НАТАЛЪЯ БИРЮКОВА /НОЧЬ НА СВЯТОГО ПАТРИКА/ КЛУБ «ТОЧКА»

Идея провести фестиваль «кельтской» музыки в День святого Патрика не отличается особой оригинальностью, однако сама по себе замечательна. Давно уже нет смысла отрицать, что покровитель Ирландии стал у нас самым почитаемым в определенных кругах святым, а ирландская (и прочая «кельтская» музыка) распространилась далеко за пределы обеих столиц. Учитывая популярность и количество существующих на данный момент групп и интерес к ирландской культуре, а также исторические предпосылки, этот фестиваль нельзя было не организовать. Однако, идея — это одно, а вот что из этого получится?
Огромная и постоянно увеличивающаяся очередь перед входом в «Точку» — первое и, наверное, одно из самых сильных впечатлений фестиваля. Даже когда концерт уже давно начался, народ все прибывал. С этой точки зрения место было выбрано идеальное — в более скромном клубе все желающие просто не смогли бы поместиться.
Все началось выступлением «Tintal». Может быть, несколько странно выпускать первой группу, от которой исходит такая бешеная энергия. А, может быть, это нужно расценивать как этакий ловкий ход — не «разогревать» зал постепенно, а завести сразу, с первой секунды. В любом случае, именно во время выступления «Tintal» появилось ощущение буйства и праздника. Более удачного начала было и не придумать. А дальше было много чего. Больше всего — музыки. А еще — пива, сигаретного и трубочного дыма, конкурсов в промежутке между выступлениями, живописных представителей дружины «Серебряный волк», танцев перед сценой. Каждая из девяти групп, участвовавших в фестивале, уже в большей или меньшей степени известна московским кельтоманам, каждая своеобразна и имеет свое лицо. Интересно было посмотреть на них вместе.

По поводу отдельных выступлений, правда, возник вопрос: к чему это здесь? В частности, не совсем понятно, какое отношение к ирландскому празднику имело выступление играющей русский фолк группы «Разнотравье» из Рыбинска. Было мнение: «Ну, раз люди от этого колбасятся, почему нет?» Если рассуждать в таком ключе, то действительно, почему нет. Хотя с тем же (если не большим) успехом можно было позвать аутентичных бабушек из деревни. А на «Art Ceilidh» большая часть присутствующих предпочла пойти поспать или подышать свежим воздухом. И нельзя сказать, что они что-то потеряли.

Зато фуппа «Shannon» из Нижнего Новгорода стала настоящим открытием фестиваля. Они уже выступали в Москве на Самайн, но тогда впечатление получилось смазанным — возможно, оттого, что ребята играли в Москве первый раз и чувствовали себя не совсем уверенно. Теперь же мы имели возможность познакомиться с ними по-настоящему, во всей красе, и оценить эту яркую, замечательно сыгранную группу с тонкими и красивыми аранжировками. Вообще, «кельтские» группы из других городов — а, кроме «Shannon», здесь были еще «Fogy Dew» из Ростова-на-Дону, уже успевшие полюбиться московской публике. — отличаются самобытным восприятием в общем-то всем знакомого материала, свежестью подачи, особым углом зрения. Было прекрасно видно, что гости не уступают московским «корифеям» — «Slua Si», «Mervent» и «Puck’n’Piper».
«Mervent» в очередной раз показали себя одной из лучших групп — а, судя по реакции публики, и самой любимой. «Slua Si» удивили заморской скрипачкой и немного разочаровали тем, что, несмотря на многочисленные обещания включить в репертуар больше песен на ирландском языке, никак не перейдут от слов к делу. Отдельной похвалы заслуживают скрипачи всех без исключения участвовавших групп. По большому счету, этот фестиваль можно было назвать «фестивалем фол- ковых скрипачей». Просто удивительно, сколько у нас, оказывается, людей, замечательно владеющих этим инструментом и при этом не просто бездумных технарей. Каждый (и каждая) здесь достойны персональных выражений благодарности. Жаль, что групп было всего девять, из них только три (включая совершенно не-»кельтское» «Разнотравье») немосковские. Питер не был представлен никак (в это же время там проходил аналогичный концерт местных и не очень групп, и все питерцы остались дома).

Кроме того, хотя в зале активно танцевали, зачастую оттаптывая друг другу ноги, на сцене ирландских танцев почему-то замечено не было, хотя у нас уже есть, кому танцевать, да и сцена в «Точке» достаточно большая. А к моменту выхода на сцену последних участников — «Puck’n’Piper» — зрителей в зале оставалось меньше половины (3 часа ночи, как-никак), а оставшиеся воспринимали все совсем не так ясно, как хотелось бы. Впрочем, не будем слишком много о грустном — о недостаточно качественном звуке, на который жаловались все без исключения музыканты, о длинных паузах для настройки каждой группы… В целом, «ночь на Святого Патрика», как назвал ее Федор Воскресенский, солист «Tintal» (хотя, на самом деле, не «на», а «после» — но, признаемся, русский менталитет любой ирландский праздник превратит в «нашенский») прошла весело. Праздник удался.

Есть такая легенда, что, попав на небеса, святой Патрик упросил Господа Бога дать ему право самому судить ирландцев на Страшном Суде. Что, надо думать, сильно облегчает ирландцам жизнь — все-таки, свой человек, «отмажет», если что. И умирать уже не так страшно. Похоже, скоро ирландцам придется потесниться, а святому Патрику — взять под покровительство еще несколько сотен (тысяч?) буйных россиян. А как еще прикажете реагировать нормальному святому на такое почитание?


Обсуждение