А.Непомнящий. «Зерно». 2000 г.
Данный альбом я воспринимаю как некое досказание предыдущего— «Земляники», развитие её тем. Та же Любовь, «без которой нас не было и нет». Обращение к чудесной сказке «Снежная Королева» (по словам Саши, в оригинале Андерсена Герда спасла Кая, прочитав «Отче Наш»: не может быть Любви без Веры и Надежды!) Почему-то на «Зерне» даже «земляничные» песни звучат светлее. Здесь гораздо меньше «касаний с социальными моментами». Исключением может быть лишь «Ад»—печальное переложение известной песни Ю.Левитанского. В аду поводы и гости, откровенья до икоты. Уйма новых лиц, имён. Стрелки, белки, фотокадры. И бесконечное оправдание собственной слабости. Ведь враги свели мир с ума, они во всем виноваты!
«Исповедь» — про другое.
Мне задавали вопросы вежливо,
А я отвечал уклончиво,
От страха косил под хорошего
И честные строил глаза.
Но «собственная гадина» «Исповеди»—аналог «внутренней пули» из «Ада». Не «новый мальчик» должен за нас воевать. Сопротивляться нужно «падле-я». Даже «Всем, кто любит Вавилон» — в обшем-то, про тоже. И не экстремизм это: убивать в себе сволочь—честно и правильно. Где здесь фашизм? И почему Непомнящего обвиняют в нём даже сейчас?…Бред, по-моему.
А вообще, жутко сложно писать рецензии на такие записи (их таких немного, на самом деле), давать какую-то непонятную оценку — плохо, хорошо. И не потому, что они не могут привести в восторг или же, наоборот, разочаровать. Просто как-то странно ругать или хвалить Настоящее. И не важно когда это записано, как, где и т.д… Это то, что я называю «Живое навсегда».
Волга.
«Министерство Любви» (Питер). «Парус». 2000 г.
Написав, что данный коллектив — из Питера, я призадумалась. Да, лидер, автор песен—А Фо Мин—питерец. Но большинство участников записи—москвичи (на альбоме можно услышать голоса Юли Теунниковой, Анахаты, Арины и многих других хороших, знакомых рок-деятелей).
…Странный альбом, оставляющий тяжёлый осадок на душе. Талантливые, живые песни, но донельзя больные. «Лирический герой» как будто бы не способен верить в кого бы то ни было, во что бы то ни было. Всё через кровь и отчаяние. Откровенно говоря, эта форма (вернее — способ восприятия действительности) уже несколько надоела. Вечные летовские «подсказки». Ну почему Настоящее обязательно должно быть мрачным, депрессивным и кровавым? Это садизм: плохо мне — пусть будет плохо другим! Не должны песни идти от одного «плохо» (знаю, знаю, что песни ничего не должны!) Если даже окружающая действительность именно своим отрицательными воздействиями стимулирует творчество, всё равно свет-то есть — как стержень, ось. Если есть ночь, должно быть утро. На «Парусе» его нет. Вот это настораживает.
Хотя, некоторые песни—действительно сильные: «Легенда о динозавре», «Ночью на спине…», «Песня про дзен», «Белый огонь». И фраза про человека, который не любит постмодернизм,— тоже замечательная.
Волга.
«Адаптация». «На нелегальном положении». 1998 г.
«Отделение Выход» официально выпустило альбом «Адаптации» «На нелегальном положении» (второй по значению, на мой взгляд, после «Парашюта Александра Башлачёва» — несомненно лучшего объёма Ермена).
Здесь есть всё: и сочный звук, и отличная сыгранность, и неповторимый голос Ермена. А главное—здесь живая правда жизни. Правда, которой нет даже у Летова, который всю жизнь только и делал, что вёл игры со слушателями. Правда, от которой действительно становится страшно. Правда, которая пугает своей безысходностью. Но, тем не менее, почему-то ещё больше хочется жить, пусть даже и в нашем тоталитарном режиме (какая разница—Казахстан или Россия…). И пусть «будущего нет» будет только для тех, кто нами управляет, а не для нас. А мы останемся живыми в своём Бищара—рае!
Отдельно хочется поблагодарить Лёшу Вертоградова за прекрасно выполненный мастеринг.
