ИНВЕРСИЯ

А теперь — серьёзно
О Юрии Шевчуке, крупнейшей фигуре питерской рок-сцены последнего десятилетия пишут буквально все издания, имеющие отношение к молодёжной культуре Эти публикации похожи друг па друга, как однояйцевые близнецы когда читаешь их. нош икает ощущение, что пишут о невероятно талантливом, неповторимом. уникальном человеке, но в чем его талант и неповторимость, понять невозможно, это как бы само собой разумеется. Исторической перспективы, более или менее глубокого анализа пути, которым прошли группа ДДТ и её лидер — от преследуемого рок-понкопформиста до обласканною властями и коммерческими структурами ион певца — нет пи и одной из публикаций. Вряд ли можно разобраться во всём этом в рамках одной газетной статьи, но прервать дурную бесконечность» журналистских дифирамбов питерскому рок-патриарху необходимо. Это, я думаю, поймут нее, кому небезразличен изъезженный и банальный. но от этою не менее актуальный вопрос — судьба русского рока.

“Я получил эту роль…”
Появление Шевчука в 1985 году в питерской рок-тусовке времён расцвета АКНАРИУМа, КИНО и ЗООПАРКа вполне закономерно. На рок-сцене, обдуваемой сыроватым петербургским ветром, как нельзя более кстати пришелся уфимский буи гарь-нонконформист, который даже своим внешним видом вызывал в то время шок у многих.
В !987 голу Шевчук, выступая на V рок-фестивале, буквально перевернул зал Л ДМ вверх дном, поставил его на уши Это было нелегко, учитывая, что группа ДД Г не была ещё особенно популярна. Тем не менее, ажиотаж был не меньшим, чем на состоявшихся двумя днями раньше концертах КИНО и АЛИ СЫ и гораздо большим, чем на закрывавшем программу фестиваля АКВАРИУМ с О этою дня началась не только питерская, но и всесоюзная популярность ДДТ (было ещё. кроме этого, выступление в Подольске). Тогда *;с определился основной круч хитов группы нее ни из концертной программы «Оттепель» Самой популярной была песня «Мальчики-мажоры». о которой сегодня никто н не помнит, а зря в течение нескольких лет это был хит №1.
Секрет популярности ДДТ. несмотря на однообразную музыку и примитивные тексты (лучший музыкант группы Владимир Сигачев покинул её задолго до 1987 года). заключался в сильнейшем энергетическом воздействии, которое оказывал Шевчук на зрительный зал фанатеюшая толпа могла но одному движению руки двигаться вперёд и назад. вставать или садиться, выдерживать паузу и снова скандировать хором забытые сегодня слова:

В этом мире того, что хотелось бы нам — НЕТ!
Мы верим, что в силах его изменить — ДА!

Интересно, что как только энергетика Шевчука исчезла без следа, его популярность напротив, пошла в гору. Это и понятно: вступили в силу законы массовой культуры. В 1987-88 годах подобное развитие событий вряд ли мог бы предсказать кто-либо, и том числе и автор этих строк. Тогда Шевчук был символом нонконформизма, а тусовщики наперебой рассказывали друг другу истории о преследовании Шевчука в Уфе, о том. как его избивали, таскали в КГБ. писали на нею пасквили в районную прессу. Шевчука ничем не удавалось остановить — так. по крайней мере, казалось тогда. Группа ДДТ становилась всё популярнее, затмив собой раз латающийся АКВАРИУМ, опопевшее КИНО и даже крутую АЛИСУ. К 1988 году многие называли ДДТ группой # 1. Настала пора выходить из андеграунда.

