ОБЗОР НОВЫХ CD

Андрей Горохов www.muzprosvet.de

Various artists: Michiko Kusaki Remixed
2001, Angelika Koehlermann

Ремиксы сами по себе вещь странная, в ремиксе должен, с одной стороны, узнаваться оригинал, то есть присутствовать, как минимум, один звук из оригинального трека, а с другой стороны — чувствоваться почерк того, кто ремикс изготовил. Несмотря на все разговоры о треке как наборе конструктивных элементов, который можно многими способами упорядочить, ремиксы, как правило, зрелище не очень убедительное и захватывающее. Когда в мои руки попадает альбом ремиксов, я начинаю догадываться, что дело тут вообще не в музыке. Альбом ремиксов — это своего рода пересадочный узел в сети функционирования малотиражной музыки. Австрийский лейбл angelika koehlermann выпустил альбом ремиксов электро-поп-песенок японки Мишико Кусаки. Представлены австрийские, немецкие и японские мастера. Масса известнейших имён: Chicks On Speed (их «ремикс» — это просто разговор перед микрофоном, халтура, которую могут позволить себе звёзды), Sam&Valley (мягкий, изящный и вполне конформистский саунд, не дотягивающий до их дебюта «2nd;3rd;4th:Selection.»), Felix Kubin (low budget ретро-диско), Curd Duca (всем любить! к сожалению, как всегда, крайне недолго), Pita (второй удачный трек на сборнике, но это западня, Pita — довольно радикальный саунд-дизайнер с лейбла Медо, к демонстративно наивному электро-попу отношения не имеет, этот трек — его наиболее доступная музыка, которую я слышал… с бас-линией, задавленным хай-хэтом… очень неплохо, поп-шутка минимал-нойзэстета), Sylvester Boy (бывший гамбургский панк и гений всяческого аудио-абсурда Schorsch Kamerun изваял минимал-электро-даб… претензий на аудио-эстетизм нет, зато — масса шарма). Альбом завершает неизвестная мне группа Obscurum — это death met- all ремикс. Третий обращающий на себя внимание трек, мой фаворит.
Неизвестный мне проект MIXMUP честно записал танцевальную андеграундную слегка ненормальную и кривоногую easy-музыку с грувом, басом и вставками духовых. Её хочется слушать громко. Как я понимаю, это для тех, кто хочет «качества», «стиля», «настроения» и «чувств-эмоций».
В целом же, меня не оставляет подозрение, что michiko kusaki remixed предназначен, скорее, для тех, кто оригинальной продукции перечисленных музыкантов никогда в жизни не слышал… но имеет шанс услышать, или наоборот — этих музыкантов знает, и вдруг заинтересуется Мишико. Как, скажем, я: оригиналов Мишико Кусаки я никогда не слышал. Но захотел.

Louis Sclavis «L’affrontement des pretendants»/ 2001, ECM
Французский кларнетиста Луиса Склависа с новым альбомом на мюнхенском лейбле ЕСМ, продвигающем Нью Эйдж с респектабельным лицом. Раньше Луис Склавис играл джаз с претензией на странность, а теперь совсем впал в Майлса Дэвиса эпохи cool jazz-a.
Да-да, и фольклор тут есть, и виолончель, и прозрачный саунд… ностальгия без сожаления, стильность без конфликта. Любопытный (но, разумеется, далеко не единственный) пример ретро не в поп-контексте. Впрочем, ценители «современных ритмов» могут и не заметить того, что перед ними — новодел. Приняв fake за чистую монету, они искренне пожмут плечами и плюнут. И тем самым (то есть искренностью своей реакции) порадуют музыкантов.
Адекватной реакцией, мне кажется, было бы ценить эту музыку именно в качестве обмана.

Impostor Orchestra /«Heliopause»/ 2000, Sahko
Указанный в качестве продюсера Джимми Тенор (Jimi Tenor) является автором этой на редкость странной и неспокойной музыки. 30-минутный альбом вышел абсолютно без какой бы то ни было рекламной компании. Исторя его происхождения такова: какая-то немецкая радиостанция якобы попросила Джими Тенора изготовить набор джинглов — то есть коротких музыкальных заставок. Но они они оказались совсем не тем, на что рассчитывал заказчик: финский музыкант вложил в свой продукт слишком много самоволия и характера.
Открывают альбом несколько треков, почему-то не вошедших на предыдущие диски Джими, звучат они более чем сносно: симфоническая музыка, псевдосвободный псевдоджаз… Плюс собрание коротеньких кусочков, буквально по 30 секунд каждый. Результат достоин всяческих комплиментов. Чего о последнем — настоящем и разрекламированном — альбоме Джими Тенора никак не скажешь.
Джими Тенор в тайне от потребителей, ненавидящих его мэйнстримовскую музыку, тайно делает довольно изящные и стильные вещицы. Ribbon Effect

«Slip» /2000, Roomtone Records.
В середине 90-х такого сорта музыку называли пост-роком — имелся в виду инструментальный минималистически ориентированный рок, многим обязанный ямайкскому дабу, американскому джазу и кёльнской группе Сап. Сейчас, похоже, пошла новая волна. Звучит она довольно интригующе: неспешная инструментальная музыка пережила техно-оккупацию и не хочет возвращаться восвояси.
Барабаны, синтезаторы, компьютерный монтаж. Звучит грустно, но не тупо, и в тем- бральном отношении интереснее, чем «чисто электронный продукт».