Ну что ж, начинание сделано. Хочется надеяться, что скоро официально увидят свет все альбомы Ермена. А пока мы будем ждать новых песен и альбомов от ГЕРОЯ наших дней. Дай тебе силы, Ермен, остаться таким, какой ты есть!
Дюша.
«Адаптация». «Тысячи долгих дней пустоты». 2000 г.
Серьёзная работа, с первой и до последней минуты пронизанная высоким эмоциональным напряжением. Всё лишнее отброшено, осталось только самое важное.
Место действия—по-прежнему город, но он сжимается и тускнеет, когда на первый план вырываются древние и мрачные силы —холод, снег, тьма, пустота. «Улицы города, в степь уходящие» (до боли знакомый образ!), огни на седых вершинах—всё пронизано грозным предчувствием, делающим неуместными как суету рынка, так и борьбу против общества.
Ермен беспощадно препарирует окружающую действительность («Над банановой республикой снова снега…»), но не унижается до дальнейшей игры но её правилам, не присоединяется ни к одной из враждующих сторон. Современный самурай-одиночка, сохраняя верность истреблённому клану, ведёт свою отчаянную схватку в защиту непонятных другим ценностей. Ермен не прячется в толпе, не отгораживается от слушателя заимствованной идеологией — религиозной, политической («Патриот мне сказал, что я конченый тип…»), не зарывается в надуманных словосочетаниях (очевидно, жизнь в Казахстане превзошла самые смелые летовские фантазии).
«Тысячи дней…»—полезный и своевременный альбом, даюший (хотя и не каждому) веру в будущее. «Однажды их всех перережет весна,…они все поперхнутся такой красотою». Пустота—не конец, а начало. «Скоро некуда будет бежать и тогда, может быть, мы вернёмся обратно». Мет больше времени играть в бунт. Нам надо строить свою Вселенную.
Павел Стручалин
Олег Медведев «Зеленая Дверь» (запись выступлений в Хабаровске 11-12 февраля 2000)
Всегда очень недоверчиво и скептически относилась к бардовской песне (без приставки «рок» ,а просто к бардовской …более грубо это называется КСП). А тут пришла мне из далёкого города Иркутска кассета с ранее никогда не слышанным Олегом Медведевым, и я поняла, что со стилевыми штампами (за которые ругаю всех своих знакомых) нужно и самой бороться.
Умные тексты — иногда очень серьёзные, иногда ироничные, иногда грустные, но никогда не злые.
Ты чувствуешь озон — коронный разряд, потерянная фаза
Как можно было здесь бродить столько маршрутов подряд
И не заметить ни разу
Огня, в котором можно свить слова и ночи без сна
В один искрящийся жгут
Поторопись же, мужик, ведь твой диагноз — весна,
А с этим долго не живут.
Карлсоны возвращаются с войны. Корабельный кот молчит о том, о чём всуе нельзя. Континентальные электрики уходят в ночь. Девочка ждёт своего Графа. Тигр трогает мягкой лапой прибой… И можешь считать, что нынче ты в отпуске.
Уходит кто-то, я его заменю на собачьей вахте ожидания чуда…
… Так закончились предчувствия
Остались ожидания
Давай подождём?…
А, может, меня это так «зацепило» из-за банальной нехватки доброго, душевного, простого (но не примитивного)… Может, именно из-за этой тоски я практически не вынимала кассету с «Зелёной Дверью» недели две из магнитофона, пока половина песен не выучилась наизусть.
Я искренне дивлюсь вот этой способности взрослого человека жить детской сказкой. Без цинизма и вечной «правильности»… С огоньком в сердце, греющем, любящим. От которого слёзы на глазах … «Время настало — сказка вернулась».
Волга
Тёплая Грасса «Всё впереди» 1998
«Неужели, неужели это та самая Тёплая трасса!»- думала я, слушая впервые «Всё Впереди», настолько это было непохоже на всё , что было ранее. Даже в предыдущем альбоме группы несмотря на общее светлое содержание), « мелькают интонации», от которых мороз по коже (так страшно и безысходно). Здесь же нет и отголоска того…
Стопроцентное жизнеутверждение.
В оживлённом свете пусть проснётся стщий
И утихнет ветер, смертью нам грозящий …
Удивительный альбом, удивительной группы (автор песен и лидер Трассы — Дёна Побоков не является ни вокалистом, ни музыкантом в группе).
