Привет сукины дети! Или мокрые рубашки Фрэнка.

Фрэнсис винсент заппа
2I.I2.I940-6.I2.I993

OH ИМЕЛ (и имеет) столько же фанов, сколько и ярых противников. В 1971 году во время концерта в лондонском Rainbow Theatre дошло до того, что какой-то невыдержанный субъект сбросил его со сцены. Псих постом объяснил, что это все из-за ревности, т. к. его девчонка «была без ума от Фрэнка». Заппа после этого инцидента три месяца лежал в гипсе, а последующие полгода провел в инвалидной коляске…
В первой половине 60-х его группу THE MOTHERS регулярно прогоняли из всех клубов Лос- Анджелеса, так как музыка, которую он играл, начисто сметала танцующих людей с эстрады. Представители звукозаписывающих компаний пожимали плечами и отказывались заключать контракт с Заппой,— недальновидные (недалекие?), они не знали, что прогоняют гения, чьи музыкальные идеи были чересчур смелы и необычны для лишенного гибкости стандартного мышления. И лишь когда группой Фрэнка (к тому моменту она уже называлась THE MOTHERS OF INVENTION) занялся менеджер Херб Кохен, кое-что сдвинулось с места. Кохен помог подписать контракт с Verve Resords, отделением фирмы MGM, (Кстати: в тот же дёнь в бюро MGM в Нью-Йорке подписывали контракт с группой THE VELVET UNDERGROUND.)
В июне 1966 года появилась первая пластинка THE MOTHERS OF INVENTION — „Freak Out!» LP неожиданно (впрочем, это можно было и предвидеть!) вызвал широкий резонанс как среди профессионалов, так и просто поклонников и любителей рока. Шок. Подобной музыки до этого никто нигде не играл. Конверт, в котором находился
диск, также рвал с «традициеи» и был непривычен — Фрэнк сам придумал эту феньку: то был первый в истории поп- и рок- музыки альбом с раскладывающейся обложкой. „Freak Out!» с ходу стал как бы лидером авангарда тех лет.
Заппа стал знаменит. За ним закрепилась репутация эксцентричного и непредсказуемого гения. Что с успехом подтверждалось не только новыми аудиорелизами Фрэнка, но и его выступлениями на публике — будь то концерты, хеппенинги или участие в каких-либо телевизионных шоу.
Что касается концертов Заппа и Со., то они и впрямь были, мягко говоря, необычными и часто (очень часто) сопровождались скандалами, вызывая по большей части шок у зрительской аудитории. Лидер MOTHERS OF INVENTION был основателем того, что можно было бы назвать рок-театром. То, что позже на сцене творили Питер Гэбриел, Элис Купер, музыканты PINK FLOYD и многие многие другие, было только развитием некоторых идей и отдельных фишек Ф. Заппы. Свет, дым, пантомима, переодевания на сцене и за кулисами по ходу выступления сейчас никого не удивляют, но тогда это было настоящей сенсацией.
До последних дней жизни Фрэнка Заппы фанаты, идущие на концерт своего любимца, терялись в догадках: какое безумие он придумает на этот раз? Известен случай, когда Заппа пригласил на сцену взвод морских пехотинцев, дал им куклу и сказал: «Это желтый. Покажите, что делали с желтыми во Вьетнаме!» Солдаты разорвали куклу в клочья, признав это веселой шуткой. Сам автор был в ужасе, просто потрясен. Не ожидая такой агрессии, он больше уже не пробовал таких вещей.
Большой популярностью у зрителей пользовались конкурсы «мокрых рубашек», во время которых рискованно одетые девчонки поливали друг друга водой прямо на сцене. Бывало, Фрэнк посреди концерта вдруг организовывал аукцион женского белья, конкурс танцев на одной ноге и даже стриптиз, в котором могла участвовать любая девушка из числа зрителей.
Во время выступления Заппа пел, дирижировал, говорил с публикой, которую часто провоцировал: «Привет, сукины дети!». Это было одно из самых деликатных приветствий. Однако в момент, когда Фрэнк брался за гитару, полностью менялось его обличье. Во время сольных партий он был сосредоточен: маэстро творил. Затем он на минуту откладывал инструмент, чтобы снова с иронией пройтись по всем и каждому: по политиканам, по мещанству, ТВ, бюрократам, хиппи (к которым его вначале ошибочно относили), по американскому образу жизни и даже по папе и Президенту.
Чтобы себе все это позволить при полном зале, надо было иметь суперпрофессиональную команду, способную реагировать на малейшую импровизацию лидера. И надо признать, что касается музыкантов, что тут Фрэнк Заппа имел счастливую руку.
«Каждый день получаю пленки от людей, которые хотят играть со мной,— говорил Заппа.— Список очень большой. Когда меня все же ловят, то говорят: могу сыграть все что хочешь, дай работу. Отвечаю: а ну-ка сыграй вот это».
Фрэнк обычно требовал, чтобы кандидат показал что-нибудь свежее и оригинальное. Однажды к нему в дом в Голливуде пришел гитарист, который без особого труда сыграл несколько отнюдь не самых простых инструментальных соло Заппы. Этого ему показалось мало, и он сыграл собственную версию этих виртуозных импровизаций, да так, что автор сам не смог их повторить. Музыкант был немедленно принят. Его звали Стив Вэй.
Каждый, кто попадал в группу Заппы, мог уже не беспокоиться о своем будущем. Этикетка музыканта из группы Фрэнка Заппы — самая лучшая рекомендация. Через его группу прошли многие звезды — и не только рока, но и джаза, блюза etc.
Заппа признавал, что с одинаковым трудом он пишет музыку к балету и рок-сюите. Помимо рока и рок-авангарда, в дискографии Заппы есть и чисто джазовые и джаз-роковые пластинки. Например, „Uncle Meat» и „Burnt Weeny Sandwich» 1969 года, некоторыми критиками признаваемые за фундаментальные для джаз-рока; событие в джазе— „Jazz From Hell», 1986; рок-опера — „Joe’s Garage» и даже записи классической музыки, которые критики поначалу не воспринимали всерьез.
Зато начиная с 80-х Заппа как классический композитор приобретает вес и все более ценим в музыкальном мире. Уже на LP „Lumpy Gravy» Фрэнк дирижирует большим симфоническим оркестром, хотя и вводит в ткань сюиты характерные для себя вставки-интерлюдии (разговоры, телефонные звонки etc). Несколько его композиций исполнил 11 января 1982 года в Barbical Hall знаменитый Лондонский Симфонический Оркестр под управлением Кена Нагано („Zappa Volume Г). А в 1984 году он выпустил альбом „Boulez Conducts Zappa», который под измененным названием „The Perfect Stranger» можно сегодня найти в каталогах компакт-дисков в разделе «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА».
Фрэнк — замечательный художник. И не только в музыкальной или словесной оболочке, а также в пластике, примером чего может служить обложка „We’re Only In it For The Money» — стебовая пародия на битловский конверт „Sergeant Pepper’s Lonely Heart Club Band». Очередной, вытекший из этого, судебный процесс он проиграл. Инициатором дела был Пол Маккартни. (С Джоном и Йоко Леннон Фрэнк жил в дружбе и согласии, подтверждением чего служит их совместное выступление, запись которого сейчас является настоящей жемчужиной в коллекции каждого фана Заппы.)
Чтобы быть полностью независимым, Заппа соорудил на своей вилле суперпрофессиональную цифровую студию. «Могу в ней делать все, что мне заблагорассудится. Полагаю, это наиболее оснащенная студия во всем Голливуде»,— говорил он с гордостью.
Фрэнк Заппа, без сомнения, один из самых плодовитых музыкантов в рок-мире. Его обширная дискография насчитывает более 50(!) официально выпущенных пластинок и столько же бутлегов.
… Заппа был непредсказуем. И, думается, таким он и останется — для любого, кто хоть раз поставит на проигрыватель (магнитофон ets) запись Фрэнка. Можете быть уверены, что вскоре одни снова им будут восторгаться, а других он будет бесить. Все как при жизни. Таков уж он — ФРЭНК ЗАППА.

