БЛИЖАЙШИЕ РОДСТВЕННИКИ

Украинская рок-сцена в начале XXI века

Кого мы знаем из украинских рок-музыкантов? Впереди всех и дольше всех — «Vonлi Viдоплясова». С некоторых пор — «Океан Эльзi». Есть еще всегда ориентировавшиеся на Россию «Разные люди». Более «погруженные» любители-ценители вспомнят «Коллежского асессора» и «Рабботу Хо», а любители блюза — великолепный «Дикий мед».
Каждая из упомянутых групп в свое время удостаивалась восторгов слушателей. А также занимала свое место в средствах, пусть и не всегда массовой, информации. Однако, есть группы, можно сказать, ветераны, относительно малую известность которых у нас можно объяснить, во-первых, развалом СССР, во-вторых, их возможной незаинтересованностью в российском рынке, в-третьих, тем, что им и так нелегко пробиваться даже у себя на родине. Положение рок- музыки на Украине, возможно, еще хуже, чем в России, даже в отношении персон известных: Михаил Коваль («Дикий мед») совсем скрылся из виду, Чернецкий из «города хорьков» перебрался в «город Пушкина и рок-н-ролла», да и Скрипка не всегда чувствует себя родным для земляков. Но, все же, у них есть преимущество — их знают. В отличие от большинства наших сегодняшних героев.
Начнем с бывших ближайших конкурентов Скрипки & Ко — «Браттв Гещюкших». Достаточно легкое звучание с упором на клавишные. Музыка, где перемешивались попса, блатняк, блюз, джаз, эстрада, фолк и БГ знает, что еще. И, наконец, иронические, юмористические тексты про любовь и войну и про войну за любовь. «Брати Гкдююни» были лидерами украинских хит-парадов, а их солист Сергий Кузьминский (Кузя) даже как-то попал в секс-символы года. Музыкальная палитра группы была довольно подвижна, но ограниченна, что и привело ее к распаду в 1996 году. Осталась студия «Гсщюкши рекорде», где записываются многие украинские рокеры. А Кузя пишет теперь техно-трансовые композиции и распространяет их через Интернет.

Группа «Кому Вниз» образовалась в 1988 году в Киеве — и на этом совпадения с «Братами Гадюкiними» заканчиваются. Дальше начинаются кардинальные различия: «Кому Вниз» тяжелы, как танк, пафосны и патриотичны, как «ДДТ», изысканны, как «Queen». Лихая смесь? Такой группы, пожалуй, больше нет в мире. Так удивительно тесно слить хард-рок и фольклор больше никому не удается — во всяком случае, на протяжении всего творчества. Два мощных стиля создают такую ударную волну, что слушателю ничего не остается, кроме как отдаться музыке. Сами «Кому Вниз» на обложке первого альбома заявляют: «Группа соединяет современные течения в музыке с народным украинским мелосом». В их трактовке это означает, что альбом состоит из песен на стихи Шевченко и других украинских поэтов, где в очень сильных выражениях высказываются призывы к независимости Украины. В последующих альбомах напряженный патриотизм смягчился, что пошло группе на пользу, хотя любовь к «незалежной» до сих пор служит для группы основным источником вдохновения. В полной своей силе и красоте группа раскрывается на последнем своем альбоме «In Kastus, In Vivo»: гимны («Неба зорЬ») и тревожные баллады-повествования («Попш»), хардовый забой («Нава») и арт-роковый полет души («Шсня химерного краю»).
Благодаря заложенной изначально материальной базе, «Кому Вниз» известны «по обидва боки океану», в первую очередь в диаспоре канадских украинцев. Обеспеченность также располагает группу к независимости от общих музыкальных настроений Украины. Наверное, только эта причина обуславливает неизвестность такой великой группы в России.
«Скрябш» известны как украинский «Depeche Mode». Похожи- то они похожи, да не во всем. Да, это техно-поп, который «застолбили» предприимчивые англичане, но «Скрябш» всегда были мягче и романтичнее. Скорее, их следует считать продолжателями дела «Soft Cell» и «Bronskie Beat». Музыканты часто используют речитатив и даже рэп (яркий пример — «КоралЬ с альбома «Казки»), не теряя при этом лиричности. Первые альбомы группы — «Мова риб» и «Птахи» — выглядят сейчас довольно отсталыми по звуку. Видимо, поэтому «Скрябш» выпус
тили «Танець шнгвша», сборник ремиксов в различных стилях, вплоть до панка. Заглавный хит заставит притоптывать ногой даже самого ярого противника танцевальной музыки. Свое собственное звучание «Скрябш» нашел-то на «Казках». От песни к песне альбом становится все более сухим и жестким, так что следующий за ним, «Хробак», самый жесткий в дискографии «Скрябша», не выглядит неожиданностью. В результате группа может как потерять некоторых старых поклонников, но наверняка приобретет и новых. Впрочем, последнее слухи о «Скрябше» не радуют — говорят, в конце 2000 года группа распалась.
Большие оригиналы из «Актуса» совпадают по своей музыкальной концепции с «Кому Вниз», но слушателями, особенно не украинцами, могут восприниматься как пародия. Уже по одной этой причине «Актус» является самой нескучной группой Украины. Да и хорошо поставленные оперные голоса двух певцов оставляют немало сомнений в их серьезности. Благодаря тому, что «Актус» не занимается жестким роком, ему удается глубже вбирать в себя народное творчество, вплоть до языческих времен. Именно языческая эмоциональность и наивность делают песни «Актуса» несколько гротескными. Тексты группы отдельно от музыки смотрятся очень красиво и торжественно, это фантазии на темы любви, сказок и на-ЩЩ родных обычаев.