Редкий случай — ставишь кассету, и хорошо становится. Нет здесь этого долбанного вампиризма, присущего многим музыкантам (когда после прослушивания одной только песни, с ужасом вытаскиваешь кассету из магнитофона)
Я приклоняюсь перед этими людьми , которые сейчас способны ТАК писать и свет свой нести, и Радость как Миссию.
С белым ветром в парусах
Со слезами на глазах
В непреступной красоте
С ясным ликом на холсте
Честно не только отчаяние, это тоже — честно, искренне. Тёплая Трасса приняла православие как Жизнь (и не надо мне писать какую-нибудь ахинею типа: «рок- музыка и православие не совместимы), по-настоящему …Это — здорово!
Здесь наша ноша легка, здесь Богу пою.
ПУСТЬ БУДЕТ ЛЮБОВЬ!
Волга
Черный Лукич. «Навсегда». 2000г.
Альбом оставил очень двоякое впечатление. Конечно, тут же начинаешь сравнивать его с «Девочкой и рысью» — без сомнения, лучшим альбомом Димы: «Навсегда» проигрывает, причём очень здорово. Нели буквально все песни с «Девочки и рыси» глубоко проникали в душу, то здесь ничего подобного не происходит. Не пробивают песни, и всё тут!
Тем более, что многие песни лучше слушаются в акустическом варианте на альбоме «Деревянное облако», а «Бесполезный день» интереснее звучит на миниальбоме 1995 г. «Дорога жизни». А «Можно и не жить», «В незнакомое лицо» и «Тайна белого пятна» просто бесподобно звучат в проекте «Тайга».
Единственным, на мой взгляд, светлым пятнышком альбома можно назвать очень лирическую (местами даже грустную) песню «Ариэль».
И ещё: на альбоме совершенно не слышна гитара одного из лучших гитаристов России, лучшего гитариста Сибири—Жени Каргаполова. Вспомните, как пронзительно звучала его гитара на «Девочки и Рыси»!
Да и вообще, альбом получился какой-то вымученный, какой-то неживой… Лучше бы ты, Дима, выпустил неповторимую «Тайгу»!
Дюша.
Евгений Смирнов (Александров) «Вывески Рук»
Блин, богата же Владимирская область на таланты! Вот попала в руки запись еще одного тамошнего музыканта, Евгения Смирнова.
…Молодой (вероятно) человек с очень приятным голосом. Думаю, хорошо «вписался» бы в «Лестницу» (фестиваль, то есть) образца 98-99х.
Рифмы и строчки иногда слишком предсказуемы. Некоторые фразы — явные перепевки. Но, в целом, альбом очень трогает. В нём какое-то физическое ощущение доброго, искреннего, родною и детского (видимо, из-за частого употребления уменьшительно-ласкательных).
А еще мне это понравилось из- за очень любимого сочетания звучаний электрогитары и перкуссии. Красивое! (Партия флейты — тоже.)
Что ж, здравствуй, милое солнышко!
Здравствуй, маленький мальчик!
Плачешь — потерял игрушку…
Но мне в утешение тебе нечего сказать –
Я не умею рисовать.
Яне умею петь…
Ну не знаю, как насчет изобразительного искусства, а с пением, по- моему, всё в порядке.
Волга
«Умка и Броневичок». «Ход кротом».
«Ход кротом» — это очень смелый альбом. Пожалуй, самый смелый из всех альбомов, которые я слышала за последнее время. Умка не боится признаться в том, что «…рада бы в рай /Но пока посижу на краю/». Не боится сказать, что «Пушкин и Лермонтов /Ходят за ручку в раю/». Не боится констатировать факт: «/Из меня не вышло /Психоделического гуру/Видали дуру/» (Хотя насчёт гуру— как знать, как знать…).
Она населяет свои песни странными героями и событиями, но им веришь и веришь в их существование. Веришь, что рано или поздно сделаешь «ход кротом», доедешь до «станции PeaceDcath», повстречаешь «маленького брата / с волшебной фигой в кармане / в разноцветных очках / С цветком в бороде» и выпьешь с ним «Маленький двойной» во время «Индейского лета».
