Рецензии

Алиса «Солнцеворот», 2000
Наконец, после почти двух с половиной лет молчания, АлисА разродилась новым альбомом («Геополитику» я не считаю). Вот только так получилось, что скандал вокруг его оформления отодвинул сам «Солнцеворот» куда-то на задний план. Такое ощущение, что все гак увлеклись (кто — обвинениями в фашизме, а кто — их опровержением и негодованием по этому поводу), что просто забыли его послушать. А зря.
Честно говоря, после откровенно коммерческого «Дурня» (только «Трасса Е-95» вместе с «Рок-н-ролл — это не работа» чего стоят!), я уже не очень то надеялась услышать что-либо по-настоящему стоящее. Да и название попахиваю… плагиатом.
Что ж, не часто приходится радоваться своим ошибкам.
С первых же аккордов приятно удивил звук — такой Живой и Родной. Да, такого напора я не припомню со времён «Шабаша» и «Чёрной метки». Этот звук не давал расслабиться до самого кошта альбома. И хотя без компьютера местами здесь наверняка не обошлось, но он ничего не портит — даже наоборот. О вокале Константина Евгеньевича вообще говорили нет нужды — он, как всегда, выше всяких похвал.
В отличие от того же «Дурня», здесь целый ряд новых отличных песен: «Дорога в небо», «Красные горы», «Солнцеворот» и др. А к особым удачам я бы отнесла «Смерть» и, конечно же, «Радости печаль». От них мурашки по коже, как в своё время от «Шабаша» или «Ветер водит хоровод».
Да и две довольно старые (так называемые «остросоциальные») — «Звезда свиней» и «Повелитель блох» — как нельзя кстати. (Причём услышать «Звезду свиней» в качестве песни было своего рода сюрпризом.) Кажется, будто они вчера написаны:

Но новый заказной спаситель снова трёт за светлый путь.
Но где тот чёртов детонатор, чтобы этот путь замкнуть?

Вам ничего это не напоминает? Или:

А мы всё молчим, да всё не можем понять
Как случаюсь так, что всех нас взяли врасплох
Мы же знали жизнь, мы могли её играть,
А теперь бредём за повелителем блох.

Смущают только две песни — «Православные» да «Рождество» ещё. Вроде бы и музыка хорошая, и слова трогагельные… Вот только бы пафоса поменьше…
А в целом, альбом замечательный. Где-то Добрый и Светлый, а где-то Злой и Непримиримый. А главное — Живой! И пусть многие со мной не согласятся, но по-моему, Алисе на пенсию ещё рановато.
Светка.

Калинов Мост «Улетай» (сборник лучших песен)
К разного рода сборникам у меня отношение достаточно недоверчивое, т.к. обычно они ничего не отражают и дают совершенно неверную картину событий. Но данная пластинка не вызывает скуки и очень интересна.
Ранний период творчества КМ представлен концертной записью 1987 года — «Пойдём со мной» и «Честное слово» Много песен взято с альбома «Травень».
«Эпоха словотворчества» — «…смеялись дети» и торжественно-строгая версия песни «Плакать всерьёз» (альбом «Дарза»)
С «Оружия» взяты 2 пьесы: «Родная» и «Пропадать молвой». На мой взгляд, «Пропадать молвой» — это лучшая из последних песен Ревякина.
Звучит в новой аранжировке и «Сберегла». Также на альбоме присутствует совершенно загадочная песня «Отношения» — это удивительная по своей красоте композиция. Тема отношений между мужчиной и женщиной, тема любви (причем далеко не платонической) нехарактерна для поэтического мира Ревякина и вызывает просто ошеломление!
Завершает «Улетай» «Сансара». Насколько любима песня в народе — ни в сказке сказать, ни пером описать. Очарование — в её недосказанности. Эта версия песни с «Всё поле в цветах». Ревякин поёт удивительно молодым голосом; совсем не скажешь, что это спето в 96 году. «Сансара» — достойный финал сего замечательного сборника.
СН. ?
P.S. Пока писала эту рецензию, мне в голову 1гришла странная мысль; получается, что мост (обыкновенный или сказочный) соединяет в себе все 4 стихии. Землю, т.к. концы его укреплены в земле; воду, ведь чаще всего мосты бывают через реку; воздух — из-за того, что мост подвешен в нём; и огонь (вспомните огненные реки русских былин и сказок). И Воздух, и Огонь, и Воду , и Землю можно найти в песнях КМ со сборника «Улетай»

Аквариум. Альбом «Пси».
Не бэгэхульствуй!
Народное.