«Мандри», наверное, самая простая и понятная группа в украинском роке. Впрочем, оставим на время рок в покое. «Мандри» играют шансон, романсы, танго, баллады и т.д., опять же, с очевидным влиянием украинских народных песен. Не танцевать под их музыку очень сложно. Идеальная группа для небольших площадок. Любимцы Олега Скрипки.
У россиян скоро появится шанс увидеть «Мандри» в телеслюнях «День рождения буржуя- 2», куда они приглашены на роли уличных музыкантов. А к единственному пока альбому «Романсеро про гажну королеву» добавится новый — «Русалки».

Говоря о «нежных королевах» и «русалках», нельзя не упомянуть Катю Chilly (хотя с ней в этом номере журнала разговор отдельный). Народные украинские песни из глубокой языческой древности, помноженные на тонкий, пронзительный вокал Кати, совершенно не ласкают слуха. Даже удивительна ее популярность в Украине. Музыкальную подкладку для экзерсисов Кати делает ее продюсер Сергий Сметанин, поэтому мы и его должны благодарить за получающийся результат.
Все вышеописанные исполнители «прописаны» в Киеве, но у украинского рока есть и вторая столица Украины — Львов. Именно оттуда происходят две братских группы — «Плач Еремп» и «Мертвий Швень». Часто участники этих групп гостят друг у друга на записи, а также сочиняют песни на стихи одних и тех же поэтов (уникальный случай в истории рока). Обе группы не прочь побаловаться фанком, правда в разных пропорциях.
Но, конечно, есть и различия. «Мертвий Швень» — лицедеи, большинство их сочинений сатиричны, саркастичны и просто веселы, «Плач Еремп», напротив, наполняют свои песни философскими раздумьями, хотя тоже иной раз не прочь подурачиться. «Мертвий Швень» — группа коллективного творчества, «Плач Еремп» — прежде всего их лидер Тарас Чубай.
«Плач Еремп» — наисерьезнейшая группа Львова. Участники политических выступлений молодежи (вместе с побратимами из «Швеня»). Однако, политика не находит отражения в их песнях — они обращены к человеческим проблемам. Жесткий мэйнстрим, избранный Чубаем и Ко, на первых порах не особенно баловал слушателей разнообразием мелодий. Но мастерство музыкантов, красивые тексты и сильный, чистый голос Тараса спасали первые альбомы «Дверц котopi найсправда е» и «Най буде все як е» (с замечательной песней «Сервус пане Воргол» — имеется в виду, конечно же, Энди Уорхолл). Альбом «Хата моя» раздвинул рамки представления о «Плаче Еремп», представив несколько народных и псевдонародных песен. Мини-альбом «Як я спала на сет…» — лучшая на сегодняшний день работа группы. А всего-то — по сусекам поскребли, то есть собрали аут- тэйки. Последний привет от «Плач Еремп» — сингл, содержащий песню любимого автора украинских рокеров Володимира Ивасюка (он заслуживает отдельного разговора). Он предваряет выход нового альбома.
Стиль коллектива «Мертвий Швень» определить почти невозможно. Они играют все, от акустического блюза до завернутой альтернативы, причем в одном альбоме. Их первая, самая цельная, запись, «Ето», — песни акте- ров-музыкантов, если не по факту, то по духу: не так много иронии, торжественность, которая больше никогда не вернется.