О последнем—отдельно. Умка описывает странное, невиданное время года. Это не Indian Summer и не Бабье Лето. Да и саму певицу бабой не назовёшь, впрочем, бабочкой тоже… А вот что-то индейское в ней есть.
«Индейское лето»—это когда удивительно покойно и светло на душе, когда «Выше вигвамов сладкие травы стоят».
Она великолепно умеет играть со словом, но всегда избегает пафоса: «Бесконечный зенит /Золотыми колокольчиками звенит /Бим-бом, бим или бом- бом / Бесконечный Зенит / Бесконечное Динамо /А я—по жизни за Спартак /Вот так/». Но не боится, в конце концов, спеть: «/С прозрачными играть /Но для этого пришлось бы /умирать опять /А я /не умею умирать пока /Я не могу без Спартака пока/». И от этой честности — комок в горле. Ведь слишком дорого расплачивается за неё Автор.
Но главное достоинство Умки в том, что она «не умеет умирать пока», за что ей и большое спасибо.
Н.Стрельникова
Тропа ( Воронеж) «Косы На Камни » 1999
Данная запись попала мне в руки только в ноябре 2000го года, т.е. через год (как минимум) после её выхода в свет. К сему моменту я уже успела очень проникнуться к Тропе прежде всего благодаря Оскольской Лире, а также предыдущему альбому «Рябина».
Простая и «супер загадочная» группа одновременно. Загадочная из-за непонятной притягательности и сложности, несмотря на казалось бы очевидную простоту. Слушаю — и пытаюсь понять ОТКУДА это, сформулировать то, что импонирует мне в ней …
Бешеный пёс резвится
Краска стыда на лицах
Я так хочу напиться,
Что не могу.
Есть на «Косах..» песня, в которую я влюбилась при первом же прослушивании (может быть, потому что как раз таки находилась под впечатлением оз общения с местными «представителями жанра»)
Безликий монстр на сцене знакома строка.
И я сижу на измене –
Поднялась же рука !
Крину: «Не трожь Пастернака.
Безродный эстет!»
А он мне — «Фигу, мол, на-ка,
Я тоже поэт!»
Музыкальная сторона — разговор отдельный. В принципе, все мелодии песен вращаются вокруг 2х-4х нот. Это должно звучать занудно и монотонно. Ан, нет- очень красиво и впечатляюще! Наверное, из-за аранжировок. Помимо стандартных гитар и баса слышны «экзотические» инструменты варган, например…
Не понравилась лишь одна песня — про адмирала. А так, очень хороший альбом. Чистый и душевный. Простой и гениальный.
Волга
О.Арефьева и группа «Ковчег». «Регги Левой Ноги».2000 г.
Стилизация под реггей всегда удавалась Арефьевой лучше, чем под русский рок или блюз. «Батакакумба» до сих пор остаётся лучшим студийным альбомом. Но идее, «Регги…» должен оказаться удачным её продолжением, но так, к сожалению, не случилось.
Па деле «Ковчег» выпустил откровенно вымученную и затянутую программу. Усталый голос, вялое исполнение; медленный ритм не гипнотизирует, а усыпляет. Даже весёлые по сути тексты слушать безумно скучно и тяжело. Да и обычные, а по сему, ожидаемые шероховатости Ольгиных стихов особенно бросаются в глаза. Создаётся непривычное для работ Арефьевой настроение. Это даже не депрессия а- ля «Комитет», просто по дороге в рай уже нет сил идти, а кто-то решил, что надо.
Кто-то решил, что надо поднять с пыльной полки старые песни, почистить и… Не засияли. Слушаешь, и—такое ощущение, что не додали чего-то. Из-за однообразия в музыке ухо пытается зацепиться хоть за что-нибудь. Тексты? Возможно, многих радует предлагаемая игра «что на что похоже». Здесь «Площадь Ногина» — апофеоз творчества «Ковчега». Набор простых и понятных образов- ссылок к классикам и современникам даёт ей своеобразный текстовый пропуск — «своя». Но эти образы—только модель для сборки, набор слайдов, знакомых и привычных, которые Ольга меняет перед слушателем, впечатление,будь они с альбома 93его года или же с данного…Трогательные, светлые… В них — жизнь…Странная гармония диссонансов.
Где-то я прочитала такую фразу: «Соломенные Еноты -группа московских экстремистов …».И, с одной стороны сути и смысла явления она не раскрывает Они не дают целой картины, лишь создают ощущение нахождения в родном аквариуме.
