Тринадцатый фест /«Оскольская Лира», город Старый Оскол, 27-29 июля 2001/

Есть примета — как новый год встретишь, так его и проведешь. Не обращаю
внимания на подобные вещи, но к прошедшей «Лире» могу применить — «как первый день проведёшь, так и остальные пройдут».
А в первый день (буду считать первым днём всё-таки 26 июля — день заезда) было всё сумбурно и беспорядочно. Приехали на базу (спасибо, что хорошие люди довезли, автобусы еще не ходили), а там — «замок на дверях». Пришлось сначала вдоль забора расположиться с рюкзаками, спальниками, потом перекочевать к лесу… К вечеру небо заволокли страшные тучи, начался гром. Ночью вовсю шёл дождь и бои с местными бандитами (которые на следующий день всё грозились приехать с «пушками»… да…) Естественно, утро после этого было не особо приятным. Сыро, противно, пьяные неформалы, песни Летова, Кинчева или вообще Земфиры какой-нибудь — УЖАС! Два знакомых мне человека, впервые приехавшие на фестиваль, не сговариваясь, практически одновременно выдали фразу: «И что, это — Оскольская Лира?!!» Нет, наверное, это не «Лира», это действительность каждого подобного фестиваля. Еще одна народная примета — если на фесте ни разу не была спета «Всё идёт по плану», значит, фестиваль не состоялся.

Пятница, 21-е. тоже оказалась сумбурной донельзя. Народ приезжал, устанавливал палатки и начинал «оттягиваться» (извиняюсь, по- другому не скажешь). Кто как хочет — кто в лес, кто по дрова, а кто к ларькам… Нет, я все понимаю — «сколько не виделись» и т.д. Да я и не против, в общем-то, но весь этот хаос мешал Все ждали привычного концерта лауреатов прошлых лет, которым традиционно открывалась «Лира», вместо этого сначала пели невыносимые барды, а потом начался «свободный микрофон» Понятно, выходили и такие товарищи, от музицирования которых делалось дурно.

Зачем, например, лезть на сцену и петь там КОРОЛЬ И ШУТ?! Но были и приятные моменты — выступление ТРОПЫ (вернее, дуэта Ватсона и акыновского трубача), Непомнящего, александровского гостя Лёши Абакшина, питерского Михаила СВАТЕНКО, загадочной и таинственной девушки по имени Домовёнок (про которую в прошлом году много говорил Геннадий ЖУКОВ) Наконец-то выступил со сцены «Лиры» «поэт и рок-бард» Александр ИХТИН из Курска. А вот другому курскому человеку — ХОДОЛЕЮ недалёкие слушатели так и не дали допеть. Подавай им К и Ш., хоть тресни! Эх, люди, люди..
На следующий день мастерские начали работать (или не работать?) ближе к полудню. С ними тоже всё как-то странно вышло: если в прошлом году всё было ясно и понятно — вот, мастерская КСП, вот — рокерская, а вот — поэтическая В этом году почему-то получилось аж три рок-мастерских и одна поэтическая Рок- мастерские возглавили НЕПОМНЯЩИЙ Игорь БЫЧКОВ из АЛОЭ и некто МАРГО (ах, зачем?). Народ и желающий выступить, и просто слушающий рассредоточился исходя из своих музыкальных убеждений. Ничего не могу сказать про то, что творилось на мастерских у Бычкова и Марго — меня там не было. Из играющих у Непомнящего более всего запомнились киевляне. Их и количественно было больше остальных, да и выделялись они своим особо трепетным отношением к слову (можно сказать, «киевский прорыв» :)) Двое киевлян — Сергей КРИВОШЕЯ и Дюша КУЛИНСКИЙ станут лауреатами «Лиры». Еще трое — Игорь ГОРОВОЙ, Николай МУЗЫЛЁВ и Евгения ХОДЫРЕВА будут заявлены в списке выступающих на вечернем концерте (правда, по неудачному стечению обстоятельств этого не произойдёт). Еще на мастерской был очень приятный сюрприз — появление Александра МАСЛЕННИКОВА из харьковского ТИХОГО УГОЛКА (сидел буквально до завершения мастерской, слушал, потом ему всучили гитару, но это уже никто не оценивал, смысла не было). Радовала и активность воронежцев Всех поразили «балаклейские знакомые» Константин ЧУДИНОВ и Вадим ЛУКЬЯНОВ, ВАТСОН из ТРОПЫ занимался жюрением, играла воронежская девушка РАСТОРГУЕВА Люда Уже ближе к завершению мастерской подошел Стас БЛЮМ из Свердловска (запомнился тем, что один одновременно играл на нескольких инструментах). Были отмечены также Олег ЕВСТЮКОВ из Ленинграда (именно!) и группа СИМВОЛ из Ст.Оскола, которая сыграла первую замечательную песню, чем впечатлила всех присутствующих, а второй очень «алисовской» пообломала … А так, много кто играл. Всех не запомнить, к сожалению.
Потом был вечерний концерт, точнее — ночной, тоже сумбурный и суматошный Так случилось (из-за раэдолбайства некоторых да из-за «разделения» рок-бардовских мастерских), что наша мастерская играла на вечернем концерте самая последняя. Это где-то 4-5 часов утра! Естественно, большая часть «заявленных» не выдержала и разбрелась спать (приходилось бегать по тёмному лагерю, вытаскивать из палаток сонных гениев), что уж говорить о слушающих — их осталось донельзя мало. Кто героически дождался «своего часа» или был разбужен-таки: Сергей КРИВОШЕЯ, Дюша КУЛИНСКИЙ, Вадим ЛУКЬЯНОВ, Стас БЛЮМ и Михаил СВАТЕНКО Последний был вписан в участники автоматически, несмот’ ря на неявку на мастерскую. А как же — вся «Лира» распевала его хиты:
«Вставайте, братья россияне!
Я верю, вы не все олигофрены», или:
«Мы братство рок-н-роппьное — великая семья.
Аникин и Непомнящий мне близкие друзья»

