JORMA KAUKONEN HERE

Йорме Кауконену всегда нравилось делиться опытом, преподавать. Еще до «Airplane», только закончив университет, он преподавал гитару начинающим музыкантам. Сейчас на его счету несколько видеошкол игры на гитаре, как акустической, так и электрической. Но и этого ему показалось мало: в холмистых, заросших лесом предгорьях Аппалачей Йорма со своей женой (и, по совместительству, менеджером «Hot Типа») Ванессой создали «Fur Peace Ranch», гитарный лагерь-мастерскую. Здесь обучают как начинающих, так и уже искушенных музыкантов. Инструментальные классы не ограничены гитарой: есть семинары по клавишным, басу, ударным, губной гармошке, композиторскому и вокальному мастерству, даже по менеджменту в шоу-бизнесе. А инструкторами выступают настоящие «звезды»: помимо самого Йормы и других участников «Hot Типа» (каждый из которых тоже замечательный музыкант и имеет как минимум по одной видеошколе), это и «бог фолка» Арло Гатри, и открывший Джими Хендрикса Джон Хэммонд-младший, и легендарный клавишник Мерл Сандерс, и не менее легендарный Рой Бук Байндер, и многие другие. Есть на «Fur Peace Ranch» и своя 32-канальная звукозаписывающая студия, «Hillside Farm Studio», где были записаны последние сольные альбомы Йормы.
Пользуясь знакомством, я задал Йорме несколько вопросов. Итак,

Уже в 16 лет он играл рок-н- ролл. Но только познакомившись с известным музыкантом Яном Бачанэ- ном (случайно оказавшимся соседом по комнате в университете) и послушав местного священника (по совместительству — легенду блюза) преп. Гэри Дэвиса, открыл для себя кантри- блюз и технику игры быстрым перебором (finger picking), ставшую его фирменным знаком. В 1965-м году он присоединился к начинающей группе, ставшей одной из самых интересных в рок-музыке — «Jefferson Airplane». А в 1970-м, не покидая «Airplane», они с басистом Джеком Кэсэди основали «Hot Типа», группу, повлиявшую на целое поколение фолк-блюзовых музыкантов. За 40 лет он переиграл практически во всех стилях, от рок-н-ролла и кантри-блюза до хард-рока и психоделики, записывался с Джанис Джоплин, Джими Хендриксом и Джерри Гарсией.

J.: Если можно, я сначала расскажу немного о ситуации с музыкой у нас, в России. Мы находимся в глубочайшей яме. Для музыканта трудно не только заключить контракт с лейблом, но и просто играть свою музыку, давать концерты, все стоит денег, а клубы, в основном, запрашивают довольно много. Да и с информацией плохо: наш журнал — практически единственное крупное издание, пишущее о независимой и не очень известной музыке. Я знаю, что в 60-е годы в Штатах тоже существовала такая проблема. Изменилась ли ситуация? Что сейчас происходит с независимыми, но талантливыми музыкантами? Не находятся ли американские музыканты в точно таком же положении?
Йорма: Не знаю, хорошо это или плохо, но времена меняются, меняются быстро и радикально. Конечно, у многих музыкантов в Штатах такие же проблемы, как у ваших. Но я надеюсь, что с развитием Интернета все изменится. Не знаю пока, как, но изменения обязаны произойти. Все-таки, на дворе 2001 год!
Что касается нас, то «Jefferson Airplane», а затем и «Hot Типа» имели стабильный контракт с RCA, одним из самых крупных лейблов в Штатах. Потом и «Hot Типа», и я лично переместились на небольшой лейбл в Бруклине под названием «Relix Records». А теперь мы с Ванессой подумываем о собственном лейбле: уверен, у нас получится не хуже. «Jefferson Airplane» начинали как андег- раундная группа, но, подписав контракт с RCA, быстро стали, в какой-то, возможно, не очень большой степени, частью «истеблишмента». Может быть, другие участники группы со мной не согласятся, это их право, но мое мнение таково.

