Несколько слов о явлении хоум-тэйпинга (специально для газеты «Нашъ Драйвъ»)

За английским термином ‘home-taping» скрывается обычная домашняя звукозапись, с одним лишь, но кардинальным отличием от привычного для России значения.1 Хоум- тзйпинг (XT) это именно запись оригинальной собственной музыки, произведенной в домашних условиях.
Явление это началось с появлением необходимых для того технических предпосылок, в первую очередь, такого новшеова, как аудио компакт-кассета. Кассетные магнитофоны были значительно удобнее и дешевле громоздких катушечных агрегатов, а качество записи вполне удовлетворяло скромные запросы домашнего музицирования. Вторым достижением технического прогресса, открывшим дополнительные возможности XT, стал рынок достаточно дешевых электромузыкальных устройств, позволявших человеку без консерваторского образования добиваться создания желаемых звуков с наименьшими затратами. Отличный сервис американской почтовой службы открыл невообразимые горизонты для обмена звуковой продукцией в обход традиционной бойни за место под солнцем в системе звукозаписывающих компаний, хит-парадов, МТВ и магазинов. Старый постулат «если не знаешь где раздобыть музыку, которая нравится тебе — то сделай ее сам”, заработал в очередной раз на новой технологической основе.
Итак, XT — это сделанная с наименьшими умственными и техническими затратами попытка вывода из глубин сознания музыки, звучащей внутри автора. Самой яркой особенностью такого метода музицирования является полный контроль автора над всем процессом создания произведения:
— появление идеи в собственной голове;
— подбор необходимых звуков или создание совершенно новых с использованием любых методов звукоизвлечения;
— обработки и микширование звука в соответствии с конкретной концепцией автора, а так же в зависимости от технических средств, имеющихся в наличии;
— запись готового произведения на звуконосители: компакт-кассеты, DAT-кассеты, компакт-диски и т. д.
— распространение. Это отдельный пункте которым как раз и слабовато у нас. Ибо на Западе существует целая сеть фанзинов (журналов), маленьких радиостанций, каналы электронной почты, просто знакомства и, как я уже говорил, прекрасно (по крайней мере, по сравнению с Россией) работает почтовая служба.
Результатом такой тотальной независимости являются уникальные звуковые записи, открывающие внутренний мир их создателей с потрясающей яркостью и откровенностью, что само по себе можно принимать или не принимать как музыку, но не считать это своеобразным актом творчества никак нельзя.
Основная струя XT-течения забурлила в Штатах, стране богатой, напичканной новыми технологиями, с налаженным бытом и, соответственно, с наличием свободного времени для раздумывания над всякими новшествами. Впрочем, пионерами стиля американцев можно назвать с определенной натяжкой — ибо, когда в Америке обстановка только начала напрягаться в сторону XT, в Европе лучшие умы уже вовсю хоум-тэйперили. Было это, правда сказать, не совсем “хоум”, зато вполне «тэйпинг». Взять хотя-бы того же г-на Шульце. По всем параметрам он вписывается в категорию хоум-тэйпера, но это уже XT в своем максимальном проявлении. Именно немецкая школа электронной музыки дала сильнейший импульс американскому (да и международному) XT Хотя не стоит забывать и о Throbbing Gristle. На благодатной американской среде из этих искорок разгорелся вполне приличный костерок, оказывающий сейчас определенное влияние на творчество Российских XT. Эффект пока не ощущается сильно ввиду технической отсталости российской глубинки. Москву и прочие столицы в расчет брать не приходится, так как там в большинстве своем «почему- то” более заинтересованы в коммерции — законы бизнеса толкают на создание музыки, способной полным ходом приносить прибыль. Вот и получаются рэйвы всякие, что достаточно хорошо приближено к XT, но призваны они обслуживать индустрию развлечений, а не подвигать человека на раздумья о вечном. Истинный же XT всегда, как правило, странен и непривычен. Более того, он всегда альтернативен. И это хорошо, ибо заставляет задуматься о противоположном и не впадать в традиционализм, пусть даже и авангардного плана.