Основатель группы, Любко Футорский, ушел из нее, не дождавшись даже записи «Ето». По-этому со второго альбома перед нами предстает другая группа: новый инструментальный состав, новые стилевые устремления — блюз, рок-н-ролл, фанк. Третий альбом «Пщземне Зоо» — пожалуй, лучшая их запись: «Мертвий Швень» и «Red Hot Chili Peppers» встречаются, раскланиваются… Такого, конечно, не было, но группы в одном и том же 1994 году записывают очень похожие по звуку, настроению и энергии альбомы. По разнообразию стилей «Мертвий Швень» тут превзошли самих себя. Явную эклектичность альбома спасает только живая игра в студии. Потом было еще несколько альбомов, включая «П Testamento» (заглавная песня — на стихи Шевченко, написанные на итальянском языке: «Мертвий Швень» опять соригинальничали) и сборник римейков «Шабадабада». А в группу вдруг решил вернуться Футорский.
«Жаба в дирижаблЬ — веселуха продолжается! Группа настолько музыкальная, что не хватает слов. Наверное, поэтому они так часто играют инструментальные композиции, а также используют другие языки — немецкий, русский (в современной Украине — уже почти подвиг!). «Жаба в дирижаблЬ играет в стиле «песни и танцы народов мира», так и танцуйте на здоровье! «Лучшее сопровождение для приятного времяпрепровождения».
Название группы «Вш» говорит само за себя: хорошо еще, что хэви-метал не играет. Не менее выразительно зовут и лидера группы: Дмитро Добрый-Вечер. «Вт» исполняет протяжные готические баллады с мистическим содержанием. Странные парадоксы в звучании создает гаражно-блюзовая гитара, вызывающая в памяти «11 Тор» лучших времен.
В результате получается готика на украинской основе, если вы можете себе такое представить. Мистической настроенности группы не противоречат и песни христианского содержания, например, «Риздв’яна балада» («Рождественская баллада»).
Оплот русскоязычного рока — Харьков, наконец, выдал укроязычных хлопцев «Танок на Майдат Конго». Свои телеги они прогоняют на космической скорости, лавируя среди всевозможных ритмов хип-хопа. Прекрасные духовые привносят значительный элемент джаза, что значительно обогащает аранжировки группы, до того не слишком радовавшие разнообразием. «Танок на Майдат Конго» — довольно частый гость в московских клубах.
Последнее, о чем хочется рассказать — совместный проект 2000 года Тараса Чубая («Плач Еремп») и «Скрябша». Удивительный альянс, объектом приложения сил которого стали, в основном, украинские народные песни. Было выпущено два альбома: «Ми украшци, це напп repoi» и «… це наип традици», на первом из которых представлены военные песни, на втором старинные обрядовые. Музыканты чрезвычайно деликатно обошлись с материалом: аккомпанемент сделан в электричестве, но ни одна песня не страдает от осовременивания, электричество только усиливает мощь настоящих народных песен.
Все вышеперечисленные группы отличаются подчеркнутой украинистостью (но без остервенения) как в музыке, так и в текстах. Вообще, местные музыканты широко и пластично вбирают украинские песенной традиции. Они часто поют песни об Украине, не стесняясь произносить название своей Родины — и это звучит без выспренности. Нам есть чему у них поучиться. И есть, что послушать.


Обсуждение