Skyray / «Womb»/ Space age recordings
проектом Skyray стоит человек по [имени Пол Симпсон, один из участников ливерпульской группы Wild Swans, возникшей ещё в 1980-м году. Дебютный альбом проекта Skyray вышел уже в июле 1999-го, но обнаружен археологами только сейчас.
Весь альбом — это один-единственный трек длиной в 70 минут. На него так и просится наклейка «психоделический эмбиент-спэйс- рок конца тысячелетия», но ничего особенно психоделического я в ней не вижу. Готов, однако, признать, что творение это не лишено известной монументальности… которую, разумеется, нельзя путать с дешёвым гигантизмом. Ни пафоса, ни намерения спародировать симфонический оркестр здесь тоже нет. Как мне кажется, эффект монументальности в данном случае создаётся постоянно возвращающимся бас- пассажем, который ухитряется совершенно не действовать на нервы своей тупостью. Вся конструкция в целом держится на звуках, очень похожих на медленный вдох-выдох. Эти вдохи-выдохи задают ритм медленно качающего несмазанного насоса. Может быть, это и есть «психоделика космического века»?

TAPE

ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ / НАПРАСНАЯ ЮНОСТЬ/ SPLIT TAPE, 2000, NOTLG TAPES
(предуведомление: split tape — это когда две (или более, но не сильно) группы представлены на одной плёнке; явление довольно распространено в западном панк-сообществе, у нас только начинается)

ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ / «ПОРНОМАНИЯ»/, 1999, EGAZEBA RECORDЦ
Обнажённая лирика любовных неустойчивых и нервных отношений плохого мальчика и невинных (играющих в невинность?) девочек. Грязные сапоги поганых ментов эти рахитичные цветуечки, вытаптывающих. Сумрак, слизь, снежные комья, мокрые волосы, коричневый дым, огни, огни пограничного города… Про любовь так часто поют пошло. Над любовью так любят издеваться глупые панки. Умный панк Лёха Никонов, «Маяковский из Выборга», поёт про любовь без пошлости и с глубоким проникновением. За 20 с чем-то минут альбома — несколько оргазмов, как и положено, когда — страсть. Интересно, что они чувствуют, его девочки — «не мужчина, а облако в штанах»? Только одно огорчает — слишком много настоящей грязи в нашем мире, той грязи, которую с презрением старается отрыгнуть и Лёха: «Говоришь о героине или о любви…» Такая альтернатива? Каков бы ни был выбор, Лёха пророчит: «Мы будем кровью на руках…» И верит в новую жизнь, вместе с тем.

Напрасная юность /«Демо 1993» + bonus track,/ 1998
Прекрасно — ощущение тревоги с первых же аккордов первой песни («Не для тебя»). Давно не приходилось слышать русской группы, столь точно уловившей этот нюанс, столь точно отразившей всю обеспокоенность, всю тревогу, весь стрём этого опасного уличного стиля punck rock. Тексты, конечно, оставляют желать — не Пушкины и не Никоновы, но к музыке НЮ они подходят вполне. Темы в низовом смысле социальные — грязь улиц, грязь обыденных отношений, но и — грязь власти, грязь авторитарного «образа мышления. Писались весной 93-го в Волгограде, а словно чувствовали, что произойдёт осенью того же года в Москве. Жаль, что на обороте не «что-то», а именно никоновские шедевры: в тени ПТВП — 1999 НЮ-1963 несколько теряется.

Контакт с лэйблом:
198332, Россия, С.-Петербург, а.я. 51, Кирилл Михайлов; notlg@mailru.com!

ЕРМЕН АНТИ / «Парашют Александра Башлачева»/ Выргород, 2001
«Парашют Александра Башлачёва » — классика русскоязычного панк-рока. Попав в Москву в 96-м, эта запись произвела шок в кругах ценителей, уставших от последних неудачных опытов «Гражданской обороны» и начавших уже, было, хоронить «сибирскую волну» и весь текстовой русский панк в целом. Ермен и группа «Адаптация», живущие в западноказахстанском городе Актюбинске, этой записью сразу поставили себя в ряд лучших рок-групп постсоветского пространства (не только среди панка, но среди рок-групп вообще).
Одной копии, заброшенной в столицу по каналам «Связи времён», ещё одной, заброшенной по каналам «Подробностей взрыва», и ещё одной — по каналам «Утопии», хватило для того, чтобы вовсю заработал подзабытый уже магнитиздат. Кассеты переписывались ежедневно и отправлялись по десяткам и сотням адресов. А ведь что-то ещё оседало в Оренбурге, в Тюмени… Так пятью хлебами всю огромную страну накормили.
Известность «Парашюта» столь велика, что, вроде бы, как-то неуместно писать рецензию сейчас, в 2001-м. Но штука в |том, что нынешнее издание — первое официальное, в приличном тираже и приличном качестве. Теперь один из |лучших альбомов, когда-либо спетых г и записанных на русском языке, можно будет купить не только в Москве, но и в Череповце, Новосибирске, Иркутске, Выргороде… И это хорошо. Слава новому «хоровскому» сублэйблу и лично Алесу и Клещу! Писать же о самой записи… Просто достаньте кассету и охреневайте.
Дистрибьюция
«ХОР», e-mail: hor@dialup.ptt.ru


Обсуждение