« Я умею что-то только на русском» (Интервью с Андреем Никинчаем)

Самое начало осени 99-го. Я узнаю про очередной концерт местных рок-групп на открытой площадке в центре Волгограда. Не ожидая увидеть там что-то новое, опаздываю, но заслышав звуки песен музыканта, выступавшего первым, жалею о своей нерасторопности. На сцене — человек с акустической гитарой (явление само по себе редкое для нашего города), отлично владеющий словом. Пытаюсь узнать кто это — рядом стоящие люди пожимают плечами Позже выяснилось, что зовут человека Андрей Никинчай, что живет он в Средней Ахтубе, что пишет давно, но редко выступает. Выяснилось все в тот самый сентябрьский день, после концерта. Андрей рассказывал мною интересных вещей, я тысячу раз пожалела, что не было с собой диктофона — интервью вышло бы замечательным!.. «На пленку» поговорить вышло только в феврале, после сольного выступления Андрея в городе Волжском Эта беседа вышла более сумбурной и непродолжительной (разговаривали по пути на автобусную остановку). Но, надеюсь, она сможет быть хотя бы информационной иллюстрацией к произведениям А.Никинчая, опубликованным в ОдС’е.

Волга: Давай ты расскажешь о том, как «все это дело» начиналось — как ты начал играть, почему, зачем…
Андрей: Откровенно говоря, сколько я себя помню — я все время что-то писал. Но сначала что-то несерьезное.

В: Когда это было?
А: В 85-м году мне купили гитару — бревно абсолютное, она даже не умела строить. Потом я ушел в армию… После возвращения оттуда у нас была тусовка на флэту в новогоднюю ночь. Гам был первый человек, который сказал, что меня можно слушать! Что-то во мне пробудилось, и я начал писать — наплодил кучу всего, ничего из этого я сейчас не играю. Потом наступило 1-е февраля 92-го года. Была одна девчонка, мнение которой для меня много значило. Как-то она мне принесла тетрадку со своими стихами, и на три из них я написал музыку. Она послушала и сказала: «Андрюха, ты — рокер!». В этот момент я «заболел», это было таким здоровенным пинком.

В: А концерты когда первые начались?
А: До концертов еше далеко было. Я варился в собственном соку очень долго. Составы менял как перчатки… Дальше 2-х , 3-х репетиций дело не уходило.

В: Почему?
А: По банальным причинам: отсутствие базы, отсутствие аппарата, отсутствие
инструментов, но, кстати, ребята первого состава — мои очень хорошие друзья. Группа называлась «Никинчай», когда она развалилась, название ко мне «прилипло». …А эти ребята начали писать свои песни, и сейчас зовутся группой «Санго». Знаешь, наверное?

В: Да, волгоградская команда… А вообще все это в Волгограде происходило?
А: Да. Я учился в Универе. Пять лет, наверное, жил в Волгограде. Женился, потом развелся… Контакт с этим городом и сейчас поддерживаю.

В: А почему у нас концерты твои бывают гораздо реже, чем здесь?
А: Потому, что когда я начал писать песни, нужные народу, я тусовался уже здесь, в Волжском.

В: В Волгоград, что, играть не зовут?
А: Да. Мне-то до лампады где играть. Хоть в Хабаровске.

В: А ты сам не пробовал…
А: Пойми, я никогда ничего не делаю для себя лично.

В: То есть, тебе нужен человек, который будет всем этим заниматься?
А: Да. Все концерты, на которых ты была и которые у меня вообще когда-либо были, организовывал не я.

В: А ты не боишься…
А: Я не боюсь! Я не боюсь ничего, никого и никогда.

В: Хорошо, спрошу так — ты не чувствуешь опасности того, что…
А: Если я пишу дело, то, в конце концов, даже через 150 лет эти вещи всплывут. А если я пишу не дело, то какого хера мне сейчас вылазить?

В: Но если песни пишутся не «в стол», то они должны быть услышанная…
А: Ты же знаешь мою песню, где есть такие слова: «Все будет так, как быть должно, хоть и не так, как ожидалось»…

В: Я сейчас вспомнила наш сентябрьский разговор… Расскажи об «идеальном государстве» для тебя.
А: Идеал государства — отсутствие государства . но не анархия. Возьми Ницше «Так говорил Заратустра» и почитай, у него есть одна притча о государстве… Государство — это дракон, который пожирает все. Из всех философов, которых я читал (а я почитал их в свое время много, учась на ист. факе), все — пурга, кроме Ницше. Он — единственный, кто писал «под Богом».

В: А теологи?
А: Эти ребята рождены церковью. Я скажу тебе так — самая великая книга на свете — Евангелие, самое великое учение — буддизм.

В: Даже так!
А: Та церковь, которая почитает Евангелие, она его отрицает. Это язычество и по сути, и по форме. А в Евангелии, там — Свет… Я, в свое время, достаточно наобщался с буддистами, был в российском центре буддизма в Элисте.
< Здесь запись неожиданно прерывается - уже и не помню по каким причинам поэтому смысловая связь со сказанным выше отсутствует.>
А: В 94-м году была большая авария — я попал под машину, 1.5-2 года был на инвалидности, поэтому не люблю бегать.

В: Если «вернуться» к музыке — с каких имен все начиналось?
А: Это была дикая толпа. В общаговской комнате дверь была без замка по-жизни.
Мы все там сидели, и на шестерых не хватало десяти пачек сигарет на ночь. Куча гитар, музыки… мы пытались там репетировать. Я тогда одному чуваку сказал: «Ты будешь соло-гитаристом!». И он действительно стал соло-гитаристом. Ребята, которые шарят в музыке, называют его уникальным. Я пытался играть на ритму — в итоге, я понял, что, когда у меня будет электрический состав, я буду только петь. Ритм у меня плавает — и этого не исправить… Был Борисыч, лидер «Санги», который говорил: «Будет у тебя проект, все, что умею, буду делать!». Был Ефим, «главный» ударник, который пришел к нам из трэша, долбил на 2-х бочках… Было много крутых парней. Мы тогда ничего не знали!

В: А вот о всяких разных группах…
Что ты слушал, когда писать\играть начинал?
А: Да много всего. И сейчас много всего слушаю: Deep Purple, весь психодел, хард-рок (Black Sabbath, Nazareth )… Потом на блюз перешел, на рок’н’ролл, потом «въехал» в классическую симфоническую музыку.

В: Из «отечественных» ты на концерте упоминал имена Цоя, БГ, Майка…
Может кого еще забыл?
А: Да вроде, нет. Я уважаю Кинчева, но его музыка меня не прет. Я уважаю Шевчука, но музыка не прет. Я уважаю поэзию Башлачева, читаю его запоем, но слушать не могу.
А относительно современного рока… Я как та английская леди, которая знакомится только с теми мужчинами, которых очень хорошо знает. Ко мне очень сложно «пробиться»… Сейчас я, в основном, слушаю этническую музыку, музыку кельтов, викингов…

В: Я, спрашивая про государство, думала, что ты как раз про викингов расскажешь.
А: Государство викингов не имеет даже права называться государством. Это было вольное сообщество духовно развитых людей. Их общественное устройство я считаю идеальным… Это можно сказать про каждое государство, в котором слово делает все. Слово — величайшая вещь. Если человек одарен им, он — великий человек.

В: А что касается современности…
А: Сложно… Но только в России я могу жить.

В: Ты патриот?
А: Нет, я — антипатриот! Но вне России я — ноль. Мне нужна русскоязычная публика. В русском языке я родился, в русском языке я вырос. Я умею что-то только на русском .
19.02.2000.


Обсуждение