«Забудьте слово » записан в Зале лектория ленинградского зоопарка в ноябре 1998 года на творческом вечере Арбенина, и представляет малоизвестную сторону столь многогранной личности.
Что это такое — я не знаю. Альбом не альбом. Единая концепция, идея отсутствует, нет стержня, к которому бы всё крепилось. На внутренней стороне вкладыша к кассете написано: «стихи, песни, комментарии в исполнении автора». Это и примем за основу.
Вообще всё странно. Сижу, грызу ручку и не знаю, что сказать. Непривычно и необычно. Я боюсь, что многие, купившие эту запись, после первого же прослушивания отложат её на полочку, где она покроется толстым слоем пыли. А вспоминать будут лишь про Пушкина с хвостом. Трудно поймать то настроение, когда «Забудьте слово…» будет близко: слишком серьёзной быть нельзя и слишком весёлой, а уж тем более равнодушной. Не знаешь с какого бока подойти к этому творению, как слушать.
Песен всего три и начинается кассета с грустной песни «Сомнамбула», похожей на название как по звучанию, так и по содержанию. В середине будет весёлая песня «Забудьте слово «Любовь» — бесспорная удача, суперакустический вариант которой не требует никаких дополнений и украшений, он самодостаточен и самобытен. «Человек-оркестр без единого инструмента». А потом будет колыбельная песня «Фредди» (Хочешь получить заикание? Спроси меня как!).
Стихов много, на любой вкус, невольно приходит на ум: «Пушкин всякий, Пушкин разный » Каждый из них замечателен по-своему Но особо хотелось бы отметить «Я неслышно закрываю дверь. » и «Грусти и пой ..» С трудом верится, что писать можно ТАК. Трогательны «Письма Иерусалимскому другу», актуально окончание, особенно в свете подорожавших телефонных переговоров. Прекрасная интерпретация старинной темы прогулки Бога по земле в образе нищего, отображённой в «Железнодорожной мистерии» В «Пушкинских чтениях» кроме «Мистерии на Невском» (как же много мистерий!), лидер Зимовья Зверей прочел 13 творений из 20 представленных в вышедшей недавно книге «Пушкин мой» Конечно, с трудом воспринимается вот такое отношение к Александру Сергеевичу. Но на мой взгляд, Константин Юрьевич не перешёл грань между истинным, но вольным и ернически-панибратским. Близки к этому строки:
…И он ценил его безмерно
И хоть не пил с ним брудершафтов,
Но позволял себе слегка…
(«Дантес»)
Ценность этой записи в том, что она живая, полностью сохранён уют зала лектория. Как минус (трагедия!) является отсутствие мудрых сказок К. Арбенина. Жаль, очень жаль. Будем надеяться на будущее. Всё в помощь!
К.Терина, СПб
ВСЕГО ТРУДНЕЕ — ЗАМЕТИТЬ ЧУДО
М-да… название я явно выбрала претензиционное и явно не подходящее, но почему-то именно эта строчка крутится в голове уж который день.
Альбом «Вещи со своими именами» не такой чудесный и волшебный как хотелось бы и на какой, я точно знаю, способна группа Неприятно поразил прогрессирующий минимализм. Альбом Зимовья Зверей, а кажется, что сольник Арбенина Петерсон неожиданно оказался лишь человеком, заменяющим руки К. Арбенина, которые не умеют обращаться с гитарой. Бас хоть и появляется в нескольких композициях, но не запоминается совершенно, примерно тоже с флейтой Г. Мажуги — никто и не заметит, если убрать эти инструменты (исключения «Корабли» и «Ковчег»).
Я пребываю в сильнейшей растерянности, так как отлично помню энергию, красоту, драйв, идущие от этих композиций при концертном исполнении. Рыхленький, сыроватый альбом. И вроде всё хорошо, и вроде красиво, и вроде умно, но это «вроде» мешает. Не хватает музыкального оформления, редкостные щелчки пальцами, да имитация патефонной иглы, скользящей по старой пластинке не в счёт. Нет, это — не вальс и даже не солидный медляк. Звуковая ненасыщенность необычайно сильна. Удивили меня Звери, удивили.
Альбом явился на свет в виде мелкого последыша после больших и громко заявивших о себе «Свидетелей» и «Оба неба» (упомянутые мной «Корабли» и «Ковчег» явно оттуда). Большинство песен с данной кассеты требуют визуального ряда, без него теряется их исключительность и почти весь юмор.
Как всегда особый интерес представляют тексты К. Арбенина Слова в них сплетаются в строчки, а те переплетаются между собой, как бисер в причудливой феньке, где встречаются самые неожиданные цвета и узоры. Можно наблюдать некоторые несовпадения текста на вкладыше и непосредственно текста песен. Так что читайте, господа, читайте. И не относитесь ко всему слишком серьёзно!
К.Терина, СПб.