ВСЕГО ТРИ ЛЕТНИХ ДНЯ…(ФЕСТИВАЛЬ «ОСКОЛЬСКАЯ ЛИРА» 2000)

В этом году «Лира» состоялась 28-30 июля. Была аж 12й но счету и собрала огромное количество музыкантов, поэтов, просто слушателей с разных уголков нашей большой страны и ближнего зарубежья.
Вообще, это замечательное мероприятие. Я тысячу раз пожалела, что не смогла вырваться на предыдущие фестивали («Лира» проходит каждый год). Но этим летом, слава Богу, приехать получилось.
Первый день (28-е, пятница) — такой организационный. Народ встречается, радуется, растут палатки (хотя, многие приезжают еще в четверг). Все действо вершится на базе отдыха рядом с Оскольским водохранилищем. Природа, родные люди, песни — просто сказка! В первый же день был концерт лауреатов прошлых лет. Выступали многие, но запомнились только Ватсон из Тропы, Непомнящий и Аникин. Первый был пьянющий, но очень милый. И как он пел! Невпопад, но так вдохновенно-пронзительно. «Пусть мне приснится прямое попадание любви во всех людей…». Жаль, что диктофонные записи не могут сохранить состояния. (Я прекрасно понимаю, что это было не лучшее выступление Ватсона, но, парадокс, — к Тропе я стала серьезно относиться как раз после «Лиры».) Непомнящий бодро и оптимистично поведал: «Наша Мастерская — неотъемлемая часть «Оскольской Лиры». Мы не сдаемся, продолжаем эскпансии. Сейчас создан виртуальный сайт рок-мастерской «Лиры». Мы захватываем новые технологии и нас не остановить…» А потом спел «Поражение II» (в народе — «Танцуй, пока молодой»), до боли родную (куплетом про далекие города) «Автостопную» и ушел. Позже, как выяснилось, пел у какого-то костра, но сей момент мы проворонили.
Ночью слушали Колю Вдовиченко из актюбинского «Западного фронта» и Алексея Фомина из Питера (гр. Министерство Любви) или просто общались. И было тепло и хорошо.
Второй день выдался самым напряженным. Днем начали работать мастерские (своего рода первый тур). Не могу сказать, что подобная соревновательная система мне (да и многим другим) особо импонировала. Но она необходима. Можно сказать, что именно в ней — идеи и задачи «Лиры»… Да и если без «отбора»… Кто был на фестивале, помнит- какой бардак начался со «включением» «свободного микрофона». Петь со сцены «Лиры» хотят многие, но не все способны дать реальную оценку своим возможностям. Каждый хочет считать себя Самым Гениальным Поэтом ( поэтому, куда ни плюнь — везде Самые Гениальные). Скромности, товарищи, не хватает!
На мастерской самый запомнившийся момент — появление Коли Вдовиченко. Он просто «вырубил» своими песнями. Я не могу сказать — сколько он пел, не смогла бы сказать — что, если б диктофон части его выступления не сохранил. Коля как бы погрузил всех во временную дыру. Что поразило — песни очень глубокие, но, с другой стороны, — простые. И поет он их так спокойно (даже тихо), но при этом чувствуются предельное Отчаяние, предельная Печаль и предельная Чистота (и никакого надрыва в голосе!). Народ, присутствовавший на мастерской, был просто ошарашен. Все, не только я. Признаю, что я жадная на подобные эмоции из-за редких встреч с такими людьми… По ведь все слушали Колю, затаив дыхание.

Остался дом. Бездомный и пустой
Остался мир. Непрошенный и злой
Вечность до рассвета и звуки тишины
Остались сны. Сны без пробуждения

А еще была «Родина» — «неземная и милая». Без раздирания рубахи на груди, без лозунгов и плакатов, спокойно и даже мягко: «и мне хватит горстки земли, чтобы назвать ее Родиной». Уверена, Вдовиченко играл бы на заключительном концерте полюбому, даже не побывав на мастерской. Но это его выступление было необходимо, чтобы как можно больше его песен было услышано (на заключительном концерте он сыграл лишь 3 — лимит).
А «Весна в Гонконге» оказалась актуальна, к сожалению даже на «Лире». Не хочется об этом вспоминать… «Это не Чечня и не Чикаго».
На мастерскую было подано огромное количество заявок (по одной версии — свыше 70, по другой — свыше 100. И это только на рок-мастерскую! «Функционировали» еще и поэтическая, и бардовская). Я даже устала от процесса слушания — ну не привыкла к такому обилию музыкантов (и. к тому же, интересных и замечательных )!
Параллельно рок-мастерской, на главной сцене (с микрофонами и г.д.), шло что-то типа 2го тура «Жюрили» известные в народе Геннадий Жуков и Александр Вербицкий. Т.е. музыканты, отыгравшие на мастерской у Непомнящего, шли «прослушиваться» на сцену, и их пение, раздававшееся на весь лагерь, очень часто заглушало еще игравших на мастерских.
Вечером начался длинный концерт — кульминация и, одновременно, финал происходящего. У сцены собрался практически весь приехавший народ (тогда как во время мастерских было полно «вольногуляющих»). Началось все часов в девять вечера, а когда закончилось — неизвестно. Мы «сломались» в 4 утра. Естественно, играли очень многие музыканты (группы, барды), поэты читали стихи. Обо всех сейчас не рассказать, поэтому только о самых запомнившихся.
Сергей Кривошея (Киев) почему-то не очень впечатлил на фестивале. Но, когда я стала прослушивать кассету дома, поняла, что пропустила что-то настоящее на том заключительном концерте (хорошо, что есть записи). «Я бы пошел е-два/е-два лишь был бы ход такой возможен». Со словом человек умеет работать. Рязанские Теплые окна откровенно заигрывали с публикой, но это только веселило (и ничуть не напрягало). А по возвращению домой я неоднократно ловила себя на напевании их песен. «Употребляя алкоголь, живу в Рязани. И постепенно стал собой…». Акын особо не понравились. Хорошая, конечно, гpynna АукцЫон, но свое должно быть своим. Впрочем, играют воронежцы замечательно … И Венину песню сделали. В. Аникин спел 3 офигенные вещи и язвительно извинился за непрофессионализм. Ерунда это все профессионализм, мастерство. Вот группа Сунь Вынь (Москва) — профессионалы, да только что-то они абсолютно не тронули. В музыкальном плане это, может быть, и интересно, но не было Целого. Общего. Говорят, раньше творчество Саши Арбатской было совсем другим. Не знаю — не слышала. Но Фенечка (Н. Дунаевская. Ст Оскол), боявшаяся петь «после таких людей», удивила. В ее песнях как раз таки были те открытость, неподдельность и искренность, которых не хватало предыдущему коллективу.