Очень не хотелось бы «бэгэхульствовать», но, при всем моем уважении к Борису Борисовичу, придется…
После альбома «Лилит», высоко оцененного известными рок-теоретиками — Ильей Смирновым и Мариной Тимашевой, после очень современной и своевременной пластинки «БГ&Deadyшки» я ждала от нового альбома чего-то большего, как говорится, «сны о чем-то большем». Альбому дал название знак, помещенный на обложке – знак ?. Буква «Пси» является первой буквой в греческом слове «Психея» — Душа. Да, душевный вышел альбомчик…
Что поражает больше всего, так это длина альбома — всего 9 песен. В сочетают с тем, что альбом полуакустический (а это так несвойственно для позднего Гребенщикова) создается впечатление, что перед нами сингл, а не полноценная пластинка. В первые две песни — «Имя моей тоски» и «Луна, успокой меня» я катастрофически не врубилась, хотя слушала их безумное количество раз. Смысл в них (как, впрочем, смысл и всего альбома) глубоко закодирован, но что-то мне не хочется расшифровывать его…
Однако на второй стороне кассеты происходил смена настроения. Подряд идут три очень хорошие композиции: «Стоп машина», уже очень известная «Маша и Медведь» и «Цветы Йошивары». «Стоп машина» весела и энергична. А фраза «Так на что нам сдались эти зомби в правительственных новостях?» теперь весьма актуальна. «Маша и Медведь» хрустально — прозрачна и как-то очень грациозна.
«Пси» можно прослушать только ради строчки в «Цветах Йошивары»: «Когда я сплю, мое отраженье бродит вместо меня с необрезанным сердцем и третьей хрустальной ногой».
Альбом похож на аквариум, наполненный редкими рыбками. Хочется посмотреть на них поближе, но не знаешь, смогут ли они хоть чуть-чуть прожить вне воды, да и вдрут у этих рыбок есть зубки…
Н.Стрельникова. Москва.

Выход. «Два Года До Конца», 1999
Силя разродился новым электрическим альбомом. Откровенно говоря, давно уже хотелось услышать что-нибудь свежее. И вот альбом, где целых 12 новых песен. Все кто слышал, без исключения говорят: «Силя, как всегда молодец!» Песни совершенно разные, но все по-своему интересны, в каждой заложен свой смысл. Ну а понять смысл, наверное, сможет любой, кто хоть немного знаком с творчеством Сили.
Итак, старых песен всего две — древнейшая «Куча дерьма» (в новой обработке) и «Два года до конца» (ну никак не может Сил я без реггейных мотивов!). Л новые песни — просто заслушаешься! А разве у Сили были когда-нибудь неудачные песни? Что-то не припомню.
Есть здесь и несколько песен на тему приближающегося конца света — все та же «Два года до конца» и «Апокалипсис рядом»: «Самолеты надают на землю,/ Поезда взлетают в небеса…»
Не правда ли, все это нам знакомо из ежедневных сводок новостей? И это не пророчество, это просто констатация фактов. Или «Не буди русского медведя», — это о чем? Не заложен ли здесь глубинный смысл о свойствах русского мужика?
А как приятно в очередной раз услышать из Силиных уст знакомые до боли имена — «Who», «Jethro Tull», «Shoking Blue».
Конечно же, особо стоит отметить мощный состав мхзыкантов: кроме давно работающих с Силей Петра Акимова и Олега Сакмарова, на альбоме присутствуют замечательный саксофон Николая Рубанова из «Аукциона» (впервые Силины песни обрамляют звуки этого инструмента), клавиши Павла Ключарева из «КС», мэтры рок-н-ролльного цеха — Юрий Николаев на ударных и Дмитрий Гусаков на басу — вы представляете их всех в одной обойме?
И все-таки Силя заканчивает на оптимистической ноте:
Это еще не конец-
Это одно из многих начал!..
И
Если не пришлось умереть молодим, —
Значит, буду старим жить!

