Блуз в ритме дождя

группа ДОЖДЬ / фото Игоря Чурсина
группа ДОЖДЬ / фото Игоря Чурсина

Эпоха развитого пессимизма, замызгавшая наши чувства комьцми мата грубоватого панка и заумью закрученного авангарда, кажется* медленно сползает в небытие? И чтобы окончательно прийти в себя, нужна музыка. Например, чистые капли блуза, которыми радует ДОЖДЬ.

Человека встречают по одежке, группу — по названию. Почему ДОЖДЬ? Выбирая название, музыканты долго не могли прийти к общему мнению. Тогда они предприняли мозговую атаку. Каждый записал на листе бумаги все, что придет в голову, а после обсуждения остановились на слове «дождь», которое было написано Юрием Витовским. И хотя все участники группы любят дождливую погоду, название не следует воспринимать буквально.

ДОЖДЬ отличается завидным постоянством: с 1985 года, когда, познакомившись в школьном трудовом лагере, ребята решили играть вместе, и по сей день состав команды остается неизменным. Изначально в наличии были все. не хватало лишь певца. После, продолжительных, но не увенчавшихся успехом поисков, эту роль пришлось играть гитаристу Алексу Долгову, который дебютировал как вокалист с песней «Белая тень». Кстати, это была первая вещь ДОЖДЯ с отчетливо выраженным блузовым уклоном. Дебют удался, но серьезно подумать над этим не было времени, т. к. в их творчестве наступил длительный перерыв. Сначала один, затем другие ушли в армию и смогли собраться в первоначальном составе только через 4 года в мае 1989 г. К этому времени группа окончательно определилась и стала играть блуз.

— Почему именно блуз?

— Да потому, что блуз — это корни, а они необходимы во все времена. Как обычно бывает в Союзе? Молодые группы. ориентируясь на широко известных западных исполнителей. возводят их манеру игры и технические приемы чуть ли не в абсолют. Они тащатся от харда и металла, но при этом упускают из виду, что в основе творчества любого из западных рокеров лежит все-таки негритянская музыка, и прежде всего ритм-н-блуз. Оттого так дефективно советское рок-древо, что корни его не поливаются едва ли не с самого рождения.

И ДОЖДЬ, признавая право на существование различных направлений рока, от альтернативного до симфо-панка, остается верным традиции и однажды выбранному стилю. Вполне вероятно, кому-то покажется он консервативным, тем более, что большинство песен исполняются на английском языке, так как «петь блуз на русском, все равно, что частушки на английском», утверждает Долгов. Но ведь блуз — не просто музыка. Это особое состояние — состояние на грани чего-то неожиданного, чего-то совершенно непредсказуемого. Импровизация — вот что такое блуз! И это ДОЖДЬ, добавлю я, который вы могли услышать на фестивалях «Рок для беженцев» и «Дни блуза на Харьковщине», в апреле 1990 г. — на концерте в ХГУ, в июне — в парке культуры им. Маяковского. Последний концерт, к слову, ДОЖДЬ отыграл во время дождя, неожиданно начавшегося, как только музыканты вышли на сцену. Удивительным переплетением в памяти остались три неуправляемые стихии — дождь, блуз и ДОЖДЬ.

Несколько раз выступала группа в Польше: в студенческом клубе «Нурт», на фестивале «Зачарованный праздник гармонии» и летом прошлого года в Бродницком блуз-клубе «Piano». Это, кстати, первый в Польше частный музыкальный клуб, и довольно известный. Группу пригласил хозяин клуба, услышав ДОЖДЬ чуть раньше в Познани, где они играли в одной программе с МАНКИ БИЗНЕС.

Прием в Броднице был прекрасный. Афиша звучала круто: «Группа ДОЖДЬ из СССР и какая-то группа из Голландии». В двухсотместный зал набилось около 400 человек. А молодежь в Польше намного раскованнее, чем здесь, без дурных совдеповских комплексов. Поэтому на концертах публика просто отвязывалась: танцевала, подпевала, иногда даже заглушая самих музыкантов. Как- то к Долгову подошли поляки, чтобы уточнить, на какой гитаре он играет. Они были поражены, увидев не «Гибсон» или «Стратокастер», а обычную чешскую гитару. В Польше, кроме массы бурных впечатлений, ДОЖДЬ получил от выступлений первый приличный гонорар, на который даже смог «пустить пыль в глаза» голландцам, угостив их пивом.

Играть настоящий, живой блуз можно лишь в двух состояниях: либо когда плохо — медленный и грустный, либо когда хорошо — энергичный и нервный. И то и другое можно услышать на концертах ДОЖДЯ, которому к тому же присущ тот самый «филинг», без которого нет и не может быть подлинной музыки, музыки дождя, который, смывая слой пыли с наших душ, требует полного растворения в потоках чистой. И тот, кто не станет раскрывать зонт и прятаться под крышами «миражей» и «электроклубов», поймет меня.

Состав группы ДОЖДЬ : Александр «Фуз» Долгов — гитара, вокал; Андрей Гацко — гитара: Юрий Витовский — бас; Михаил Мишин — ударные; Сергей «Жан» Куликов — менеджер ( телефон в Харькове 63-39-78).

Алиса САЗОНОВА.


Обсуждение