J.: Возвращаясь к 60-м: ты играл в такой неоднозначной группе, как «Jefferson Airplanе». Но это было давно, многие считают, что с тех пор все изменилось, что они стали другими, что музыка, которую они делали, была дерьмовой и что люди, с которыми они общались, были дерьмом. А что ты сам думаешь о 60-х и своей роли в них?
Йорма: Хороший вопрос. У нас здесь есть такая шутка: «Мнение — как задница: у каждого есть и у каждого своя». Так вот, моя такая (смеется): «Jefferson Airplane» образовались 35 лет назад и просуществовали 7 лет, очень небольшую часть моей жизни. Я пришел в группу как фолк-блюзовый гитарист — им и остался до сих пор. Коммерческий успех «Jefferson Airplane» позволил мне, Йорме, быть неплохо оплачиваемым фолк-музыкантом большую часть жизни. Меня даже включили в Зал славы рок-н-ролла. По- моему, группа писала и играла очень интересную для того времени музыку, часть из которой интересна и сегодня. Мне не сложно жить с этим, «бремя славы» не давит. Что хорошо в музыке — если ты «завяжешь», никто не умрет. Дерьмо… Ну, не знаю. У каждого может быть свое мнение, а твое дело, принимать его или нет.

J.: Среди музыкантов есть кто-то, кто тебе духовно близок, кто повлиял на тебя больше других?
Йорма: Их очень много, за каждым именем — отдельная история. Ян Бачанэн, открывший мне дверь в музыку и научивший играть. Преп. Гэри Дэвис, от песен-молитв которого у меня голова кругом идет. «The Staple Singers», Махалия Джексон, Брауни Макги, Бо Картер, Преп. Томас А. Дорси, Винс Гилл, Элисон Краусс… Продолжать? (смеется)

J.: Скажи немного о Джеке Кэсэди, бес
сменном басисте «Jefferson Airplane» и «Hot Tuna» — вы ведь знакомы больше 40 лет, а сейчас сыграли серию концертов под названием «Original Hot Tuna» — впервые за 20 лет вдвоем. Кому пришла в голову идея такого тура? И почему вы так долго не играли вдвоем, в акустике?
Йорма: Да, Джек — один из самых старых моих друзей. Мы пришли в этот бестолковый бизнес вместе и, слава Богу, вместе до сих пор. 20 лет… на самом деле, это не совсем так. Мы играли вдвоем году в 85-м или 86-м. А нынешние концерты заявлены под названием «Original Acoustic Hot Типа» просто для того, чтобы не путать с электрическим составом, где кроме меня и Джека играют еще Майкл Фальзарано (гитара), Пит Сирз (клавишные) и Харви Сорген (ударные). Мне кажется, это Ванессе пришла в голову мысль об акустическом туре — не знаю, почему мы этого не сделали раньше… Может, надо было агента сменить? (смеется)

J.: Последний студийный альбом «Hot Типа»
вышел 10 лет назад, в 1990-м году. Между тем, ты записывал сольники, по которым видно, что новые песни у тебя есть, да и талант никуда не пропал. Почему тогда такая пауза? И услышим ли мы еще хотя бы один студийный альбом «Hot Типа»?
Йорма: Записывать группу целиком — довольно дорогостоящие дело. Да и мы уже не подростки, чтобы для нас главным было выпустить новый альбом. Может, это звучит не очень радостно, но, чтобы что-то сделать, приходится тратить деньги. А на сольники уходит не так много: меньше людей задействовано, меньше времени на запись и все такое… Собственно, я могу вообще писать их у себя в домашней студии и не иметь с этим никакой головной боли. Вообще, я предпочитаю, чтобы голова поменьше болела. Конечно, мы периодически вспоминаем, что надо бы записаться группой в студии, так что альбом со временем обязательно будет. Но сначала придется сделать кое-какие приготовления, а как-то все не до того…