Так дай Бог тебе, Силя. как можно дольше радовать нас своим творчеством!
Дюша, Москва.

Ольга Арефьева и гр. «Ковчег». «БОЖИЯ КОРОВКА»
Второй по счету официальный студийник, песни известные и не очень.
— Да все это мы уже слышали! Ни фига. Вы прислушайтесь. Прислушайтесь, насколько профессионально сделана это работа. Вас не заколебало переписывать с рук диктофонные записи ТАКОГО качества, что старые бабинники по сравнению с ними кажутся компакт-дисками. Или сравните «Про фольгу» здесь и на «Девочке-скерцо», и вы почувствуете, как вроде бы легенькая и совсем несерьезная песенка трансформируется в глубоко философское трагическое произведение.
Неважно о чем поет Арефьева, важно КАК она поет Голос создает такие пространства, где текст не играет роли. О качестве студийного звука я не говорю — и так все ясно. Богатые аранжировки, электроника, присутствующая аккуратно и незаметно (единственный ляп — «Ты и я»). Настоящий драйв и главное современный саунд, который везде на своем месте. Это удается, увы, немногим -подчинять стиль себе, а не прогибаться под него
Как не любитель прихлппованного «Акустик-Ковчега», искренне снимаю шляпу.
Ребрина Люда, Москва.

Инна Желанная. «Иноземец» 1998
Песней «До самою неба» завершался альбом «Водоросль». Спустя 4 года вышел «Иноземец» — падение обратно на землю.
Очевидно, устав от прежней холодин отрешённости, группа старается быть проще и бодрее. При этом теряет свою самобытность, натащив кучу чужого старья из частушек, эстрады и рок-н-ролла. Веселье получилось фальшивое — суета и беспокойство. Конечно, техника исполнения остается на высоте, но без новых идей эго маю значит. Не спасают даже хвалёные рожки и жалейки, обильно украшающие весь альбом.
Желанная отказалась от прежнего своего образа — может быть, воспринятого как слишком идеализированный и романтический? В «Водоросли» личность певицы занимала центральное место, придавая альбому редкую целостность. В новых условиях её женственность и независимость оказались ненужными. Кажется, она одна исполняла народные песни естественным голосом. Теперь её сдавленный вокал с трудом протискивается между духовыми и бас-гитарой.
«Иноземец» сделан из обрывков. Нового и интересного мало. В основном — натужные попытки полететь как прежде («Летим вместе со мной, вместе умрём…»), сменяемые одинаковыми прогулками «Через садик».
Павел Стручалин, Волгоград.

ВОЗДУХ! «Вещие сны» 1999.(г.Тольятти)
Эта запись оказалась из тех, что нужно слушать несколько раз, чтобы по-настоящему «проникнуться». Меня, по крайней мере, по первому прослушиванию «Вещие сны» совсем не тронули. (Только подумалось о том, что название у группы красивое — и всё!)
Потом я постепенно «вслушивалась» в песни Воздуха! (благо, приходилось их народу переписывать) и восхищалась — и едкому случаю стопроцентного синтеза текста и музыки, и светлой их аурой.
Почему-то возникли некоторые ассоциации с екатеринбургской группой Полдень образца «Малыша и Города», несмотря на то, что коллективы это очень разные. Может быть роднит их мелодичность композиций, русские «фолковые» мотивы, а, может быть, и общий настрой песен. (Но это только мои личные ассоциации — на уровне чувств.)
В этом альбоме есть и светлая грусть, и Вера, и разудалое веселье («…у нас в дурдоме будут танцы!»), и тоска («…шёпот до крика, да и крик тишины»), и обречённость («вот и стала душа мебелью»), и юмор («я с рождения пролетарий — от слова «пролёт»… »). Но, в целом, запись очень лёгкая, воздушная. Это не значит, что все песни просты да понятны — речь не о том. Я имею в виду эмоциональные лёгкость и воздушность.
Про музыкантов Воздуха! могу сказать одно — они не просто умеют играть, они чувствуют КАК надо играть.
Очень советую послушать.
Волга.

