ДЕНЬ СВЯТОГО ПАТРИКА В МОСКВЕ /ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ/

Раз в году практически каждый наш соотечественник имеет возможность бесплатно или за небольшие деньги приобщиться к ирландской культуре. Обычай отмечать в Москве День Святого Патрика, покровителя Ирландии, большими парадами, наподобие тех, что проходят в Ирландии или в Америке, пришел к нам в 1992 году на волне интереса к Западу. Но наряду с парадом, на котором в качестве участников выступали, в основном, сотрудники ирландских и ирландско-американских фирм в Москве да приглашенные для колорита отечественные каскадеры и клоуны, с середины девяностых в Москве появились регулярные концерты в день святого Патрика. Сначала их начали организовывать сами ирландцы.

Михаил Гладков, президент Русского Кельтского Общества:
Хорошо помню концерт 1993 года в ГКЦЗ «Россия», организованный ирландской фирмой AerRianta, на котором была представлена очень интересная программа, представленная как русской, так и ирландской стороной. Что примечательно, этот концерт нигде особо не рекламировался и, хотя вход был бесплатным, народу в зале собралось не очень много, в основном, сотрудники вышеупомянутой ирландской компании. Глядя из сегодняшних дней, трудно себе представить что сей праздник когда-нибудь вновь вернется под своды главного концертного зала России. Хотя кто знает наперед?

Чуть позже на подобных концертах этот праздник так или иначе начали отмечать московские музыканты, играющие кельтскую музыку. Началось это примерно в 1994-95 годах. Тогда первая в России ирландская фолк-группа «Puck and Piper» не только начала давать концерты (в основном в барах), но и вышла на контакт с менеджерами «Гиннеса». Это позволило не только привлечь к этой музыке первых зрителей, но и показать себя на тех самых парадах, исполняя песни и танцы прямо на движущихся платформах.

К 1995 году число музыкантов, интересующихся ирландской, да и вообще кельтской культурой резко возросло. Появились новые группы. Первый большой сборный концерт под названием «Saint Patrick was а gentleman» состоялся на День святого Патрика 15 марта 1996 года в клубе «Пилот» на Трехгорном валу, тогда одном из центральных мест для некоммерческих концертов. Для пущей экзотичности лицам в килтах была обещана 50-процентная скидка на вход. В этот вечер выступали группы «Telenn Gwad» и «Slua Si» (ирландский вариант названия «Воинства Сидов»). Этот же день стал днем рождения Русского Кельтского Общества — организации, созданной специально с целью проведения концертов кельтской музыки и других культурных мероприятий кельтской направленности. Благодаря хорошо организованной рекламе и тому, что к такому событию публика еще не успела привыкнуть, концерт прошел с огромным успехом. У клуба собралось более тысячи человек. Всех же лающих «Пилот» не вместил. На следующий день «Московский комсомолец» поместил заметку, в которой пытался разобраться в причинах диковинного столпотворения.

Юрий Андрейчук, лидер «Воинства Сидов»:
Это был самый интересный концерт до сего дня. В Москве только-только начали заниматься ирландской музыкой — и тут такое! Я вышел на крыльцо клуба, посмотрел вниз и вбок на толпу у кассы и подумал: «Как же они все сюда влезут?» Не смогли. А потом началось! Самое интересное, что часть так и осталась на улице — слушать.

Через год основной упор в праздновании Дня святого Патрика пришелся на парад на Новом Арбате. По улице двигались платформы, на многих из которых умещались целые ансамбли. Впервые участниками парада в отдельной колонне стали простые зрители, прошли на параде и реконструкторские исторические клубы. Именно на праздновании Дня святого Патрика 1997 года, пожалуй, развилась и окрепла та аудитория, которая в 1998 году устроила небольшой «кельтский бум», когда за год на разных фестивалях и концертах групп кельтской музыки побывало чуть меньше десяти тысяч человек, что для полностью некоммерческой музыки стало большим достижением. Уже с конца 1997 кельтская музыка стала выходить из клубов в относительно большие залы. С этого времени и до сих пор основным залом для проведения подобных мероприятий стал зал ЦДХ.

