ЗАИБИ В ВЕКАХ /ОТГРЕМЕЛ ОЧЕРЕДНОЙ ДЕНЬ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА/

Сенсация! 15 апреля в клубе «Точка» — конверт вновь воссозданой легендарной группы ДК, одного из самых известных коллективов русского панка. Одновременно — презентация четвертого номера журнала «Контркультура». Прямая наследница УРлайта, Контр культура была последним журналом великого рок-самИздата 80-х, и ее третий типографский номер прихлопнул эпоху в самом начале 92. Теперь — возрождение. Как говорят Волков и Гурьев — навсегда.

1 марта 2001 года, в День Неизвестного Художника, группа московских участников Движения за Анонимное и Бесплатное Искусство (зАиБИ) и работников Мастерских АиБИ имени Петра Ильича Чайковского заявила о своём выходе из зоны анонимности и бесплатности.

Долгие годы на интеллектуальный рынок страны поступали подрывные бесплатные кассеты, журналы, мультфильмы, календари и прочая музыкально-художественная продукция под грифом «зАиБИ» (см., например, рецензию в «Неформате» №3’2001). В разных городах время от времени происходили заибические акции, типа Дня неизвестного художника (в 1998 году, например, Первомарт отмечали 20 никому не известных панк-групп совместным электрическим сейшеном на 22 этаже недостроенного небоскрёба в микрорайоне Северное Чертаново на южной окраине Москвы) или зимних видеопоказов в заброшенных неотапливаемых кинотеатрах столицы. В некоторых журналах публиковались теоретические разработки на тему анонимного и бесплатного искусства и публицистика анонимных идеологов зАиБИ (в поддержку видеопиратства, например). Стоит особо отметить, что художественный уровень многих заибических работ был довольно высок, хотя теоретики зАиБИ постоянно подчёркивали, что результат не важен, более того, невозможен. Доходило до того, что Движение зАиБИ, чья аббревиатура была придумана в конце
80-х специально, чтобы звучать максимально неприлично, неупоминаемо в средствах массовой информации, стало получать официальные награды различных художественных форумов (так, на декабрьском-2000 фестивале любительского кино в кинотеатре «Москва» программа зАиБИ была отмечена дипломом, получать который, конечно же, никто не вышел («Мы знаем, что они находятся в зале. Покажетесь?» Не показались).

Что же случилось? Приходит ли всему этому конец? На традиционном собрании на Каркасах кинорежиссер, музыкант, художник и архитектор Юрий Поповский (теперь мы можем назвать его имя и даже опубликовать фото одного из старых концертов) говорил о том, что идея зАиБИ приобрела такое противоречивое хождение в народе — когда, к примеру, некая группа одновременно печатала на кассете ставшую вдруг модной (!) аббревиатуру зАиБИ, своё название (!!), а потом ещё несла эту кассету в рок-магазин продавать (!!!), — что происходит нагружение её совсем другим смыслом, противоречащим изначальному порыву борьбы с продажностью в искусстве и построению дутых «творческих биографий». Кроме того, говорил Юрий, все кому надо, как минимум, в Москве, итак уже давно знают списочный состав всех коллективов зАиБИ. Поэтому скрываться больше нет смысла и он считает нужным «легализоваться». Значит ли это, что битва проиграна? Поповский пожимает плечами и уходит от комментариев. Дел у него и без того предостаточно — одно разгребание творческого архива зАиБИ, накопленого с конца 80-х годов, может занять ещё пару десятилетий.

Думается, что анонимное и бесплатное искусство всё-таки не умрёт. Во-первых, потому, что, как говорят классики, АиБИ — это и слово «х**» на заборе, и зимние узоры на стёклах. А, во-вторых, по данным «неформатской разведки», к управделами зАиБИ поступило уведомление от анархо-краеведов, в котором, в частности, говорилось: «МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ НАШИХ СОВМЕСТНЫХ ЗАВОЕВАНИЙ НА КУЛЬТУРНОМ ФРОНТЕ, и намерены продолжать борьбу За Анонимное и Бесплатное Искусство. Это не означает, что мы собираемся репрезентировать идеи зАиБИ в искажённом виде или использовать накопившийся материал не по назначению. Мы оставляем за собой право организовывать и проводить акции и прочие мероприятия на тему и в рамках концепции зАиБИ. Принимая во внимание тот факт, что бывшее зАиБИ — скорее художественный проект, чем движение, мы с пониманием относимся к решению участников зАиБИ заявить о самороспуске…»

Думается, что места для грусти и разочарования, действительно, нет. Во- первых, не столь уж важно, что лично, скажем, Поповский, Потапова, Модель и Мухин занялись «легальной» деятельностью в искусстве и политике — они и раньше ею занимались, их хватало не только на зАиБИ. А, во-вторых, идея слишком шикарна, слишком восторженна, слишком привлекательна, чтобы умереть просто так. Знамя обязательно будет подхвачено. (Или нет?)
За первичный творческий импульс! За Анонимное и Бесплатное Искусство!
Без подписи


Обсуждение