Хоум-тэйпер, как правило, всегда одиночка. Группы, предпочитающие работать в жанре домашнего музицирования, достаточно редки. Очень часто это лишь использование приемов XT для достижения максимальной отдачи от музыкантов во время записи. Хороший пример подобного подхода — немецкая группа «CAN” или рижская группа «Popoliznowenje”. Характерным отличием группового творчества от упражнений ХТ- одиночки является дальнейшее развитие творчества группы в сторону определенной коммерциализации под влиянием различных причин. То есть, занимаясь подобным творчеством в коллективе, автоматически приносишь в жертву все остальные радости жизни — самоотдача должна быть максимальной. Если ты работаешь один, то гораздо проще рассчитать свой режим, ведь основной процесс идет в голове, и работать так можно и в вагоне метро, и на лекции в институте, для этого не нужна специальная студия и аппаратура. А группа порождает за собой различные экономические проблемы и, соответственно, методы их разрешения: концертную деятельность, выпуск компакт- дисков и пр. Как правило, процесс этот наносит сильный ущерб музыке как таковой. Отличием могут быть лишь коллективы, имеющие в своем составе обеспеченных материально персон, способных тратить деньги на музыку без особых проблем. Но это уже совсем крайняя редкость (или редкая крайность).
Пару слов о технической стороне XT. Минимальный набор средств весьма прост:
— кассетная дека (или портастудия);
— музыкальный источник (клавишные или синтезатор, гитара с блоком эффектов, любой акустический инструмент с датчиком, преобразующим акустические колебания в электромагнитные);
— ревербератор, компрессор и пр., т.е. штучки, позволяющие придать разработанному звуку товарный вид;
— микшер или любое другое устройство сведения звука.
В зависимости от материального состояния каждого конкретного хоум-тэйпера перечень этот может быть сильно расширен и оснащен словечками типа МИДИ, софт, драйвер, кампутеръ, интерфейс и прочей умной пургой. Или же наоборот сокращен до минимума.
Так, например, архангельские концептуалисты «Шесть мертвых болгар” прекрасно обошлись потрепанным ревером “Лель”, микрофоном МД-200, набором кухонных кастрюль,2 проигрывателем с кучей старых пластинок и кассетником «Радиотехника» десятилетней давности. К счастью, трое “оставшихся в живых” музыкантов, помимо перечисленного барахла, сохранили и великолепно соображающие головы, что позволило записать и условиях обычной квартиры в минимальные сроки отличную кассету, достойную уровня ранних “Резиденте”. Рафинированные американцы не мыслят себя без DAT-аппаратуры, комплекта синтезаторов, компьютера с МИДИ- комплектом и прочих фенек, значительно обогащающих звуковую палитру, но практически ничего не добавляющих к самой идее автора, заставляющей его взяться (хотел сказать, за перо)…
Бурление XT-культуры с максимальной интенсивностью наблюдается сейчас, как я уже говорил, в Северной Америке. Европа тоже дает жару, но в процентном соотношении (да и в качественном тоже) это не столь серьезно, как того бы хотелось. Обмен информации идет на уровне почтового, т.н. mail-music и mail-art. Доходит до того, что музыканты, работая совместно над одним проектом, записывают на кассеты свои партии, ни разу не встречаясь друг с другом и совершенно не подозревая в процессе работы о том, каким будет конечный результат. Именно эта непредсказуемость и незапрограммирован- ность, ощущение новизны и привлекают меня больше всего в XT. Россия сильно выпадает из этого международного процесса ввиду абсолютно не нормальной работы нашей почты. Посылаемые кассеты практически никогда не доходят до адресата и, кроме всего прочего, отправка обычной кассетки зарубёж выливается в совершенно дикую сумму, часто становящуюся причиной отказа от услуг почты.3 На моей памяти таким образом сорвалось несколько совместных проектов. Очень жаль. Кроме того, техническая сторона процесса немаловажна. Конечно, можно записывать свои творения и на «Радиотехнику”, используя кассеты “Славич”. Но чтобы достойно выглядеть на Западе, желательно все-таки поднапрячься и сделать обложечку и кассету хромовую купить. Да и тэйпить все не на “бэрдском сувенире”. А за бугром народ уже вовсю «ДАТ-овскими” кассетами обменивается…
В общем, грустно пока все… Надежда теплится в душе и заставляет продолжать делать журнал и даже эта заметка — все тот же «результат» тления маленького огонька.
Петр Дюковъ, прим. Антипина И.Ф./»Результаты», Архангельск./
1 В России все всегда делается через одно место, и когда на смену глобальному дефициту пришла тотальная нищета, суть значения домашняя звукозапись’ не изменилась: это переписывание на ферромагнитный материал с пластинок и компакт-дисков, а порой с ТВ и радио каких- то песен для домашнего использования.
2 Использование кухонной утвари и мебели в ХТ на Западе обусловлено целями концептуализма, а те же звуки в отечественном ХТ чаще всего являюися следствием бедности/безденежья.
3 И хоум-тэйперов России много, да почта хреновая, таланты есть. Да денег у них нет.


Обсуждение