмором обыгрывая такие мрачные стороны нашей жизни, как, скажем, тяжелое похмелье или прорыв канализационной трубы в личном сортире. Хитом стала их «антивоенная» песня — «А ты купил себе белые тапки?». Точку в личном деле ДИХЛОФОСА поставил военный комиссар Московского района Риги, отправив служить лидера группы — «Башкира». Двое остальных, признанные неспособными держать винтовку или лопату, вписались сначала в ЧАСТНЫЙ СЕКТОР, а затем, прихватив оттуда бывшего гитариста ДУБЛЬ-5 Д. Тилина, и назвавшись ТАК ВАМ И НАДО (ТВИН), продолжили начатое дело. Сейчас группа, пополнившись еще одним гитаристом и клавишником, перешла на работу в молодежную фирму «Форум» в качестве рок-группы. Играют попсовый металл с текстами, лирическим героем которых является молодой человек, любящий ночь, ищущий любовь и посещающий кабаки.
Последний сейшн с ДИХЛОФОСОМ (осень 86 г.) одновременно был первым со СПЕЦБРИГАДОЙ — группой, представляющей болдерайский рок. Болдерая — отдаленный район Риги, практически отдельный городок, расположенный в устье Даугавы и имеющий воинскую часть, базу подводных лодок, ограниченный контингент сирийских и арабских граждан и все условия для развития рок-музыки. Она и развивалась там, воплотившись в местный вариант ROLLING STONES — СПЕЦБРИГАДУ, BEATLES — WEEKEND, SEX PISTOLS — ФУРУНКУЛ и ряд других коллективов. Из всего этого разнообразия в Рок-клуб входили лишь первые две.
Начало СПЕЦБРИГАДЫ относится к 83 г., когда ее будущий лидер Андрей Костаненко «Кастот», наслушавшись Майка, заявил, что будет играть лучше. Затем эта цель отошла на задний план, а СПЕЦБРИГАДА осталась и зажила своей жизнью. Музыкальной основой их творчества является наследие ROLLING STONES, а в текстах нашла воплощение жизнь рабочих районов — с алкоголем, наркотиками, любовью настоящей и продажной, фальшивыми лозунгами и призывами, реальностями каждодневного существования. К сожалению, сам образ жизни музыкантов не способствует их творческому росту. Уровень игры по-прежнему остается ближе к «андерграундному» — подъездно-подвальному, чем к приемлемому на концертах. Исключение составляет лишь период почти регулярных репетиций в 87 г. Но что отличало СПЕЦБРИГАДУ всегда, так это работоспособность Кастота на сцене — здесь он «тот же Пушкин, но только в профиль». Группа была признана самой популярной в Рок-клубе на Фестивале-87.
На этом фестивале играли две последние латышские группы Клуба — металлисты ВЕЛВЕ и волновая команда, играющая а ля DEPECHE MODE, но называющая это панком — ЗИГ ЗАГ. Появились они в Клубе еще в 85 г. под названием АРПРАЦ (от искаженного «агprats» /лат./ — «ужас»). Примерно год они просто не умели играть, но затем нашли свою струю, поднаторели, вышли в люди и в 87 г. окончательно порвали с Клубом, заявив напоследок, что балалайка и кокле (латышский народный инструмент) в одном оркестре звучать не могут. ВЕЛВЕ же спокойно ушли в армию.
После Фестиваля 87 года на сцену вышли новые группы — КАРТ-БЛАНШ и ОТКЛОНЕНИЕ ОТ. Решающую роль в их развитии сыграл Г. Соловьев, разваливший (вот они, деструктивные способности) первоначальные варианты обоих составов (соответсвенно АДВОКАТ и ПЛАСТИЛИН). Перемены пошли на пользу, и сейчас мы имеем два сильных коллектива.
КАРТ-БЛАНШ тяготеет к панку типа STRANGLERS, с акцентом на клавиши. Безусловно, центральное место на сцене принадлежит вокалисту Д. Челышеву («Мыч») — чрезвычайно подвижному, высокому, худому типу с выразительной мимикой и резкими движениями. Полная противоположность ему — А. Дворников («Папа») — клавиши и лидер группы — нервная сдержанность. Группа отдает приоритет социальной тематике.
ОТКЛОНЕНИЕ ОТ, в свою очередь, играет модную волновую музыку, которая особенно нравится представителям прекрасной половины слушателей.
Обе группы — это сегодняшний день Рок-клуба. Кто еще? ЦЕМЕНТ, СПЕЦБРИГАДА, УИКЕНД, студийная группа клубного гитариста А. Федяева ВАЛЕРА, ЭТО РИСК, десяток-другой околоклубных тусовщиков, парочка функционеров, куча старых друзей, занимающихся ныне своими делами. Что еще? Чаепития по вторникам, тусовка по четвергам, парочка сейшенов в год, разговоры о политике, почти доделанный аппарат, три независимых рок-журнала: «От Винта», «СПИДЪ», «Малая Земля», сомнительно-регулярная рок-страничка в местной «молодежке».
Что в прошлом? Бурные сейшена, проблема лишних билетиков, борьба за существование, два блюзовых фестиваля (так и не ставших регулярными) и надежды, надежды, надежды…
Что в будущем? Лучше всего на этот вопрос ответить словами А. Яхимовича: «Будем надеяться, что что-то будет, а может быть, и не будет — черт его знает, трудно сказать…»
С. ВОЛЧЕНКО.
*РКСМ — Рижский Клуб Современной Музыки.