BIRDS FABRIC представляет и очень хорошо представляет
второй номерной официальный студийный альбом знаменитой андеграундной группы
Проездом из Санкт-Петербурга
Дочь МОНРO И КЕННЕДИ
Глава минус первая
БЭКГРАУНД
ДМиК не новички на отечественной рок-сцене. Лидер группы Светлана Чапурина на протяжении вот уже десяти лет — культовая фигура русского андеграунда.
В начале 90-х девушка с высшим музыкальным образованием по классу домры и неукротимым желанием играть собственную музыку приехала в город на Неве. Позади осталось руководство провинциальным ДК и тысячи километров, намотанных по стране в длинных поездах и маленьких самолетах.
В Питере происходит знакомство с музыкантами, относящимися к построкклубовскому андеграунду, которые пытаются искать новые звуки и ритмы в отечественной музыке, отравленной позднеперестроечными псевдополитическими миазмами. Так рождается первый проект.
Один за другим выходят ранние альбомы «Кобыль», «Хакер», «Хохот Моцарта», концертные программы. Выпущенные самопальными способами, они соответственно ужасно записаны/но несут непередаваемый природный драйв.
Сменяются годы, проекты, названия и музыканты. В 1996 году формируется первый состав группы, которая получает запоминающееся название «Дочь Монро и Кеннеди».
Несомненная харизма и необычный подход к созданию текстов умножаются на оригинальное звучание записей, которое диктуется использованием редкого инструмента — можно смело утверждать, что Светлана является единственным в мире рок-исполнителем на домре. В дальнейшем этот резкий и жаркий инструмент периодически путают с громоздкой и скушной домброй.
С творчеством Светланы знакомятся знаковые фигуры отечественного андеграунда, такие как рок-критик Сергей Гурьев и гитарист Егор Летов. Высокие до восторженных оценки звучат из уст знаменитых и продвинутых журналистов Артемия Троицкого и Максима Семеляка. С апреля 1999 года стартуют регулярные столичным клубам. В попытке соединить ядерную энергетику и четкую, продуманную музыкальную концепцию безусловным приматом оказывается качество музицирования — несмотря на то, что Чапурина ориентируется на жесткие структуры, напоминающие ее любимых Dead Kennedys. Сказывается мощный бэкграунд — музучилище, консерватория… Концом андеграундных исканий становится выпуск в 2000 году альбома «Поражение». Рожденный на грани веков, он соединил в себе черты подпольной выразительности и попытку продвижения музыки в рамках шоу-бизнеса.
Последующие события показали, что группа вольно или невольно умудряются сохранять выбранное направление. Происходят кардинальные изменения в составе — появляются барабанщик Алексей Петров («Сезон дождей», «Глюкк и группа прикрытия», «Ливень») и басист Наиль Кадыров («Зоопарк», «Разные люди»). В 2001-2002 гг. ДМиК много играет в клубах Москвы и Питера; в качестве хэдлайнеров с грандиозным успехом выступает на тюменском фестивале женского вокала «Сирин»; разогревает ГО на эпохальном концерте — презентации альбома «Звездопад»; записывает песню Летова «Сон наоборот» для трибьюта ГО; участвует в фестивале «Рок за мир на Кавказе»; снимается в программе Дмитрия Диброва «Ночная смена»… Сохраняя культовый статус, группа набирает достаточно воздуха и силы для дальнейшей реализации в звукозаписи. Весной 2002 года созревает концертная программа, которая к осени получает воплощение в виде нового альбома.
«Подмосковный Петербург»
Итак, глава нулевая
КАК ХОРОШО, ЧТО ЗДЕСЬ…
Наконец-то у Светланы Чапуриной получилась лучшая песня о любви. Света поняла свою силу. Новая программа зафиксирована в рекордно короткие сроки. Первая создавалась десять лет. Эта — год. Пора анализа, раздачи серег и подсчета точек над «и» придет позднее. Но значение этого события переоценить сложно. Первый альбом, наше многострадальное «Поражение», стал чуть ли не самым «описанным» и положительно встреченным релизом русского андеграунда. Только особо приближенные особы бухтели про недостатки сведения, продюсирования и прочие непорядки.Коммерция не то чтобы оставалась побоку — не утаим, что за это время несколько знаменитых лейблов пытались заключить контракт со Светланой Чапуриной, — но запереть птичку в клетку параграфов контракта, предписывающих артисту где, когда и с кем, не удалось. Только молодой лейбл BirdsFabric, прославившийся недавним фестивалем «Яйцо», смог предложить одновременно достаточную степень свободы и приемлемые условия для работы.