Многие родные и привычные песни «Регги…» уже выходили в концертных вариантах, и зачем надо было записывать их совершенно убитые студийные варианты?. «Панихида по Апрелю» всегда была одной из самых хитовых и отвязных вешей, а никак не похоронным маршем. Остаётся только радоваться, что наконец- то название этой песни соответствует её настроению… Удовольствие, однако, посредственное.
Мила Александрова
Соломенные Еноты (Москва) «Империя разбитых сердец»2000
Возможно, Еноты единственная группа, песни которой производят на меня неизменное впечатление, будь они с альбома 93его года или же с данного. Трогательные, светлые, в них -жизнь…Странная гармония диссонансов .
Где-то я прочитала такое: «Соломенные Еноты — группа московских экстремистов…». И, с одной стороны суть и смысл явления она не раскрывает, а с другой, …экстремально всё, что сделано не по правилам. А в этом альбоме «неправильно» всё-голос, звук, тексты с непонятными образа. Неправильно с точки зрения Обычного слушателя, Обычного журналиста. Они никогда не смогут дать определения «стиля, в котором играют» Соломенные Еноты. И, признаться, это очень радует …
Разговор бессмысленный, как и все беседы.
Приведет меня к одной истине простой –
Ничего не значат ваши вторники и среды
В день победы над собой и над пустотой…
«Империя разбитых сердец» никогда не станет слушаемым альбомом. А Соломенные Еноты — группой, известной за пределами узкого (или, всё-таки, не очень?) круга. Не знаю, хорошо то или плохо …Это как константа, аксиома.
Здесь есть наброски с совершенно повседневной жизни, киношные аллюзии, образы «милых зверей» (вполне реальных в реальности самого Усова). Здесь Изида работает в Музее восковых фигур, а животное в цирке рассказывает про то, что «Интернет — большое зло, Пелевин носит красный бант…».
«Здесь мотылёк — птеродактиль, потерявшийся в пустоте.»
Здесь эмоциональные состояния- от отчаяния до любви…Слушая, пропадаешь в этой Реальности , в этой Вечности…
«И вокруг такой леденящий уют, от которого всем светло…»
Наша планета получила отметку «ноль».Но ЗДЕСЬ нет смерти и прошлого.
Прошлого НЕТ,НЕТ
Прошлого НЕТ.
Мой ослепительный свет.
Есть настоящее, пусть леденящее,
По мелодическим звоном звенящее.
И ночная прохлада над бездной .
Прошлого НЕТ!
Волга
Алексей Абакшин (Александров) «Собачья Свадьба»2000
Эх, Лёша, Лёша… Ну почему же всё так мрачно? Такими светлыми и хорошими были «Дети Солнца». «Собачья Свадьба» же — какой- то ужас! Даже не хочется верить, что человек один писал и то и другое.
Я понимаю, что «это альбом о тех, кого ты не любишь»… Но вот вопрос- стоит ли о них петь? О всяких президентах, Мавроди, девочках-помойках… Они того достойны?
Вышло всё на редкость пошло и цинично. Это не «правда жизни». Это больше походит на попытку оправдаться и выставить себя «круче» других. «Мы пьём водку потому что нет денег…». Да-да-да, знаем-знаем …
А вот они чёрную икру едят, сволочи, у тех — золото КПСС, третьи- еше что-то. Как бабки у подъезда, вечно завидывающие мимо проходящим людям. Ах. почему у нас такого нет?…Пусть это всё будет у них, пусть существуют. У них своя жизнь, у тебя- своя. И настоящая радость не зависит от чего-то материального. Не должна, по крайней мере .А то получается «…нет денег: жизнь без радости».
Хотя, может, я чего-то не поняла…
Но одно четверостишье все же понравилось:
А в моей душе — беспросветная осень
А в мои мозги грязь изъезженных улиц
А в моих глазах только то, что им надо —
Лопнувший канат под куполом цирка.
Каждый видит лишь то. что хочет увидеть?
