Прощание с Энди…

Лу РИД: …Год 1978. Нью-Йорк. И Энди Уорхол повсюду-буквально повсюду. Творец и Бог поп-арта вездесущ и пользуется огромным спросом. Его тестообразная фигура, жуткий белоснежный парик и загадочная улыбка всегда оказываются в нужное время в нужном месте — там, где газетчики могут воспользоваться своими «Никонами»: на премьерах фильмов и бродвейских мьюзиклов, на открытии сенсационных художественных галерей, на поп-концертах, на показах мод, на днях рождения особ голубых кровей. Фактически всегда это была самораспродажа: множество домов и гостевых списков оказывались достаточно объемными, чтобы вместить длинный извилистый хвост ни вочто не верящих приятелей Уорхола, восходящих старлеток и просто паразитов вечеринок. Печальная шутка состоит в том, что именно Энди Уорхол — первый, и возможно, единственный ренессансный человек 60-х, который трансформировал наш взгляд на искусство и процесс творения музыки, фильмов, изобразительного искусства, который создал искусство внутри самого себя — стал постоянной фигурой на обложках популярных журналов.
Самореклама, конечно, всегда была одним из самых больших талантов Уорхола. Она не причина того, чего он достиг, но она наиболее бросается в глаза. Между тем, эхо достижений 60~х продолжало нести его на волнах славы; домашние фильмы, которые он делал на «Фабрике» — своей старой студии, включая такие сексуальные и грязные, классические вещи как «Жара» и «Девушки из Челси» оказали основное влияние на дающее ростки подпольное кино и виео.
Но лучшие художественные произведения Уорхола уже остались позади него. Он издает причудливый, безумно модный ежемесячный журнал «ИНТЕРВЬЮ», заполненный большими именами, богемными художниками и очаровательными манекенщицами. Он также создал огромную художественно-деловую империю, что-то вроде Andy Warhol Inc. Ночами же он становился любимцем общества. Его муза, казалось, находится в зимней спячке.
Но было ли это так?
Жизнь слишком рано кончилась для него. Он умер в разгар своей славы любимца вечеринок, но отошедший в тень художественной деятельности. Я думаю, он был снова готов вернуться к творчеству. Но, конечно, после ранения он был лишен долгой жизни. (Рид имеет в виду инцидент 1968 года, когда Уорхол был серьезно
ранен бывшим противником «Фабрики» Валери Солонасом.— Прим. Ред.)
В любом случае, он заслужил отойти от дел и творить свои проделки там, где его не достанет случайный выстрел.
Тем не менее, если подумать, много лет спустя, скажем, в 2050 или z312 году, если люди тогда захотят посмотреть на 60-е и 70-е годы с точки зрения искусства, или даже с любой другой точки зрения, куда они, как вы думаете, обратят свой взгляд, чтобы получить правдивое представление о том, что тогда происходило? Они обратятся к Энди Уорхолу. Это даст настоящий аромат времени моментально. Это не малое достижение. И мы были счастливы находиться около него…
с „Melody Maker», 1993.
В. Богданов, перевод.


Обсуждение