Сохранить культуру от загрязнения (Четыре вопроса Тимуру Новикову)

Тимур НОВИКОВ (1967 г.р.) — рек- тор Новой Академии Изящных Искусств. Один из основателей сообщества художников АССЛ и музыкальной группы ПОП-МЕХАНИКА. Художник, имеющий на счету массу индивидуальных и групповых выставок по всему миру. Желай ный гость в ночных клубах и самых маститых составах всевозможных жюри.
Учитывая особую изощренность беседы на аутентичной диктофонной записи, мы скомпоновали высказывания Ти- мщю в KjxmiKue монологи.

АКАДЕМИЯ
Новая Академия это специальная организация, созданная деятелями культуры е целью предотвращения экологической катастрофы в области искусства. С нашей точки зрения, одном из глобальных проблем искусства конца тысячелетия является утрата европейской цивилизацией классической формы ее культуры. В течение двадцатого века она настолько изменилась, что. с одной стороны, мы приобрели совершенно новую культуру, но, с другой стороны, утратили культуру классическую. Мы занимаемся возрождением и спасением того, что еще осталось у сов)>еменных людей от классического искусства.
Мы проводим преподавательскую, выставочную, исследовательскую деятельность. обмениваемся фондами с другими музеями.
Организация была создана в 198G году н с тех пор неоднократно трансформировалась, изменяла название и последние годы существует на Пушкинской улице под названием “Новая Академия Изящных Искусств”. У нас есть еще и другие помещения. где находятся мастерские студентов, наша дирекция, а здесь у нас располагается музей Новой Академии.
Новая Академия это научная организация. Мы не занимаемся никакими перфомансами, мы занимаемся сохранением классического наследия. Художники пишут картины, скульпторы лепят скульптуры, рисовальщики рисуют. Представлениями занимаются актрисы и актеры. В то же время, многие наши сотрудники, художники так или иначе связаны с какими- то формами представлений. Но это не является деятельностью Академии, это деятельность отдельных художников.

ДОМ
Пушкинская, 10 это то, что называется “антисквот”. Есть такие люди, “сквотеры”, которые видят пустой дом, просто его захватывают и начинают там жить. Для того, чтобы такие люди не заселялись в пустующие дома, на Западе существует специальная программа, по которой художников, артистов, всех, кто нуждается в помещении, для того, чтобы здание не разрушалось, не сгорело, заселяют в это здание и они занимаются там своей творческой деятельностью. Однако Россия сейчас находится в такой тяжелой экономической ситуации, что правительству еле-еле хватает денег на ремонт Дома Правительства, Дома Парламента, оснащение компьютерным оборудованием, машинами для голосования. Поэтому совершенно бессмысленно ждать решения этих проблем сверху. Художники должны сами заботиться о себе, что мы и видим на примере Пушкинской, 10.
Если взять теорию Маркса, то совершенно ясно, что поскольку у нас развивается капитализм, то дом, находящийся в удобном месте, в центре города, конечно же будет отобран у художников коммерческими структурами.

МУЗЫКА
Специально я музыку не слушаю. То, что называется меломанством, когда люди покупают пластинки, пленки, сидят и слушают лома — я этим вообще не занимаюсь. У меня пет на это времени. С другой стороны, я живу в столь музифицмрованной среде, вокруг меня такое количество музыкантов (здесь если форточку открыть, уже музыка слышится)!, я посещаю клубы, всякие мероприятия, знаком с музыкантами. слушаю радио, смотрю телевизор, поэтому все время слышу большое количество различной музыки.
Мне вообще нравится вся музыка в принципе. Я к музыке отношусь как исследователь. Мне любопытны какие-то направления вновь появляющиеся, интересно их развитие. Раньше я занимался тем, что строил в музыкальном отношении какие-то планы на будущее и они, как правило, сбывались. Но сейчас мои уже меньше интересует музыкальная qxyia, потому что для меня, как эколога культуры, важнее сохранение классической музыки, а с этим делом в нашем государстве, к счастью, все в порядке. У нас прекрасная композиторская школа, прекрасные исполнители. И поэтому мне незачем тревожится о судьбах музыкальной культуры.

КУЛЬТУРА
Сейчас у нас кто только не делает политических заявлений. Мало кто из деятелей культуры еше этим не занимался. Это актуальная общественная область. Сейчас внимание всего общества привлечено к политике, поэтому не удивительно, что внимание деятелей культуры тоже привлечено к политическим вопросам. Но тс проблемы, над которыми работаю я, никак не связаны с политикой, они коренятся совершенно в другом. Это экологические проблемы. А для нас, экологов культуры, важно то же самое, что и для экологов природы. Для нас важно сохранить то, что мы считаем важным вне зависимости от политического устройства людей, которые живут на планете, только загаживая се, 1Ю1УГЯ все, что только можно, ломая, от- равляя и так далее. Поэтому наша задача — не противостоять, скажем, со стороны коммунизма капитализму или наоборот, чем занимаются все политизированные граждане, а следить, чтобы ни капиталисты, ни коммунисты не загрязняли культуру, не портили то, что им оставили предшествующие народы, не пели себя варварски по отношению к наследию прошлого. Как в области культуры, так и в области природы.
Политические строи будут меняться. Новая Академия останется. Нет, возможно, придет какой-нибудь антигуманный режим, который начнет уничтожать все организации, связанные с сохранением природа, будет всячески загрязнять окружающую среду, отравлять атмосферу. Но этот режим обречен на провал, потому что человечество не может существовать. Если раньше v нас еше был некий запас экологическом прочности, так что можно было срать, портить, ломать, отравлять и так далее и все при этом оставалось и сохранялось, то теперь ситуация другая. Сейчас- уже нет такой возможности.’
Записал Евгений ВЕСНИН


Обсуждение