“Плавно движется дорога…”
Превращение ДДТ н супергруппу происходило и течение 1988-91 годов Это был период активной концертной деятельности, кроме того, немалую услугу Шевчуку оказала достопамятная программа “Взгляд». Публика на концертах nix iciiemu) менялась, становясь всё ме нес Тусовочной» и неё более «мажорной’.’ При анализе взятых \ Шевчука в roi период интервью создаётся впечатление, что он ничего не замечает. Однако, это не так.
Один из характерных признаков изменения конъюнктуры — исчезновение из репертуара ДДТ популярнейшей песни (хита №1) “Мальчики мажоры” Действительно. было бы странно клеймить людей, к которым только что обращался со сцены “‘Братья! Сёстры!» Претерпела изменение и другая популярная песня “Я любера люблю” куда Шевчук с 1990 года вместо слова “любер» подставлял имена идейных врагов: Язова, Невзорова и т.д.
Недавние герои песен (мажоры) стали зрителями, а более радикальная тусовка стала потихоньку оторачиваться от группы. К 1990 году ребята в рваных джинсах окончательно исчезли, уступив место примажоренным подросткам в цивильной одежде. Была, впрочем, и постоянная группа людей, слушавшая группу ДДТ- и старую, и новую — юные поклонники в тельняшках, предмет особой гордости «дяди Юры»
Изменились сами выступления ДДТ. Шевчук перестал использовать свои энергетические возможности (да они уже и не помогали), и податливая публика превратилась в ревущую толпу, которой не было дела до того, что их кумир играет и поёт со сцены, лишь бы увидеть его. Справедливости ради надо отмстить, что подобные истории происходили в то время отнюдь не только с Шевчуком.

Это — всё
Последние пять лет творческой деятельности группы ДДТ являются историей скорее поп, а не рок-музыки. Показательно, что с небольшим перерывом появляются два видеоклипа «Всё это рок-н-ролл” Кинчена и «Осень» Шевчука, в первом рок-герои всерьёз с читают себя “социально опасными» и т.д. и т.п., а во втором Шевчук, прогуливаясь с Кинчевым и Бутусовым, поет песню, окончательно превратившую его в эстрадною певца. С этого момента его слушают все, кому не лень, а песня передаётся по десять раз на дню всеми радиостанциями.
Так произошло окончательное’ превращение ДДТ в то, чем они являются сен час. Мажоры стали спонсорами — их явно устраивает приглаженный, хотя и не перестающий изображать из себя цр<ч- того парня Шевчук. Юрий Юлианович, поп-певец и киноактёр, создаёт под крылышком Промстройбанка и других не менее одиозных коммерческих структур “Театр ДДТ", организует фестиваль "На цолннм небо добротой”, выполняя примерно ту же функцию, что и Алла Борисовна Пугачёва лет пять назад, и радуя публику своим появлением на канале ЛсчГГВ в весьма нетрезвом виде. Характерно, что свой фестиваль Шевчук посвятил началу буржуазных реформ в России (в 1861 году, правда, по это особой роли не играет). Вообще, идейные воззрения лидера ДДТ определились ещё в 1991 году: поддержка демократии во всех её формах. Об этом и сегодня нетрудно догадаться, хотя бы по материалам журнала “Бит?", издаваемого «Театром ДДТ»: от высказываний американского рок-авторитета Дэвида Бирна по поводу национализма до грязного пасквиля на ныне покойного Курёхина (написанного одним из редакторов журнала. по совместительству журналистом "РокФуза") Последили поступок, напоминающий о Шевчуке прежнем - поездка в Чечню к нашим солдатам, но это, видимо, и в самом деле последний подобный акт. (Гребенщиков, кстати, назвал эту поездку преступлением, чем окончательно поставил на себе крест и потерял право называться русским рокером). Что же касается собственно творчества группы ДДТ. тут сказать абсолютно нечего. Многочисленные программы, растущие, как грибы после дождя и похожие одна на другую, не оставляют и мозгу и душе никакого следа. Последняя картина, с которой у автора данных строк ассоциируется творчество Шевчука -герой фильма Виктора Титова «Русский транзит» ресторанный вышибала борющийся с мафией. Едет он на машине и думает о своей нелегкой жлобской жизни и слушает ДДТ «Это все». И действительно все. Вместо послесловия За незабвенным "Питерским Вудстоком тянется длинный шлейф восторгов, печатных статей, запоздалых мнений и неуместных переживаний. Известно что многие люди до сих пор считают Ленинградский (ныне СПб) рок-клуб лучшим местом на земле и восхищаются «героями вчерашних дней" Не пора ли остановиться? Тем же кому данная статья показалась недостаточно убедительной советую послушать в одном из ранних альбомов ДДТ песню "Всё хорошо". Она малоизвестна и записана более десяти лет назад, но с её помощью можно ясно увидеть прекращение автора в собственно героя. Круг замкнулся, а дальше… Дальше покажет время, а пока ясно одно: крушение очередного мифа мифа о русском роке состоялось,и об этом еще предстоит задуматься и не раз. Лен РУМЯНОВ


Обсуждение