«Не загонять себя в рамки!»
(вопросы — Наташа Стрельникова и Андрей Иванов, г. Москва, 15.11.01)
— Давайте поговорим о вашем последнем альбоме «Алые крылья». На нем только одна новая песня. Почему так получилось?
— Во-первых, потому что у меня вообще сейчас очень мало новых песен. Я пишу примерно по две новые песни в год. Поэтому там так получилось. А тем более, когда записывались «Алые Крылья», это было ровно год назад, новых песен не было, были старые и «Алые Крылья». Я помалу пишу уже давно.
— Вас эта ситуация устраивает или напрягает?
— Ну не то, чтобы напрягает, но и не устраивает. Конечно хотелось бы писать больше. Вообщем -то, стоит выбирать — или писать много, но барахла, или писать немного, но качественнее. Но много качественных не получается ни у кого, а у меня тем более. Хотелось бы, конечно, писать по 40 песен в год, как некоторые –у меня знакомый есть, причем хороший автор — Андрей Земсков — он пишет по 40 песен в год — из них 2-3 очень хороши. Все остальное — как бы барахло. Возможно, это лучше. И, может быть, не 2-3, а, скажем, 4. Может, лучше написать 40 песен, из которых 36 — барахло, зато 4 — хороших, чем написать только 4 хороших.
— На «Алых крыльях» Ваши старые песни звучат по-новому. Вы ищете идеальное звучание?
— Нет. Для меня пока большая роскошь — искать идеальное звучание. Я записываюсь в тот момент, когда это возможно сделать. Очень быстро, торопливо. Записываюсь тогда, когда выдается возможность. Я сейчас не стал записываться в Казани, хотя была возможность. Просто решил, что следующий альбом буду писать как полагается — нормально, недельки две как минимум, три работы. Постараюсь в инструментале. И то, что он и сейчас по новому звучат, это не то, что так сильно и хорошо спел. А просто так получилось. У меня был бронхит, когда писался альбом — может, по другому просто не получилось. Дублей было очень мало. Записали практически за два дня.
— Акустика идеально подходит для Вашего творчества? Не хотелось бы попробовать себя в новом жанре?
— Пока мне хватает одного инструментала. Да и с группой труднее, аранжировки там делать, еще что-то. Состав собирать… Так что пока устраивает то, что есть.
— Какая деятельность для Вас предпочтительнее – студийная или концертная?
— Я уже сказал, что, к сожалению, студийная работа для меня — роскошь. Нужно находить хорошую студию, долго записывать. Это мне пока не позволительно. Так что сейчас для меня предпочтительнее концерты. Вот уже второй год выезжаю с туром по стране.
— Концерт в «Перекрестке» был заявлен как «Олег Медведев. Вальсы и марши». Откуда такое пристрастие к этим жанрам?
— Это все вопросы к устроителям концерта. Просто у меня есть песни, написанные в жанре вальса и Марша — «Вальс Гемоглобин», «Идиотский марш»… Видимо, название отсюда…
— Слово «вальс» присутствует в названии книги Ваших текстов. А никогда не хотелось написать книгу прозаическую или сугубо поэтическую?
— Пока нет!
— Читая книгу «Вальс Гемоглобин» и особенно «Энциклопедию Медведика», очень хочется узнать кто вы по образованию?
— По образованию я — инженер-строитель. Сейчас работаю прорабом в ремонтно-строительном управлении.
— Какую песню Вы считаете своей центральной, главной, отражающей наиболее полно Ваше мировоззрение?
— Откровенно говоря, мне сложно ответить на этот вопрос. Наверное в разные периоды жизни это разные песни.
— Какой по Вашему должна быть песня? У Вас есть теоретическая модель «идеальной песни»?
— Идеальную песню, по-моему, вообще невозможно написать. Представляете, это нужно специально сидеть, подбирать каждое слово, каждую строчку. Мне кажется, это невозможно сделать. Написать хорошую песню, это другое дело. Хотя, наверное, хорошие песни тоже специально не пишутся. Я, когда пишу песню, то не задумываюсь, какая это будет песня, будет она популярной или нет. Заранее сложно что-то предугадывать.
— В Вашем творчестве постоянно присутствуют выдуманные «мультяшные» герои, экзотические пейзажи.. Не является ли это попыткой бегства от реальности, эскатизмом?
— Нет. Просто у каждого человека существует свой придуманный мир со своими героями, некая сказка. Это не бегство от реальности, это нечто другое. Ведь многие творческие люди — писатели, поэты, художники — придумывали такой мир. Иногда все это создается через призму реальности. В этом смысле мне очень нравится Шукшин.
— Вы участник творческой студии «Полнолуние». Что это для Вас: братство единомышленников или литературно-музыкальная тусовка?
— Скорее всего, тусовка. Люди вместе выступают на концертах, вместе записываются. Мне не все нравится, что там происходит. Наиболее ближе мне творчество Андрея Земскова и, пожалуй, Романа Гаврилина, хотя он сейчас не выступает.
— Насколько уверенно вы относите себя к бардам или вообще к другому жанру песенного творчества?
— Просто меня чаще приглашают на какие-то бардовские фестивали. Хотя с рокерами я тоже иногда выступаю. У меня есть песни, которые ближе к року, есть, которые ближе к бардам. А причислять себя к какому-то определенному жанру — заранее загонять себя в некие рамки, выйти за которые бывает очень трудно.
