Назад к дереву или вперед к пластмассе?

Если отбросить в сторону все объективные и субъективные причины, то первый рязанский фест, в принципе, провалился. Поскольку я имел определенное отношение к его идее, а также некоторое — к воплощению, то беру на себя ответственность это утверждать. Тем не менее, порассуждать на рязанскую тему стоит, поскольку проблемы, обломавшие фестиваль, вполне типичны и, вместе с тем, решаемы.

Идейно фестиваль вырос из необходимости улучшить убогую ситуацию с рок-музыкой в Рязани, реально — из сподвижнической инициативы Игоря Павлова и его соратников, а музыкально — из совместных акций ДОМА ХУДОЖНИКАМ, АДО и ЛАЭРТСКОГО.

Идея была грандиозна по своей компактности: два фестивальных дня (не более 5 групп за раз), интимный зал, неограниченные вакансии для журналистов, совместное проживание всей тусовки за городом и т.п. Задумывалась оптимальная модель фестивальной инфраструктуры, когда каждой группе предоставляется возможность не только качественно прозвучать, но и дополнительно познакомить журналистов и, возможно, зрителей со своим аудио, видео и другими материалами. И хотя в целом такой сценарий был выдержан, то в частностях он трещал по швам, потому что все это, как оказалось, никому не нужно. И в первую очередь — самим группам. И основная заслуга организаторов (о них чуть позже) состоит в том, что они замахнулись на то, чего сейчас быть не может и не будет никогда… если на это не замахиваться.

Теперь непосредственно о музыкальной программе.

Плохо настроенный аппарат погубил первый фестивальный день — практически никто не прозвучал. И прежде всего аранжировочно многомерный ДОМ ХУДОЖНИКА, к тому же впервые рискнувший выступить без ритм-компьютера и с целым блоком претенциозных инструментальных композиций, чем еще больше повернулся спиной к массовому вкусу. И рост, и потенциал группа, конечно, обнаруживает (я знаю ее уже около года), но недостаток концертного профессионализма не позволяет ей выглядеть привлекательной в условиях, кроме тепличных.

На СПОКОЙНОЙ НОЧИ звук в лучшую сторону не изменился, а испортился вовсе, и инструментально насыщенная группа (весь рок-н-ролльный набор плюс скрипка и сакс) явно не пошла, а жаль.

Сергей Сачко (т.е. РБ), весьма популярный у себя в Рязани, но совершенно неизвестный за ее пределами, исполнив на фестивале пару удивительных баллад, вполне мог бы стать его открытием, если бы не извечная беда талантливых людей — по бесхарактерности (то бишь — по лени) закапывать неплохие, в принципе, песни в могилу невразумительной подачи (я имею ввиду сыгранность, саунд, имидж и т.п.). Так что чуда не состоялось.

ИВАНОВ ДАУН (Киев) и таллиннский СХАК в связи с отъездом перенесшие свои выступления на первый день, вместе с разрешением на это получили от организаторов и соответствующие ограничения во времени. ИВАНОВ ДАУН, образовав таким образом с другой киевской командой ‘РАББОТА ХО целый, скажем так, авангардный блок, сдержал слово и сильно сократил настройку и программу, чего не скажешь о СХАКЕ, спьяну возмутительно затянувшим и то, и другое, и сорвавшим в связи с этим общий ужин. К сожалению, выступления обеих киевских групп я не видел, поскольку в это время готовился к собственному выходу, но впоследствии, прослушав запись, а также по отзыву очевидца (И. Павлов) у меня сложилось впечатление, что киевляне показали то, чего от них и ждали.

Завершали первый день АДО, о выступлении которых я, по понятным причинам, писать не буду. Скажу лишь, что это был наш не первый и, скорее всего, не последний концерт в Рязани.