Волга
МАКСИМ КРИЖЕВСКИЙ «РЫБАЦКИЕ МРЕЖИ» ЧАСТЬ 1 — «ЧАЙКА» ЧАСТЬ2- «ЩУРЯСЬ НА НЕБО»
Этот человек сейчас уже не поёт …Он живёт где-то в глухой российской деревеньке отшельником, отказавшись от всего сделанного ранее. Кто-то говорит, что это честно, кто-то, напротив, ругается. По мне — это слишком личное, чтобы давать какие-то оценки.
Просто как биографическая справка — Максим жил в Одессе, работал моряком, видел разные страны. Кажется, совершил кругосветное путешествие. А потом его что-то не устроило, и он бросил свои корабль и экипаж вдали от дома …Каким-то образом очутится на «Лире». И появились все эти альбомы, концертники. А потом- православие…Даже упорно ходили слухи, что он в монастырь ушёл — нет, не ушёл…
«Чайка» — концертная запись с группой Принцесса Бурунди… Мною воспринимается как этакая попытка Прорыва. Страшного прорыва через отчаяние, боль. Безднами и пропастями. Пустотой. «Лазарь, подымись и шагай прочь от света..»
«Был день, и была боль.»- тяжело, жутко… А потом речитативом :
Что же вы, минуты, кажетесь прохожими?
Вы кажетесь похожими, минуты…
Что же вы, минуты, кажетесь безбожными?
Что же вы???
Но нонсенс эти песни светлые…
Завершает «Чайку» любимый мною «Дом»(название от себя даю):
Бедная безднами бегала резвая
Резала лезвием грёзы созвездия
Дым над столами густыми устами
Смеялся над нами …
Для меня Крижевский прежде всего Поэт(именно с большой буквы). Каждое слово на месте, каждое слово — образ.
Очень сильная вещь и «Дети по камешку строили дом…».
Да практически все песни «Чайки» одинаково впечатляют. Тогда как в «Щурясь На Небо» ВСЁ держится на одной — заглавной. Она — кульминация, предел, окончательный прорыв.
…Время допоёт все песни
Перед взломом
А ты только верь, да гляди сам
Как красится лёд
Траурным смехом
Время, небеса убив,
Прольёт поклоны
От ворот во все улицы к лету течет
Свет в кузницы лета течет…
Солнечный снег ненастьем застит глаза.
Снегири не видят ни зги…
Музыкальное сопровождение — сплошной диссонанс, шквал звуков, эмоций. От него не просто тревожно и неуютно – страшно.
Сложно представить, как он жил/живёт с этим. Слишком сильно, слишком оторвано от жизни здешней и простой, может быть поэтому и отречение, уход (когда прорвался, и ничего этого уже не надо). Впрочем, не хочу гадать.
Волга
Друзья Будорагина(Кинсшма) «Граница»2000
До сего момента я слушала эту запись незапоминаемое количество раз. И сейчас, прежде чем сесть что-то писать — переслушала. А так и не представляю, каким образом это можно описать тем, кто Друзей Будорагина не слышал никогда. Это не похоже ни на что! Единичный случай.
«Гранина» — одна из самых лучших записей, которых я услышала в этом году.
Здесь тоже своеобразный рывок к свезу, прорыв. Но не через отчаяние и пустоту (как у Крижевского), а через штурм, атаку, бой. Силой Любви, силой Надежды, силой Веры, силой воли.
Обручили весною нас
Повязали нас проруби
И последние проводы
К воскрешению нашей дряни
И крестами легли пути
Пулемётными лентами
Нас опутали нитями
Путеводные лабиринты…
Евгений Сидоров даже внешне похож на русского воина-витязя (не по- ревякински — не только из-за язычества последнего, а потому что он сейчас всё-таки «сделанный», а Сидоров — Настоящий ), с красивым глубоким басом.
Вспомнилось изречение: «Православные — воинство Христово». В этой записи каждая песня — подтверждение того.
Волга
Редакция от всей души благодарит:
А.Непомнящего — за «Зерно»,
Михалыча(Москва) — за Министерство Любви и Енотов,
К. Вдовиченко — за «Тысячи Долгих Дней Пустоты»,
В.Скрашука(Иркутск) — за Медведева,
С.Петрову(Воронеж) — за Тёплую Трассу и Тропу, Э.Егорова (Александров) — за Смирнова,
А.Абакшина — за «Собачью Свадьбу»,
Дюшу (Москва) — за «Чайку»
Редакция любит подарки! И не откажется их принимать и впредь.