Оптимист. Проза

Из книги «Уничтожение государства»
ПУСТОТА

Посвящается светлой памяти Янки Дягилевой

часть 1
ЖИЗНЬ

Над небольшим провинциальным городком висит Глаз. Не моргая он смотрит на вечерний город. Но вот Глаз моргнул и над городом стали собираться большие, серые тучи. Еще через несколько минут пошел дождь.

Одинокая черная кошка, перепрыгивая через лужи и кучи мусора, спешит укрыться от дождя в близлежащем многоэтажном доме. Она прыгает в окно подвала и скрывается в его темноте. Пройдя немного вглубь подвала, кошка видит свет.

В одной из комнат большого подвала на старом облезлом диване сидит человек. Черная кошка заглядывает в приоткрытую дверь и видит человека. Человек сидит молча, не замечая присутствия кошки.

Он летит по белому тоннелю, и какое-то радостное чувство наполняет его. Мимо проносятся разноцветные шары, треугольники и многое такое, что нельзя описать земным языком. Затем он попадает в круг времени. Он не знает, почему так называется этот сверкающий круг, но он уверен, что это именно так. И он крутится в этом кругу вместе с шарами, треугольниками и прочими обитателями той удивительной реальности, которая его окружает и, убаюкивая переливающейся чудной музыкой, не желает отпускать.

Очнулся он на полу. Он крутился на одном колене, пока сознание медленно не начало возвращаться к нему. Он смотрел на кошку, которая лежала, свернувшись на грязном половичке, и думал, что если он умрет, то только кошка увидит его смерть и запомнит ее. Но не надолго, а лишь на какое-то мгновенье. А потом и сама умрет. Ведь живем мы в этом мире лишь какой-то миг, по сравнению с той беспредельностью, в которой рождаются и умирают целые галактики. Времени просто, как такового, не существует — разве можно измерить вечность? Люди придумали для себя единицы измерения времени, чтобы установить еще одни ограждающие рамки, внести хоть какой-то смысл в свое короткое бытие. Однако он был уверен — есть только круг времени, через который все проходит и возвращается назад, к первоисточнику, от которого все и произошло.

В дверь заходит девушка. Она подходит к человеку, продолжительно его целует и начинает раздеваться.

Черная кошка видит на полу разбившийся шприц. Понюхав его, взглянув на скрипящий диван, кошка уходит в темноту подвала. Она выходит на улицу. Дождь уже давно кончился, и кошка жмурится от приятной уличной прохлады. Вдруг она слышит рев моторов и испуганно прижимается к стене дома. Несколько ревущих мотоциклов проносятся мимо нее и улетают в ночь. Кошка, еще не решаясь продолжить свой путь, смотрит на небо. Она видит Глаз.

Глаз тоже видит кошку. А также, одновременно, он видит и человека, лежащего на диване с девушкой. Глаз вообще видит все. Но мало кто видит Глаз. Возможно, что люди, огражденные рамками своей рассудительности, не видят его потому, что просто не верят в его существование, а если и верят, то не желают видеть. А Глаз не любит показывать себя таким людям.

Человек сидит на диване и набивает папиросу сухой ,измельченной травой из бумажного пакета. Девушка включает старенький ,побитый магнитофон и подпевает женскому голосу, который льется из треснувшей колонки, заполняя собой пустое пространство.

Кошка идет по ночному городу. Она пробегает мимо толпы дерущихся людей и идет по направлению к железнодорожному вокзалу.

часть 2
СМЕРТЬ

Человек забил папиросу и закурил ее. Сделав затяжку, не выпуская дыма, передал папиросу своей подружке. Та, сделав затяжку, так же, не выпуская дым, отдала папиросу человеку. Он, в свою очередь взяв папиросу и выпустив дым, затянулся снова.

Кошка подходит к вокзалу. Она принюхивается и, увиливая от ног спешащих на последнюю электричку людей, забегает в раскрытые двери вокзала.