Игорь Бурмистров («Si Mhor», «Mervent»)
Играя на параде на машине «Bailey’s» я сломал смычок и дальше ехал просто так. Но все равно было весело.

Начиная с 1998 года День святого Патрика одновременно потерял для музыкантов и зрителей статус единственного вожделенного праздника и стал одним из многих, причем не совсем уж очевидно, что главным. В 1998 году в день святого Патрика состоялся большой сборный концерт в Центральном Доме Художника (ЦДХ) с участием «Si Mhor» и «Telenn Gwad». На параде десятки людей маршировали в импровизированных колоннах в сопровождении волынщиков: на одном конце парада Владимира Лазерсона из «Si Mhor», на другом — Анатолия Исаева из «Воинства Сидов».

Весной 1998 о кельтской музыке в России начала поговаривать пресса. Появились первые интервью, репортажи, сюжеты. Казалось, сам праздник ждет прекрасное будущее. И тут оказалось, что «день праздника Патрика», как его называют ирландцы, уже не имеет той исключительности, что раньше. Причин было много. В музыкальном плане у него появился опасный «соперник» — первый в России международный ежегодный фестиваль кельтской музыки «Moscow Fleadh», который начал проходить в конце мая—начале июня именно в 1998 году. Этот фестиваль начал собирать основную массу групп из России плюс много интересных гостей и привлек большое внимание публики, которой хотелось чего-то нового, более масштабного. Да и праздник Самайн (по сути, день начала зимы — древнеирландский новый год), который примерно с того же времени по традиции отмечался раз в год в самом начале ноября большими концертами с участием разных групп, ничуть не отставал от Дня святого Патрика по популярности среди тех, кто слушал эту музыку более-менее постоянно, да еще имел свою собственную мрачноватую осеннюю атмосферу.
Лидирующие группы этого направления продолжали активно выступать с сольными концертами. Осенью 1998 «Si Mhor», а затем «Воинство Сидов» собирают на своих сольных концертах аншлаги в зале ЦДХ. Выступление в переполненном большом зале не считается более событием или атрибутом только дня святого Патрика.

Наконец, подавляющее большинство групп с успехом начало пользоваться тем, что именно в этот день об ирландской музыке в самых разных ее видах вспоминают почти все менеджеры ночных клубов, баров и прочих кабаков в Москве. Поэтому праздник из своеобразного дня единения всякого разного ирландского постепенно негласно превратился в самый длинный рабочий день в году и в день побития рекордов по количеству концертов в сутки, что придало ему несколько другой привкус.

Как следствие, год 1999 принес на праздник Патрика целую неделю концертов, вечеринок в клубах, барах и ресторанах. Фестиваль в Ц ДХ проходил один день и собрал неимоверное количество народу. Укрепились связи между Москвой и Питером. На этот раз, на фестиваль в компанию к лучшим московским группам приехал «Old Homed Sheep», сразу полюбившийся московской публике и оставшийся погостить еще на несколько концертов. Концертное разнообразие в этом году компенсировало отсутствие ежегодного парада на Новом Арбате.

В 2000 году парада тоже не было. Идея больших парадов по поводу иностранного праздника вообще переживала не лучшие времена в Москве, где отечественные бизнесмены вместе со всей экономикой еще не полностью оправились после кризиса 1998 года который, кстати, более чем на половину сократил ряды живших в Москве ирландцев, в основном, тоже бизнесменов, уехавших от такой напасти куда подальше отсюда и поближе к зеленым холмам Ирландии. Тем интереснее, что в том году большое мероприятие было организовано на старом Арбате исключительно русскими энтузиастами. Во время гуляния на старом Арбате центральное место заняла большая сцена. На ней перед постоянными зрителями и случайными прохожими выступали на протяжении 5 часов, сменяя друг друга танцоры и музыканты из Москвы, Питера и Шотландии. Добавьте сюда, ставший привычным фестиваль в ЦДХ, который шел три дня (с пятницы по воскресенье) и массу сольных концертов разных групп — и вы поймете, что резонанс от последнего празднования Дня святого Патрика был явно мал по сравнению с его размахом. У музыкантов воспоминания остались самые добрые.