Алексей Абакшин. «Дети Солнца» 1999
Сразу же обрадовало оформление этого альбома, пришедшего из города Александрова, — живой акварельный рисунок Ощущение тепла возникает уже при взгляде на обложку.
Ужасно не люблю такие «определения» как хиппи, панк и прочие (потому что зачастую они говорят лишь о «внешней стороне» явления). Послушаю я песни Алексея, и слово «хиппизм» невольно приходит на ум.
«Дети Солнца» как бы возвращают замечательную атмосферу 80х. И начинаешь верить, что рок-н-ролл находится совсем в другом состоянии. (Это я не к тому, что сейчас «всё плохо». Просто сейчас всё по-иному.) Правда, во время сегодняишее легко возвращает забавная стёбовая «Пальцы веером» и, пожалуй, «Революции не будет». Вообще, ироничные песни на альбоме преобладают (особенно запоминается «Старая системная герла»). На этом фоне резко выделяется депрессивная «Я устал» («Вновь от дома к дому, от стены к стене / Я устал от снега, я устал от зимы»). Ну, а самая понравившаяся мне композиция — заглавная
«Подсолнухи» (это как раз таки они — дети солнца).
Существенный минус — в странно-спокойном исполнении, можно сказать — монотонном. А в целом запись очень светлая и добрая.
Волга.
P.S. Л ещё я поняла — нельзя верить Fuzz. Hикогда. Где-то года два назад другая запись Алексея («Питерская акустика») была очень зло и беспощадно заругана рецензией данного издания. Абсолютно непонятна эта привычка всё воспринимать «в штыки». Не ценят люди хорошее! А жаль — его ведь лак мало!

Ночные снайперы «Детский Лепет».
И если любовь рок,
То ее лечит детский лепет
М. Башаков.

В стране Восходящего Солнца предпочитают любоваться цветами либо когда они не распустились, либо увяли. О сути последнего, я не задумывалась, до того момента, как впервые услышала Ночных Снайперов Творчество этой группы как раз и олицетворяет отцветание. Это то упадничество, декадентство, которым хочется любования. Оно завораживающее и упоительно красиво. Это магия, смертельно опасное колдовство, находясь под действием которого боишься пошевелиться — еще миг и все разрушится, распадется на тысячи осколков.
Их творчество основывается на трагичности, сочетающейся с легкостью и, как ни странно, приземленностью (Башлачёвский “Трагикомический Роман” по духу такой же). Вы только вслушайтесь: «Это осень, апрельская осень/ В доме зябко тебе” или «Последние шаги в системе бытия / Прощальный вздох любимых рук”. Просто, по-детски искренне, местами нестройно, порой не без юношеского максимализма («Свобода»). Зато как радует отсутствие истеричного заламывания рук и острых углов. Вообще, основной чертой Снайперов является их мягкость, нежность, но и сила (странно, среди обилия женских групп такими качествами обладают не многие, а казалось бы…).
В альбом “Детский Лепет” вошли песни, записанные (!) с 89 по 95 год. Рановато группа взялась за издание своих архивов Но такая компиляция вызывает любопытство, как лоскутное одеяло, где каждый фрагмент имеет свою ценность, историю. Хотя столь частая смена стиля и качества записи несколько сбивает с толку (раздражает же только идиотски бодрая “Когда устанешь”).
Все песни о Любви и невозможность существовать вне ее, о тоске и бесконечном одиночестве. При приступах меланхолического нестроения особо рекомендую прослушивание этого альбома.
К.Соколова, СПб.

