ГРИГОРИЙ ФЕЛЬДМАН: «БЕЛЫЙ ОСТРОГ»

B начале 90″х годов гитарист Юрий Матвеев и скрипач Артем Якушенко ушли из иркутской группы «Театр Пилигримов» и занялись совместным проектом. Так родился инструментальный дуэт «Белый Острог».

Экспериментируя с обработкой гитары и скрипки всевозможными процессорами, миди-устройствами и электронными эффектами, музыканты добились совершенно уникального звучания, в котором мотивы народной музыки гармонично соединились с изощренным авангардом. «Остроги» — одни из тех немногих, кто научился передавать не поддающуюся описанию духовную мощь через музыку, не придерживаясь при этом жестко стилистических рамок и канонов, отточенных поколениями музыкантов. Они предложили миру свое.
Они почти сразу стали ездить по старым театральным связям в Европу (в основном, Норвегия, Германия, Франция), выступая и давая мастер-классы в музыкальных учебных заведениях: слушателям нравилась необычная музыка коллектива, их подкупало атакующее, драйвовое исполнение виртуозов из России.
На Родине дуэт пригласили принять участие в фестивале «Рок чистой воды». В 95-ом году в Екатеринбурге при помощи легенды отечественного рока Александра Пантыкина был записан дебютный альбом, получивший название «Особая Реальность» и состоявший из двух сюит. Летом ребята приезжают в Москву, выступают, в частности, в ГКЦЗ «Россия» (на юбилее группы «Кукуруза») и во МХА- Те. Принимали их и московские клубы.
В 96-ом «Белый Острог» вернулся к Пантыкину на Урал и записал еще два альбома, «Пещера Древних» и «Забытое Имя». Первый вскоре появляется в продаже, а второй выходит год спустя, в 97-м. До Москвы эти альбомы дошли только благодаря самим музыкантам, потому что продавались они только на их нечастых концертах (с 95-го по 98-й «Белый Острог» появлялись в московских клубах: «Ne Бей Копытом», «Табула Раса», «Эрмитаж», «Бедные Люди» и др.). Российскому «шоу-бизнесу» талантливые иркутские музыканты оказались, по большому счету, не нужны. Их упорно не замечали. Поэтому не удивительно, что в Европе они появлялись чаще, чем дома (причем «там» их композиции крутили по радио, а сами музыканты несколько раз были гостями крупных телеканалов). Тем не менее, даже будучи очень известными в европейской театральной тусовке, выхода на профессиональный музыкальный мир «Белый Острог» долгое время не имел (в середине 90-х рекорд-компании Европы очень боялись работать с русскими артистами, и переговоры с «Белым Острогом» заканчивались, не успев начаться).
В 1996-ом в Москве Юру и Артема познакомили с американским продюсером Дариэлом Питтом (работавшим со знаменитым арфистом Андреасом Воленвайдером и саксофонис- том-виртуозом Майклом Брейкером). Питт предложил ребятам работать в Америке и в 98- ом году был подписан контракт. «Остроги» переселились в Нью-Йорк.
В 1998-99-м были написаны две концептуальные работы: сюита «Загадки Базальтовых Фигурок» по роману Коллина Вилсона «Паразиты Сознания» и музыка к балету «Глаза Твои — Цвет Зеленый» по мотивам пьесы Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы» для коллектива «Крепостной Балет» под руководством Елены Прокопьевой (в 2000-м году номинировался на «Золотую Маску»).
В 2000-м под названием «Two Siberians» ребята записывают промо-диск «Out of the Woods», в который вошло 8 композиций. Диск распространялся только на концертах в Америке, но меньше чем за год было продано 10000 экземпляров, причем без всякой рекламы. В настоящее время готовится контракт «Two Siberians» с новым суб-лейблом компании «Universal», который открывает Майкл Брейкер. Именно дебютный американский альбом «Two Siberians» станет первым релизом этой фирмы, а сам Брейкер выразил желание участвовать в записи как музыкант.
Время от времени дуэт «Белый 0cTpor»/»Two Siberians» наведывается в Иркутск и в Москву с концертами. Ближайшие концерты в Москве:
24 марта — ЦДХ
25 марта — «Форпост» ф
Фото Дмитрия Байдракова
Автор благодарит группу «Белый Острог» и Сергея Смирнова за помощь в подготовке материала


Обсуждение