«Творчество само по себе – цель»
(второе интервью с Олегом Медведевым)
Следуя хронологии поступления материалов в номер стоило бы поставить сначала вот эту мою попытку «побеседовать» с Олегом Медведем по сети (изначально непутёвую, конечно), которую вы видите ниже… Но я решила отдать долг хронологии взятия интервью и первым оказалось интервью Живое…
Беседы по Интернету не получилось (сейчас-то понятно, что и не могло получится). Зато есть вот такие… четкие ответы на не особо четкие вопросы. Может, кому-то оно будет интересно — поэтому, ставлю… Да, и я старалась, Олег, думаю, тоже… Не пропадать же «скорбному труду»???
— Традиционный вопрос – как все начиналось (написание песен, концерты, записи альбомов и т.д.), может быть, почему началось и зачем?
— Написание песен начиналось ввиду отсутствия доступа к новым хорошим песням, которые хотелось бы петь. Пришлось сочинять самому.
— Какую роль в Вашей творческой жизни играет студия «Полнолуние»?
— Полнолуние — это единственное, в общем, действующее объединение, которое в Иркутске реально действует. Только по этой причине музыканты объединяются вокруг нее. потому что больше негде объединяться. Единомышленниками — не во всем… Может быть, в подходе к творчеству — в основном да. Может быть, по этой причине объединены.
— Насколько Вам близко понятие «авторская песня»?
-В общем, да, близко, тем более что я сам не знаю, как это назвать, не бардовской песней, не туристической песней. Авторская песня — тоже крайне неудачное определение, но другого все равно нет. Жанрово-стилистические определения, в общем-то, не важны. Либо хорошие песни, либо плохие песни. Хорошие песни — авторская песня. Плохие — либо рок, либо попсня.
— Один из Ваших альбомов «гуляет» по стране допиской, на которой несколько песен в электричестве. Что это был за проект?
— He знаю, какой из альбомов гуляет по стране с допиской, на которой несколько песен в электричестве. Я только одну свою песню в электричестве слышал. Это не был никакой проект, это был так, прикол — записать в попсне «Несмеянин день». Какие остальные песни электричестве — я понятия не имею.
— Что Вам ближе – акустическое звучание или все-таки, Вам хотелось бы играть с группой?
— Мне хотелось бы играть с группой, но не получается по той причине, что нет группы.
— Вообще, должно ли по Вашему искусство быть идейным?
— Может быть идейным, может не быть. Не знаю.
— Если «да», то что бы Вы хотели донести до своих слушателей?
— Ничего бы я не хотел донести до своих слушателей. Просто писать хорошие песни, и все.
— Может ли быть у Творчества цель? Задумывались ли над целями своего Творчества?
— У творчества цель – не знаю. По-моему, творчество само по себе цель.
— Хотелось бы что-то изменить своими песнями?
— Нет, не хотелось бы. То есть, конечно, хотелось бы, но я отлично понимаю, что ничего не изменится.
— Как часто Вы ездите по стране с концертами? Чаще это сольные выступления или «фестивальные» выступления?
— Я часто езжу по стране. Практически всегда это сольные выступления за редким исключением. Фестивальных выступлений очень мало.
— Есть ли для Вас определение «Идеального Слушателя»?
— Идеальный слушатель — это который пришел слушать песню, а не оторваться, оттянуться. За свои сорок рублей получить определенный продукт.
— Что Вы делаете, по-Вашему может слушаться массами? Или оно изначально — для большого круга пользователей?
-Я считаю, что для большого круга слушателей и слушаться может. Но это – я так считаю, а как на самом деле — не знаю.
— Что с новыми записями/альбомами? Где, кроме Иркутска, есть Ваши кассеты в продаже?
— Записей нет, альбомов тоже нет. Записать-то можно было бы — негде, возможности нет. Тем более что записать хочется не так, как раньше, а группой, нормальным инструменталом долго, подробно поработать.
Не знаю, где есть еще кассеты в продаже.
— Очень люблю Вашу песню «Идиотский марш». От того, что вот этот, «седьмой идиотский полк» был собран, мир стал светлее? И не было никакого опасения что штандарт не подберут?..
— Не знаю. Не стал, наверно, светлее. А опасения… Не было опасений. Не знаю, но подбирают, практика показывает, что все время подбирают.
— Что можете сказать о нынешней культурно-музыкальной ситуации вообще?
— Попсня все забила. Очень плохо сказывается на этой ситуации то, что практически не работает магнитофонная культура, то есть перезапись. Популярным становится автоматически то, что крутят по ящику, какая бы это дрянь не была. Все остальное практически стоит колом, никуда не движется.
— По каким критериям Вам может понравиться то или иное произведение (музыкальное, литературное и т.д.)?
— Хорошая, красивая мелодия и хороший текст, вот и все. Если литературное, то должно быть интересно, хорошо написано.
— В связи с песней «Алые Крылья» очень интересно узнать Вашу гражданскую позицию.
— Я думаю, что в песне все ясно.
вопросы — Волга
осень, 2002.
Выражаю благодарность за содействие в подготовке материала Алёне Васильцовой (Иркутск).
фото — www.polnolunie.baikal.ru