А.Непомнящий. «Земляника» 1999
Рецензию на этот альбом я должна была написать ещё осенью, но не смогла — «захлебнулась» в собственных эмоциях. Да и сейчас понимаю, что всего словами не расскажешь. Переносить на бумагу чувства — занятие неблагодарное, но, с другой стороны, не поведать об этом — грех.
Сам А.Непомнящий назвал «Землянику» «эзотерической сказкой о любви». Для меня же этот альбом — своеобразный глоток свежего чистого воздуха. Солнце и Весна среди всеобъемлющей, беспощадной Зимы.
«Песни с чистым сердцем, песни с тонкой кожей, словно черствый хлеб на столах гурманьих.»
Хотя, это не просто песни. Это Сверхпесни. Вся «Земляника» — это постепенное раскрытие Символа Веры религии Любви. Тем, кому «утро вечера мудреней» этого не понять. Место мёртвых — кладбище. А у нас есть лишь здесь и сейчас: и мы прилежно учим наизусть первую заповедь Религии Любви.
Будущего пег — отчаянное утверждение Жизни и Света Апология Настоящего.
«Он, гад, шептал мне в ухо по-латыни «смерть», а я назло ему орал приставку «а»!» …Вспомнилось — «искусство по своей природе — восстание и любовь». А еще — «если ты пишешь стихи не для того, чтобы мир изменить — весь от земли до звезд, значит — ты не хрена не понял».
Но за свет нужно бороться. И «обернуться пулями бисерные феньки». Так надо. Так должно быть. «Всё станет на места » И «Микки Маус с утра обнаружит простуду, в полдень, синие пятна по телу пойдут». Вендетта оправдана и необходима — «за тёплые гнёздышки, за картонные солнышки, за крыжовник, смородину преданной Родины», «И лифт оборвётся, дискотека замолкнет». С гипсовым ужасом на лицах будут падать статуи. Весна придёт! Война во имя нес священна.
В зеркале увидим утром свет над головой.
Это не с похмелья вовсе, это Бот за нас юрою
Ради Весны можно всё. Для неё нет законов. Никаких!

…Я слышала много различных мнений по поводу сего альбома — от крайне негативных до восторженно-положительных. Можно по-разному воспринимать «Землянику», но очевидно одно — это песни Живого Человека, человека Чувствующего По-Настоящему. И именно эти песни сейчас гак не обходимы.
И не беда, что мы все разбросаны по дальним городам. Среда общего неверья — есть наш огненный отряд. Самый сильный
Волга.

Кирилл Комаров.»ПОЗВОНКИ»
Начну с того, что мне безумно понравилось название данной кассеты. В самом слове слышны перезвоны серебряных колокольчиков на ветру и чувствуется стержень, основа жизни. А ей альбом насыщен максимально.
Композиции хоть и имеют единое музыкальное решение, но сами по себе представляют все грани бытия. Это первая, на мой взгляд, акустическая программа Кирилла, в которой даже при внимательном рассмотрении невозможно найти параллелей с творчеством других музыкантов.
Большинство из 13 композиций являются сюжетными песнями. И в каждой истории удивительно верно найдено самое главное Выделить наиболее понравившиеся, удачные вещи не могу, т.к в зависимости от душевного состояния влюбляешься то в одну, то в другую. От хрупких иллюзорных образов в “Дельфинах В Темной Воде”, через фантастические, глубинные картшпл, усиленные каким-то потусторонним вокалом в “Пока Зима Не Уйдет”(“Поле полно замерзшими ямщиками, теми кто пел да не гнал лошадей”), и сказок в “Сгинь” с очаровательным и немудреным текстом до откровенно сексуальной “Ножевой Любви”.
Легко узнаваем летящий стиль игры на 8-ми струнной гитаре. Композиции очень быстро западают в душу. В общем, истинно «комаровский» альбом Интересный и завораживающий
К. Соколова, СПб.