На вокзал заходит группа пьяных подростков. Они вызывающе громко смеются, ходят между людьми, презрительно сплевывая на пол. Один из подростков замечает одинокую черную кошку, сидящую на скамье. Он берет ее на руки и гладит. Его друг просит у него подержать кошку и видит, что у нее выбит один глаз. Кошка мурлычет и, довольная своим новым положением, сладко зевает. Подростки выходят из вокзала и идут в город. У одного из домов они останавливаются, и тот, кто держал кошку на руках, берет ее за задние лапы и с силой бьет, головой об угол дома. Обезумев от боли, кошка кричит и путается вырваться. Но подросток бьет ее еще раз и бросает на землю. Компания смеется над дергающейся в последних судорогах кошкой и уходит в черноту своего города.

Кошка лежит в луже крови и потухающим взором последний раз смотрит на звездное небо, она видит Глаз. Ей кажется, что в уголке Глаза собирается большая кровавая слеза. Вот эта слеза капает и падает на кошку, закрывая все красной пеленой. Больше кошка не видит ничего.

Утром дворник привыкшей рукой берет окостеневший труп кошки и бросает его в мусорный бак.

Над городом висит Глаз. Не моргая он смотрит на утренний город. Но вот Глаз моргнул и над городом стали собираться большие серые тучи. Еще через несколько минут пошел дождь.

Глаз смотрит на город, на людей, живущих в нем, но он не видит ничего, кроме огромной пустоты.

Пустота. Огромная, черная пустота постепенно окутывает всю землю. Она проникает во все щели, и даже если кто-то и пытается ей хоть как-то сопротивляться, то тут же погибает, раздавленный ее тяжестью.

1992

 

НАСТОЯЩЕЕ НЕИЗБЕЖНО

Мы живем в мире навязываемых стандартов. Что можно с этим поделать? Разрушить этот мир или общепринятые стандарты? Выйти из под контроля тоталитарного государства – это уже значит проявить смелость и стать самим собой. Не каждому это по силам – получив свободу, разучившись самостоятельно мыслить и принимать решения, обыватель может потерять рассудок, либо попасть во власть природных инстинктов. Поэтому трудно определить необходимую степень свободы для каждого. Возможно, что кому-то и придется навсегда остаться в плену всевозможных условностей, искусственно сотканных для превращения человека в раба, или, иными словами, в робота- безвольный механизм проводящий жизнь в погоне за иллюзиями земных наслаждений.

И все же — настоящее неизбежно, рано или поздно удивит своей простотой, заставит задуматься — к чему живёшь, человече? Универсальная формула продолжения рода во имя не тобой установленных традиций? Работать для обеспечения себе безбедной старости, которая просто обязана быть (иначе зачем нужен пенсионный фонд)? Верить в собственную непогрешимость? Жить, чтобы умирать?

Каждый имеет право стать свободным. От денег. От социализации. От власти. Каждый должен стать свободным. Хотя бы ненадолго. Чтобы потом никогда/не забыть тот ослепительный восторг, который испытал будучи самим собой. Добрым. Хорошим. Счастливым.

Что нужно человеку для того, чтобы придти в себя, отринув отупляющую информационную обработку его сознания? Может быть чей-то отчаянный крик? Раскрой уши раб — я кричу: «НАСТОЯЩЕЕ НЕИЗБЕЖНО!!! СТАНЬ СВОБОДНЫМ!!! БУДЬ САМИМ СОБОЙ!!!»

2002

 

Я хотел бы успеть
Тороплюсь как всегда
Всё меняется быстро
Летит в никуда
И наверно снова
Я буду играть
Я хотел бы успеть
Но опять
За короткое время
Я сжимаю реальность
Чтобы успеть
Написать, рассказать
Или просто так спеть
Чтоб до дрожи в коленях
Чтобы стало понятно
Каждому встречному.
Я хотел бы успеть и успею
Да, знаю — УСПЕЮ
Всё сделать
И остаться свободным
От времени и пространен
Я успею и достойно уйду…
Я хотел бы успеть
Создать образ того
Я хотел бы успеть
Кто займёт моё место
Когда я уйду…
Так и будем играть
Пока.

1995

Александр Редут


Обсуждение