Сейчас: Глава первая
ПОЕДИНОК БЕЗ ПРАВА НА ПОБЕДУ
Из прошлой жизни несомненен один плюс. Уже почти никому не надо, надеемся, объяснять, что такое ДмиК. Но нас, конечно же, интересуют состоявшиеся изменения. А они не всегда выразимы словами. Хочется вскочить, брать собеседника за рукав и показывать размер руками. Но мы вынуждены ограничиться текстом. Дмитрий Дибров отметил гениальные коды композиций группы, и это половина разговора о том, что случилось. Находки устоявшейся и сыгравшейся ритм-секции в составе замечательных музыкантов Алексея Петрова и Наиля Кадырова столь же многочисленны и красивы, как и движения, соло, переходы и каденции домры, растущие от истерна до фламенко. Музыкантам чрезвычайно интересно друг с другом, что нынче, согласитесь, редкость. Они умеют создать настроение и умеют создавать музыку. Группа ДМиК давно танцует свой рок-н-ролл между городами на Неве и Москве-реке. Ныне историческое противостояние двух российских столиц за право считать эту группу по духу своей вступило в очередную решающую фазу. Группа выбрала Питер, но группу-то выбрала Москва. Альбом — новая страница в этих взаимоотношениях, бесконечных метаниях русской души между кухонным теплом андеграунда, который постепенно покрывается мелким бытовым воровством, и мундирной, невыносимой необходимостью жить каждый день, даже если за вековым лепным фасадом этой жизни сразу начинается пояс развалин.
Теперь: глава вторая
ЗАДУМЧИВАЯ ИСПОВЕДЬ
На место наивности и инстинктивному сопротивлению пришла сила, останавливающая на скаку локомотивы и сносящая горящие АЭС до основания. Нервность ушла, пришла хорошая взрослая злость. Борьба закончена, жизнь принята, как собственный ребенок. Грехи стали задумчивы, в музыке — короткие зарисовки уступили место развернутым полотнам в духе рок-минимализма.
Эти песни находятся по ту сторону оптимизма и депрессии. Эти песни требуют внимания и сопереживания, вплоть до соучастия. Темы определить все трудней и трудней. Раньше «большой темой» можно было назвать описание внешней боли, теперь боль идет как бы изнутри, откуда и названия типа «Бытовая II». Слово «Я» звучит все чаще и чаще, и всегда очень к месту. Наблюдатель сдается и берет игру на себя. Сказки, скрытные и непокорные, отступили перед абсолютной жизнью. И в этом месте пропало желание определять стиль этой записи. Конечно, мы попробуем сделать этот словесный фокус, но — только по обязанности.
И наконец глава третья
КОНЕЦ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Всего лишь «парочкой душевных теплых слов», проникающих прямо в подсознание, Света создает образ, обряд и вселенную. И потом сама начинает из нее вырываться. Это так похоже на всех нас… Тексты по-прежнему настолько коротки, что кажется — еще немного, и песни будут состоять из одной строчки… Последней. Главной. Порой кажется, что Света может обойтись вообще без слов. Только нужно, чтобы она чуть разозлилась. Теперь нет ни очень быстрых, ни медленных композиций, ушли в прошлое панк и фанк, акустика и фолк. Домра уже не кажется трагической балалайкой, а игра ритм-секции — гаражным роком…
Пусть это будет называться, например, «интенсивный фьюжн» для тех, кто любит усложнять, «фолк-кор» для радикалов и «хард-рок» (!) для остальных. И покончим с этим. Альбом переполнен сложным и чертовски женским ощущением жизни. Той беззаботной трагичностью, той неуловимой черточкой в мироздании, придуманной богом специально, чтобы нельзя было понять его замысел. Той самой таинственной нотой, которая делает жизнь настоящей. И еще точностью интонаций — после Светы нельзя повторять ее слова, не повторив интонацию. Мы и не будем повторять.
Это не пройдет, это навсегда…
Это Москва…
Это Питер…
Александр В. Волков