ЗГА. «Ночной Образ Жизни» 1999
Ещё одна кассета из серии «Зоопарк русского рока». Все песни написаны в 91-92гг, а «записаны в 96-99гг. на квартирах музыкантов и сочувствующих…»
Милая акустическая архаика со всеми атрибутами, присущими детям цветов (советский вариант). «Ночной образ жизни» хорош для тех, кого гложет ностальгия по годам ушедшим и тем, кто гак и не нашёл себя в этой жизни (это диагноз, если хотите).
Не сильный, несколько детский вокал автора песен Лилии Борисовой, сочетающийся с не слишком оригинальной, монотонной музыкой, хотя значительно качественнее, чем простое уличное музицирование. Из общего фона выделяются («Наркомания Полнолуния» с проникновенными переборами гитары, славянофильскими мотивами и трогательным воздушным звучанием; «Памяти Майка», написанная в июле 91 года (Майк-то у нас один, и ушёл он в августе 91-го). Вечное русское предчувствие беды… и по тексту «Киты — самоубийцы» («Ядерный вальс»);
Мне жалко мысли, ставшие словами, — Их похоронят в книгах и блокнотах.
Засушенные лягут перед вами Останки птиц высокого полёта.
В целом же альбом неплохой, душевный.
К. Терина, СПб

Кирилл Комаров. «Вот Он Я» 1999
Как ни странно, но эту работу Кирилла Комарова я воспринимая как дебютную. Частенько приходится пресекать свои мысли, упорно идущие в этом направлении Возможно, всё дело в названии, а возможно в том, что для меня эта кассета знаковая. Знак перехода, мостик между широкой известностью в узких кругах завсегдатаев квартирников и большими залами.
Все песни с этого альбома являют собой классику репертуара («Жизнь-дерьмо», «Принцессе», «Иволга»). К толу же 4 из 12 композиций на вышедших в том же 1999 году «Позвонках». В музыкальном плане тоже не наблюдается явных изменений. Но всё же я с радостью приобрела альбом (кстати, почти во всех музыкальных магазинах «Вот Он Я» отсутствовал — раскупили). Просто приятно, что у этого музыканта вышла «цивильная» кассета. И каждый найдёт в ней что-то для себя, лёгкий юмор, прекрасную музыку, интересные тексты Знатокам творчества Кирилла будет, наверное, приятно послушать знакомые песни в достаточно хорошей записи, а недавно услышавшим этого музыканта, запись послужит визитной карточкой
Катерина Соколова, СПб

Зимовье Зверей «Родословная» 1999
«А-а-а, злобные люди, испоганили такую замечательную песню! Попса, да ещё с таким устаревшим звучанием!» — примерно это я кричала после первой минуты прослушивания «Родословной». «Самолёт» в новой интерпретации пришиб меня настолько, что альбом я тогда так и не дослушала.
Второе (удачное) прослушивание сей кассеты было учинено мною дня через три. Эта работа Зимовья оказалась достаточно любопытной штукой, этаким Кубиком Рубика. Надо изрядно поработать для того, чтобы создалась единая картина (и малейшее движение может вернуть все к хаосу).
Материал к «Родословной» копился с давних времён. И судя по всему, задумывался этот проект как глобальная, глубоко концептуальная венд. В принципе лак и получилось. Возможно, это попытка создать схему эволюции во Вселенной. А возможно, просто желание сказать своё слово после длительного и вынужденного молчания, выплеснуть наружу всё то, что накопилось за душой Эго утверждеше своего места под солнцем.
Здесь гораздо меньше «эстетства», романтики и возвышенных мотивов, нежели на предыдущих работах. Это — электричество с традиционными для З.З джазовыми оттенками на фоне общего упрощения музыки.
Альбом абсолютно нехитовый из-за того, что все песни сильны одинаково. И слушать его не целиком — значит тереть всё внутреннее содержание. Почти в каждой песне есть строчки пугающе точные в своём трагизме: «Мне худо, но не хуже, чем другим» или «сжигая четверть жизни за полдня». Уж слитком всё эго похоже на правду.
Послушать этот спорный (отталкивающий и одновременно притягивающий) альбом будет интересно всем. И вообще — не выкидывайте кассеты Зимовья (даже с «Самолётом»), они могут ещё пригодиться
Главный Зимовьевед ОДСа.