J.: Давай поговорим о твоем на сегодня главном проекте — Fur Peace Ranch. Как все это работает, кто это придумал, кто руководит процессом?
Йорма: Ванесса, ее сестра Джинджер и я, мы начали думать об этом лет 10 назад. Мы с Ванессой купили 119 акров земли на юго-востоке Огайо, так что место было. 5 лет назад мы, наконец, оторвали свои задницы от дивана и начали что-то делать, зарегистрировались, открыли счет — ну, все дела. И уже четвертый год как работаем. На нашем сайте, www.furpeaceranch.com, все написано более подробно, чем я могу объяснить. Если коротко, то мы работаем с февраля по ноябрь. Все это расположено в самом первобытном углу самого первобытного штата. Место очень красивое, но заняться абсолютно нечем — чтобы сосредоточиться на музыке, лучше и не найти. У нас есть ферма, но выращиваем мы только музыкантов. Как говорит один наш сосед, настоящий фермер: «Если ты считаешь, что за преступления не платят, займись сельским хозяйством». Так что — только музыка. Мы приглашаем много известных музыкантов в качестве инструкторов, в общем, такой оазис талантов, причем студенты в нем не на последнем месте.

J.: Как ты считаешь, обучение здесь действительно полезно людям или они просто посмотреть поближе на Йорму, Джека и других «звезд»?
Йорма Ну, у нас же не Диснейленд, правда? Мы с Джеком — не единственные инструкторы, их много. Главное — это разделить удовольствие от музыки, которую мы делаем все вместе.

J.: Тебе исполнилось 60. Тебе все еще нравится играть музыку? Как долго ты собираешься это делать?
Йорма: Я буду играть до тех пор, пока мне есть, что предложить, и пока получаю удовольствие от этого. Я не очень люблю ездить столько, сколько приходится, но ради музыки я согласен ехать куда угодно.

J.: Грейс Слик, с которой вы вместе играли в «Jefferson Airplane», недавно написала автобиографию. Ты читал ее? Не хочешь написать что-нибудь подобное? Или, может быть, «Как оставаться молодым в 60»?
Йорма: Да, я читал эту книгу. Собственно, у меня экземпляр с автографом автора, (смеется) Я все время пишу, может быть, со временем из этого и получится книга. Но я совсем не в восторге от всевозможных рассказов о том, как кто-то с кем-то целовался. По-моему, в любой книге это самое скучное. Не думаю, что моя личная жизнь интересна кому-то, кроме меня самого. Меня больше увлекает то, что у человека в душе, о чем он думает. Что же касается «оставаться молодым»… Если узнаешь, как это сделать, дай мне знать. (смеется) На самом деле, я замечательно себя чувствую и жизнь прекрасна!

J.: Я где-то читал, что родители твоей мамы из России, да и Финляндия, откуда родом твой отец, тоже была частью России. Никогда не думал о «возвращении к корням»? Или хотя бы сыграть здесь?
Йорма: Мама моей мамы была из Ленинграда, а отец — из Киева, родители моего отца — из Финляндии. Вообще, то, что они поженились, очень странно, учитывая революцию и войну 1940-го года, не находишь? Я и сам приезжал в Россию в 1963-м с дедом и бабушкой, был в Ленинграде и Москве. Мне очень понравилось, с удовольствием приехал бы еще… поиграть или так. Русские — крепкие и сильные люди, финны тоже. Я горжусь, что их кровь в моих жилах.

J.: Последний вопрос: есть ли что-то, чего ты не достиг в жизни, чего тебе бы хотелось, но ты так и не получил?
Йорма: Я, вообще, очень счастливый человек. Жизнь преподнесла мне больше подарков, чем я могу сосчитать. Я становлюсь счастливее с каждым днем — и не оглядываюсь назад. Ну, по крайней мере, пытаюсь. (смеется)
Беседовал J. Андрей Манухин Photos: Itamar Gat/Eyes Of The World Photography, used by permission

Отдельное спасибо Ванессе Лилиан Кауконен за помощь в подготовке публикации


Обсуждение