И только не подумайте, что «по блату» на концерт попал (ну, «близкие друзья» ведь!) — правда, за народную известность!
Несколько смутило Кулинское:
Я думал лучше Башлачева не напишешь,
Но только Наумов приходит на ум…

Ну, зачем же так? Остальные песни у него были гораздо лучше, но как на грех записалась именно эта.
Должен был играть и КИСА, но его в потёмках ночью найти не удалось — лагерь-то огромный. А жаль.
На следующий день был традиционный официальный концерт в к/т «Быль». Но поскольку это мероприятие ничего хорошего не предвещало, мы туда не поехали. Говорят, лауреатам всучили по волейбольному мячу. Кстати, лауреатом от рок-бардовской мастерской помимо вышеназванных Кулинского и Кривошеи стал В.Лукьянов.

Если пытаться подвести итоги… В тринадцатой «Лире» были и отрицательные, и положительные моменты. Допустим, мне очень не понравился всеобъемлющий бардак, но зато, может быть даже благодаря нему, на сцену попали практически все, кто хотел. Я даже слышала мнение, что это «Лира» была намного свободней и демократичней всех предыдущих.
В общем, что-то получилось, что — то нет. Но факт есть факт — очередная «Оскольская Лира» состоялась как этап жизни акустического андеграунда, собрав интересных и талантливых музыкантов и просто хороших людей.
Волга.

P.S.: Я уже написала статью, как вдруг пришло письмо от знакомого, (тоже ездившего на фестиваль), где было высказаны некоторые мысли по поводу «Лиры 2001». Объективности ради привожу их:
«Я осуществил свою давнюю мечту — съездил на «Оскольскую Лиру». И жутко обломался. Всё оказалось очень прозаично. Народ приезжает туда, в основном, потусоваться, выпить на природе, встретиться с друзьями. Это всё хорошо, вот только слушать песни почти никто не приезжает. Следовательно, музыка только служит фоном для времяпровождения… Я абсолютно нетусовочный человек, поэтому в любой компании чувствовал себя неуютно.
Не знаю, чего я ждал, чуда, наверное Я был наивным дураком, который верил во что-то особенное, а теперь больше не верю Думал, есть основная масса людей, которые создают атмосферу, и есть кучка идиотов, которые хотят её разбить А там всем все по фигу.
На рок-мастерской выступали действительно таланты. Такого я даже не ожидал услышать! Некоторые люди начисто убирают известных личностей рок-андеграунда Тем обиднее, что на заключительном концерте от рок-мастерской практически никто не играл. И виноваты в этом не таинственные силы, которые вечно «вставляют палки в колёса» нашим доблестным рокерам, а сами рокеры., а
По-моему стоит задуматься, — почему возникают такие мысли у человека, впервые приехавшего на «Лиру»? Ведь, чтобы исправить некоторые «неполадки» в организации не обязательно быть волшебником, главное, по-человечески отнестись к выступающим и слушающим.


Обсуждение