«Лаборатория ветра» «Храм ветра» 1998. (Лысьва)
До недавнего времени группа носила название «Карантин» и я писал рецензию на один из их альбомов. Та работа мне совершенно не понравилась, и, начиная слушать «Храм ветра» я не ожидал, что мое мнение о творчестве этой уральской команды изменится в лучшую сторону.
Однако (О, чудо!), это произошло. Не знаю, читали музыканты мою рецензию или нет, но контраст с прошлым разителен. Исчезла псевдонабожностъ, пронизывающая весь прошлый альбом, песни стали более земными, что ли. Хотя полностью от религиозной текла ребята не отказались, но нашли более удачное сочетание, которое я бы назвал «прикладным христианством» — на Руси всегда крестились на икону, не забывая трижды плюнуть через плечо. Язычество все-таки преобладает — одна из песен («Все одному») яркое тому подтверждение.
Картины, вырисовывающиеся при прослушивании, удивительно ярки и разнообразны. Уже нет бессмысленной мешанины сталей — ест. так называемый «полистилизм», когда фолк, блюз, ритм-энд-блюз и кельтские мотивы органично чередуются Еще раз хочу отметить великолепную сыгранность «Лаборатории ветра» — играть ребята умеют и любят; ни одна музыкальная партия не вызывает диссонанса.
Лично я слушал «Храм ветра» с большим удовольствием, хотя в последнее время уже несколько пресытился подобной музыкой.
Сергей Галкин (СПб).

Александр Щербина «Танец для саламандры» 1998.
Ну, наконец-то!.. Наконец-то я услышал человека, который вполне может составить конкуренцию Сергею Калугину и при этом быть совершенно на него непохожим И дело тут не в мастерстве владения инструментом (а в этом компоненте с Калугиным мало кто может соперничать), а в той атмосфере, которая пронизывает творчество и Калугина, и Щербины — загадочное, мрачное средневековье.
Как и у Калугина, песни Щербины глубоко философичны, и. это не повседневная философия насущных проблем, а философия творца, осознавшего свою исключительность и уникальность.
Где-то «Луна над Кармелем», а здесь — «Ночь Демиурга» («Боже, зачем столько веры и сил? Я ни о чем не просил…»). Там — «Радость моя», здесь — «Город в облаках» («Мы еще вернемся в облака») и «Душа моя, ты на свободе». У Калугина — «Восход черной луны», у Щербины — «Танец для саламандры»…
Общего у них действительно много. Как и Калугин, Щербина «реставрирует по фрескам прошлый век», но не уходит окончательно в свой мир, построенный на образах древней старины. Щербина с большим удовольствием исполняет как цикл песец к спектаклю «Страсти по Кармен», так и совершенно несерьезные «Джаз на раз», «Кришнаит Иванов» и «Песню о безумной Маше».
А теперь об отличиях В музыке Александра Щербины я почти не услышат блюзовой составляющей, которая у Калугина выражена довольно ярко. Зато встречается самый настоящий панк в духе Ермена Анти, Александра Непомнящего и Славки Чистякова — «Маленькие люди» («Здесь героев ценят только за готовность умереть…»). Это было неожиданно.
В целом мне показалось, что в песнях Щербины больше чувств, чувственности и надрыва, нежели у Калугина. Он буквально живет этим, и лично у меня ни разу не возникло сомнений в искренности музыканта. «Проходных» песен я также не услышал. В общем, на небосклоне появилась еще одна звезда… Только мало кто про это знает…
Сергей Галкин (СПб)

Дмитрий Ревякин «Охта»
«Охта» — это боль, растиражированная и упакованная в целлофан, проданная по цене 20 рублей. Но «Охта» это еще и смелость, и предельная интимность. Какой страшный шаг — обнародовать эту больную, всю в бреду, запись; всему миру дать услышать, как ты плачешь и кричишь от скорби.
А еще «Охта» — это холод. Да-да, именно холод, явственное, почти физическое ощущение. Ревякину холодно, и от этого не спасает ни длинный теплый свитер, ни густые темные локоны. Это когда стынет кровь, и не спастись позой защиты, скрестив руки на груди.
И я поняла — нечего требовать от Ревякина излишней откровенности в интервью или ясности в песнях. Он душу свою в «Охте» обнажил и больше этого не повторится
27.12.99.
Стрельникова Наталия ( г.Москва)


Обсуждение