Дэн Скурида («Ветер воды»,«Мельница»): В 2000-ом году праздник запомнился больше всего, потому что он был для нас первый. Ну, а из трех выступлений… Все были очень разными, что-то выделить достаточно сложно. В ЦДХ был очень серьезный и сложный концерт, хороший свет, хороший звук, много зрителей, все сидели и внимательно нас слушали, хотя мы-таки надеялись, что под наши веселенькие композиции кто-нибудь выйдет да потанцует перед сценой, праздник, как-никак. Старый Арбат. Ну, это было просто весело! Поточные выступления большинства фолк- команд из Москвы и Питера, танцевальных групп, танцующих под ривердэнсовские саундтрэки ирландские танцы (особенно запомнилась Ольга Арефьева, лихо отплясывавшая джигу). Публика принимала очень здорово. Люди были самые разнообразные, от хиппи до металлистов и панков. Были и дети, которые тоже радостно плясали под музыку. Все веселились и с удовольствием аплодировали. А еще было немного сыро и холодно, так что праздник удался. «Tabula Rasa». Ну, а это был самый настоящий отпад! Отличный клуб, отличная публика. Гримеры, рисующие всем желающим бодиарт с кельтскими узорами, Три коллектива, представлявшие три различные ветви в «кельтской» музыке в Москве: «Slua Si» («Воинство Сидов») — традиционная ирландская; «White Owl» («Белая Сова») — экстремальная; «Ветер Воды» — экспериментальная. Хороший концерт, три контрастных выступления, публика опять же хорошая. Была у нас такая композиция: «Сказание о Замке Роксбург» («Roxburgh Castle»). Где-то в начале существования «Ветра Воды» наш флейтист (теперь уже бывший) Владимир Череповский предложил сыграть один бретонский hornpipe, как уже понятно котированный для волынки. Мы ее соответственно сделали для первой программы «Ветра Воды» еще на «Эхе 2-ого Московского Кельтского Фестиваля», где она была в числе 4-х вещей которые мы там играли. Ну, и играли мы ее и играли долгое время. И однажды, как раз на Патрике в ЦДХ, в гримерке, Вовка попросил Толика Исаева из «Slua Si» сыграть «Замок» на волынке.. Ну Толик, понятное дело, и сыграл… Пожестче… Какого же было наше удивление: мы ее все время играли в миноре, а эта вещь оказалась в МАЖОРЕ!!! Оказывается для волы- ночных нот не пишутся знаки альтерации при ключе, так как волынка в принципе по определению играет в мажоре… Вот такая вот история…

Рост количества почитателей ирландской музыки в последние полтора года несколько замедлился. Другое дело, что раньше слушателей становилось больше из-за бесконечного появления все новых команд и мероприятия а сейчас этот процесс как то закончился. Прошла эйфория, прошла, по большому счету и мода. Появились первые компакты, стали вкладываться деньги в рекламу концертов, наладился контакт с публикой. Те из музыкантов, кто достаточно освоился в изменившейся обстановке, продолжают собирать полные залы и, похоже, ни о чем не жалеют. Но в марте 2001 года, помимо грандиозного действа для публики и неплохих заработков для музыкантов, возродился сам дух праздника. Ведь в нем впервые было все и сразу. Большой парад на Новом Арбате, как было почти всегда. Параллельное гуляние на старом Арбате с большой концертной сценоЯ что стало основным событием прошлогоднего праздника. Трехдневный фестиваль в ЦДХ, который собрал москвичеЯ гостей из Питера, Ростова и Шотландии — и ночной марафон в клубе «Точка», навевающий воспоминания о первом празднике 1996 года. А когда встречается все, то обычно получается что-то качественно новое. Что вышло на этот раз, читайте в нашем репортаже,
Юрий Андрейчук
Фото Птицы


Обсуждение