DISCOGRAPHY
„FREAK OUTI» (Verve, 1966) 2LP „ABSOLUTELY FREE» (Verve, 1967)
„FRANCIS VINCENT ZAPPA CONDUCTS LUMPY GPAVY’ i1967)
„WE’RE ONLY IN IT FOR THE MONEY» (Verve, 1968) „CRUISING WITH RUBEN AND THE JETS» (Verve, 1968) „UNCLE MEAT» (Bizzarre, 1969)
„HOT RUTS» (Bizzarre, 1969)
„BURNT WEENY SANDWICH» (Bizzarre, 1969)
„MOTHERS OF INVENTION» (Polydor, 1969)
„MOTHERMANIA» (Verve, 1969)
„WEASLES RIPPED MY FLESH» (Bizzarre, 1970)
„CHUNGA’S REVENGE» (Bizzarre, 1970)
„THE 8 AND 9 OF THE MOTHERS» (Verve, 1970)
„MOTHERS’S DAY» (Verve, 1970)
(Verve, „THE WORST OF THE MOTHERS» (Verve, 1970)
„FILLMORE EAST — JUNE 1971″ (Reprise, 1971)
„200 MOTELS» (IA, 1971) Soundtrack 2LP
„JUST ANOTHER BAND FROM L. A » (Bizzarre, 1972)
„SOMETIME IN N. Y. CITY/LIVE JAM WITH JOHN AND YOKO» (Apple, 1972)
„WAKA/JAWAKA» (Bizzarre, 1972)
„THE GRAND WAZOO» (Bizzarre, 1972)
„OVER-NITE SENSATION» (Discreet, 1973) „APOSTROPHE» (Discreet, 1974)
„ROXY AND ELSEWHERE» (Discreet, 1974) 2LP „ONE SIZE FITS ALL» (Discreet, 197S)
„BONGO FURY» (Discreet, 197S)
„ZOOT ALLURES» (Discreet, 1976)
„ZAPPA IN NEW YORK» (Discreet, 1978) Live „STUDIO TALL» (Discreet, 1978)
„SLEEP DIRT» (Discreet, 1979)
„ORCHESTRAL FAVOURITES» (Discreet, 1979) „SHEIK YERBOUTI» (CBS, 1979) 2LP „JOE’S GARAGE ACT I, II, III» (CBS, 1979) 3LP „TIN SELTOWN REBELLION» (CBS, 1981)
„YOU ARE WHAT YOU IS» (CBS, 1981)
„SHUT UP’N’PLAY YER GUITAR» (CBS, 1981) 3LP
„SHIP ARRIVING TOO LATE TO SARE A DROWING WITCH» (CBS,
1982)
„THE MAN FROM UTOPIA» (CBS, 1983)
„RARE MEAT» (CBS, 1983)
„THEM OR US» (EMI, 1984) 2LP „FRANCISCO ZAPPA» (EMI, 1984)
„JAZZ FROM HELL» (EMI, 1986)
„FRANK ZAPPA MEETS THE MOTHERS OF PREVENTION» (EMI, 1986) „GUITAR» (EMI, 1988)
„BROADWAY THE HARD ROAD» (EMI, 1989)


Обсуждение