В тишине много золота, да черти в мешке.
А в тебе много радости, гадости во мне.
И любовь сквозь щелочку светит в глаза.
Но, жаль, слепая — ох как слепа.

Недоставало лишь опыта игры на столь «важных» мероприятиях. Эйфория (Ст. Оскол) порадовала на фестивале разудалым весельем и патриотичностью. Но на кассете группа совсем не воспринимается. Наталья Хабарова (гр. Чужие, Иваново) сразила своим голосом (эффект, подобный тому, что произвел Коля Вдовиченко на мастерской): «Да крыло мое деревянное…», а все равно веришь, что летишь. Неописуемо! Очень понравились песни Евгения Сидорова (Кострома, гр. Друзья Будорагина): « И никто не остановит нас…». Сильно, честно.

Утром мы узнали имена лауреатов: Вдовиченко и Акын (Дипломантами же стали: Фенька, Теплые Окна, Эйфория. Н. Хабарова. Е. Сидоров, Орион (Ст. Оскол), Настя (Воронеж) и Даниил Колегаев (гр. Дерево, Белгород)). Потом все собрались и поехали в Оскол, потому как заключительный гала-концерт проходит в самом городе, в к/т «Быль». А там пас ждал облом Лауреатов рок-мастерской играть не пустили. И когда мы сидели на газончике рядом с к/т, ко мне подошел Непомнящий и рассказал следующее: « Нас не устраивает этот самый заключительный день — отчитывание фестиваля перед властями города… Лауреатов в этот раз было 8 (от всех мастерских — прим. В ). Гостей фестиваля может быть и 15 А вышестоящие организации сообщают рамки: « Этих пять и этих пять» В результате, некоторые лица, связанные с внутренней жизнью этого города, сысту поют чаще, чем остальные (а многие не выступают вообще!. И мы задумались — стоит ли бороться с «Оскольской Лирой» методами взрыва, отказа и т.п.? Ведь существует другая «Оскольская Лира» — та, которая мне и нравится (это и сеть газет, и журналисты, которые приезжают и смотрят, кто победил, и Internet, который освещает всю систему) Эта «Лира» сообщает истинные имена…А не стоит ли сменить знаковую систему? В нашем закрытом порядке, дипломанты — это и есть победители фестиваля. А лауреаты — это… ну, как некая рекламная часть. Они едут сюда с цветами, купленными на деньги города, занимаются лауреатством. А мы с дипломантами остаемся там или мирно разъезжаемся. Город этим досолен, деньги выставляет, аппарат работает. Это вариант такой масонской ложи под названием «Оскольская Лира». Авангардный проект…» На том и порешили — психовать и расстраиваться не стали.
Много уже написала, да некоторые вещи, видимо, невозможно передать бумаге (хоть еше столько же напишу). Эмоции и ощущения так и останутся только со мной, в сердце. И буду я очень эгоистично ими греться, вспоминая прошедшее лето… А тяжко было один раз, уже в Воронеже, вечером, когда поняла, что все уже закончилось… И за победой в пустыню, домой.
Волга

P.S. Быть может, кто-то скажет, прочитав вышеизложенное, что слишком все это восторженно и , стало быть, необъективно, что выходит идеализация как «Лиры», так и «Балаклеи». Различные неприятные моменты были, наверное, на обоих мероприятиях, но «запомним мы только хорошее»…Не в оправдание, а просто, как факт, могу добавить, что. на мой взгляд, в стране нет больше таких фестивалей, где одновременно собираются столько интересных и родных людей (ну, каждому — свое, конечно). Да, еще. Хочу оговориться — я принципиально не ставила перед собой задачи «сравнить « «Лиру» с «Балаклеей» (об этом и так много всего сказано, да и не мне судить — на данные фестивали я выезжала впервые). Вряд ли «Балаклея» сможет стать альтернативой «Лире», тогда как на «Лире» не было чего-то такого, что было на «Балаклее». В неповторимости и дело…
Я просто описала, что и как было.


Обсуждение