Организатор фестиваля — ассоциация РИМ (рязанских исполнителей музыки), возникшая на базе группы ДОМ ХУДОЖНИКА в начале 1990 года, достаточно последовательно вызревала для своего первого всесоюзного сейшена — провела ряд концертов иногородних групп и даже небольшой региональный фест, чем и привлекла к будущему мероприятию внимание зрителей, в основном, студентов местного радиоинститута и приезжающих из относительно недалеких (Москва, Коломна…) городов поклонников той или иной группы. Для показа фестивальной программы был выбран только что отремонтированный клуб «Красное Знамя» (на 340 мест) с удобными гримерными и специально подготовленным фойе. Несмотря на внушительную цену входного абонемента (десять рублей), оба дня случался аншлаг.

Два пустых места второго дня, образовавшихся после перемещения киевской и таллиннской групп, были заняты незаявленными: группой Ю и еще одним персонажем, которого условно назовем Назойливым Гостем Из Ташкента и которому я намерен посвятить некоторое отступление темы.

Явление, ортодоксальным носителем которого является наш герой, очень точно описала одна добропорядочная дама, подвалившая тогда покурить: «…такому легче дать, чем объяснить, почему не хочется”. Свалившись на организаторов в буквальном смысле, как снег на голову, (по сомнительному питерскому ангажементу), наш Гость стал скромно, но тем не менее, настойчиво вписываться в программу и, в конце концов, добился блестящей победы. Отказать ему не было никакой возможности, что, кстати, подтвердилось через неделю на авроровском фестивале, где Гость аналогичным образом всплыл, оставив соответствующее впечатление.

Казанская группа смотрелась вполне традиционно в своей рок-н-ролльной эстетике как год, как два и, как думается, и три года назад. В меру драйва, в меру проблематики… всего в меру. Такое впечатление, что группа проводит тысяча первый концерт и впереди еще столько же и таких же.

Заполнившая второю вакансию воскресного дня бывшая актриса Ольга Кочеткова в сопровождении расширенного состава группы Ю на фестивале рок- в общем-то — музыки смотрелась, конечно, внежанрово, но отнюдь не инородно. Группа находится в упорном поиске формы и поделом, потому что уже на третьей песне начинаешь жестоко скучать.

КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА принадлежит к категории «абсолютных» групп, т. е. убедительно выглядящих в любой концертной ситуации. Вся программа КОМИТЕТА игралась в регги, но не так, как у Марли, а гораздо жестче, с мощной голосовой подачей. Сдержанность в движениях, почти статичность вокалиста (Олди) работает по закону «чем лаконичнее средства, тем энергичнее чувства, выражаемые ими» (А. Матисс). Правда, в целом КОМИТЕТ — группа не очень сценичная в результате неудачной мизансцены: басист закрывал саксофониста, у того, в свою очередь, в ногах путались видеооператоры и фотографы, нахально шаставшие по сцене в ожидании, удачного ракурса, ну и так далее.

ЛАЭРТСКОГО, в отличие от КОМИТЕТА, в Рязани чуточку знали. Поругавшись накануне со своими музыкантами, к концерту он подошел не в форме — перед выступлением суетился — и, хотя играл свою традиционную матерную программу, был не так органичен, как обычно. Все равно принят был очень тепло. Под конец ЛАЭРТСКИЙ БЭНД объединился с АДО, и сводный оркестр, исполнив две свои песни («Дети хоронят коня» и «Я защищаю дом») свершил коду фестивалю.

Отрадно было то, что по звучанию фестивальная программа не была однообразной: от акустических составов (АДО, ЛАЭРТСКИЙ или группа Ю) через электрифицированных наполовину ДОМ ХУДОЖНИКА, РБ до полностью рок-н-ролльных НАНАНА и нетрадиционных (Rиевские группы).

По реакции зала во время концертов, а также по результатам небольшого опроса фестиваль имел заметный зрительский успех, а значит, одну из своих функций (не самую, кстати, последнюю) выполнил полностью, тем самым образовав определенные основания для следующего «Плюс второго» сейшена, который планируется в конце лета вытащить в лес на реке — идея отличная!

Вот и все, что я хотел сказать. А желающих получить более наглядную картину рязанского фестиваля отсылаю к ближайшим номерам журналов «Тапки», «Кукиш» и др., а также к видеофильму, снятому рязанским телевидением.

Андрей Горохов

Материал сделан по заказу «Рокси Экспресс»


Обсуждение