СИРИН-2001 / III МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЖЕНСКОГО ВОКАЛА

Тюмень, ДК «Нефтяник» 30-31 III, 1IV 2001 года

В нашей жизни многое просто невозможно понять. Эфиры заполнены клонированными звездами, записываются десятки альбомов, жизнь бурлит и пенится, как бульон, но, почему-то, за надеждой, как и много лет назад, надо ехать за тысячи километров. Участниками предыдущих «Сиринов» были Инна Желанная и Юля Чичерина, «Ночные снайперы» и Ольга Арефьева, Умка и «Броневичок», Рада и «Терновник». Женский вокал доминирует в альтернативной поп-музыке. Очевидно, что идеологи фестиваля Ник Рок-н- Ролл и Сергей Гурьев уловили устойчивую тенденцию в развитии жанра. Казалось бы, «Сирин» должен стать крупнейшей датой рок-календаря. Но нет, организаторы не гонятся за внешним шумом, предпочитая беречь духоный уровень и настрой исполнителей. Именно звенящая атмосфера, нервное творческое веселье было энергетической доминантой фестиваля и отличало его от столичных стадионных токовищ. Участники и гости в этой энергии просто купались.

Фестиваль не был контркультурным событием. Состояние полупьяного братства и светлой вседозволенности ассоциируется теперь с ощущением детского счастья. Антиобщественные действия просто не приходили никому в голову. Если только чуть- чуть. Удивительно, но все действительно хотели как лучше. А вот увидели Тюмень разные люди очень по-разному. У одних перед глазами был залитый солнцем город и плакат «Тюмень — город курорт» (!). Другие пытались познавать мир, по-даосски не выходя из комнаты, в данном случае — буфета ДК «Нефтяник». Был еще вариант — успеть везде, но тогда жизнь превращалась в калейдоскоп. Путалась хронология, плыли города за окнами поезда, имена и названия наползали друг на друга. Теперь можно спокойно оглянуться. Можно спорить, даже с пустотой. Можно посмотреть на
героев в их нынешнем, посттюменском состоянии. Итак, три дня сотворения музыки.

День первый
Анна Сафронова и «А.Т.О.М.» (Тюмень), «Карамболь» (Челябинск), «Охотники Z00» (Зеленоград), Юлия Теуникова, Оксана Чушь и «Регулярные Части Авантюристов»
(Москва).
Открывавшая фестиваль Анна Сафронова стала его главным открытием (ни дня без каламбура). Несколько сыроватый, но искренний психоделический арт-фанк вызвал бурю радости. Песни, которые исполняет Юля Теуникова, по действию приближаются к легкому наркотику с сокращенным сроком привыкания. Они находятся на стыке медитативного нью-джаза и акустического фанк-трипа, и неплохо звучат под гитару. Проблема в том, что волшебное, с хрипотцой, дыхание юлиных песен, подобных иногда бурчалкам и вопилкам, а иногда наполненных нездешней метафизичностью, упорно не влезает в примитивные аудио-форматы демозаписей. Зафиксированные кое-как, они увядают. Можно только фантазировать, как все это можно записать в лучших студиях, где-нибудь на теплых островах. Та же проблема крайне актуальна для Оксаны Чушь и РЧА, в этот вечер выступавших в сокращенном составе. Казавшаяся арт-попом эклектичная смесь, вдруг оказалась оригинальным диапазоном от танго до почти блюза. Псевдонародный имидж на глазах превратился в настоящий театр песни. РЧА, в этот вечер, завоевали столько симпатий, что их с лихвой хватит для начала серьезного взлета.

День второй.
«Дочь Монро и Кеннеди» (Санкт-Петербург), «Вруцелето» (Новоуралъск), Юлия Тузова (Москва), «Веселые Картинки» (Москва)
Легендарные хард-рок-стебовые «Веселые Картинки» потрясли многих эффектным до аффекта женским вокалом. Оборотную сторону андеграундного мировосприятия показали лиричные до беззащитности песни Юли Тузовой. Она словно все время вглядывается в себя, но при этом не отпускает ощущение, что смотрят в душу тебе. Много раз слышанная программа Светланы Чапуриной («Дочь Монро и Кеннеди»), благодаря звуку, поставленному Дмитрием Сушинским, вдруг пробрала резким скачком в сыгранности, подаче и напоре. Хотя казалось, куда уж напористей. Группа продолжает наигрывать новую ритм-секцию, и звучит все увереннее. Мало кто в стране выглядит одновременно так же классно, мощно и бескомпромиссно. Кстати это ощущение подтвердилось и на московском концерте после «Сирина». ДМиК — явные фавориты моего личного фестивального топа.

День третий

Юлия Зиганшина (Казань), Рита Лопухина и «Жмурки», «Лайда», Наталья Медведева и «NATO» (все — Москва)
Третий день по оценкам очевидцев стал самым спорным. Бесспорна была лишь певшая романсы Юлия Зиганшина, насколько классная, настолько же в данном контексте и неуместная. Умный арт-рок «Жмурок» не столько захватил, сколько оставил желание послушать их еще раз. А потом, может быть и еще. Выступление же двух других групп спровоцировало самые сложные ощущения и наиболее полярные оценки. Образная и музыкальная структура песен «Лайды» непроста и духовна. Участники группы сами определяют свой стиль как психоделический неоакадемизм. Их циклы «Весна в Париже» и «Нижинский» совмещают ностальгическое мифотворчество с актуальной и умной нервностью. Эти песни требуют воплощения, близкого к идеальному и вдумчивого, аккуратного восприятия. Шоу Натальи Медведевой построено на грани театрального эпатажа. Для взгляда со стороны, выглядит жутковато. Представьте себе одновременное действие на расслабленного кролика огромной морковки, серого волка и немигающего удава… Медведева, одетая в длинную и прозрачную конструкцию, выхаживала по сцене под гитарный рев, прогнувшись назад, будто неся за собой горб крыльев.

Попробую выразить общее впечатление. Настроение фестиваля — абсолютный позитив, который не способно заслонить ни перманентное пьянство, ни наивная рефлексия, ни занудное резонерство отдельных персонажей. Личные пристрастия — Чапурина, «Лайда», Теуникова, и видимо, все- таки РЧА. Приз за личность и за рок-н-ролл — Медведева, открытие — Сафронова. Итог — парадоксален. Мощнейшие музыканты страны известны лишь узкому кругу любителей. Светлая сторона парадоксальна не меньше — известные московские журналисты наконец-то смогли увидеть легендарных исполнительниц, большинство которых живет в… Москве. Можно подумать, что кто-то страшный и большой не дает людям ходить на концерты в Москве, проходящие иногда в полупустых залах. Понять происходящее — невозможно. Остается во все это просто поверить. Что, кстати, вовсе не означает «принять» или «согласиться».
Александр В. Волков


Обсуждение