Кратенько о группах Удмуртии, замеченных мною

(с цитатами из местных газет)

ЭПИГРАФ.
«Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей,
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей»
Флор Васильев
(из репертуара «Подъезда»)

Сегодня в Удмуртии существуют следующий группы:

ИЖЕВСК — «Дисциплина», «Кома», «Гимн Д» , «Бутерброд-стрит», «Пасодобль», «Вторая африканская охота», «Сны», «Сахиб аль Шихаб», «Система», «102 водородные бомбы”, «Свои», «Чайники», «Братья Карамазовы», «T-man», «Lancer», «Beer Division», «Bad Sound», «Guinplens», «Юка», «FMO», «Аспид» («Disinter Dead»), «Глюкоза», «Воздушный змей», «Самцы дронта», «Родезия», «Пластика», «Доктор», «Сет», «Китайская революция”, «Везло», «Velvet and velvet dolls», «Новый испанский шпион», «Красивая пришла», «Организация сна», «Изоляция», «Стадия», «Василиса Премудрая»;

ВОТКИНСК — «Посторонним В.», «Кода», «Стимул», «Торментор»;

ГЛАЗОВ — «Фауст», «Джи-ай-эм», «Левый фронт», «Крайт», «Крестовый поход», «Тамбур-блюз», «ВВС»;

КАМБАРКА — «Подъезд», «Бензин», «Среда обитания»;

а также «ВДНХ» (Якшур—Бодья), «R-and-R» (Балезино), «North Province» (Дебесы).

А теперь немного о группах, которые интересны лично мне.

«БУТЕРБРОД-СТРИТ» (Ижевск). Замечена мною сия группа в июне ’94 на «Музыке всех поколений» в День города. Тогда они звались как-то по-другому и играли не совсем то, что сейчас. Точнее, тогда они снимали чужие песни, да еще и на английском языке. Потом вдруг переориентировались на русскоязычные песни собственного написания. Но стилю остались верны — рок-н-ролл, ритм-энд-блюз. Сегодня «Бутерброд-стрит» — одна из самых популярных в Ижевске.

«Лучшей группой признали «Бутерброд-стрит», чьи заводные рок-н-роллы с хорошей текстовкой первыми вытащили зрителей потанцевать. И, наверное, отдельный приз заслужил “бутерброд» Александр Ситников, которого можно было видеть чуть ли не в двух местах одновременно и который занимался, кажется, всеми проблемами фестиваля»- (Елена Шарафиева, » АИФ в Удмуртии», ноябрь `95) .

«ВТОРАЯ АФРИКАНСКАЯ ОXОТА and Lost in the Spektr of Stone Head» (Ижевск). Замечена в апреле 96 на фестивале » Студенческая весна». Вот она пресловутая «ижевская волна»! Основные направления творчества — транс-альтернатив, амбиентный джаз и пост-амбиент. У «Охоты» более десяти альбомов (за четыре года существования), но лучше, как говорится, один раз увидеть. Впечатление такое, что на сцене «Охота» живёт, а не играет. Очень интересно даже с моей консервативной точки зрения.

«Предпоследним выступал еще один ансамбль, показавший шоу. Это было действительно шоу, тонкое и завораживающее. Название ансамбля — «Вторая африканская охота»- он понравился мне больше всех. И рояль, по поводу которого я так переживал, наконец-то заиграл. За роялем сидел английский полисмен в настоящей полицейской каске. Остальные музыканты — меланхоличные молодые люди с гитарой, басом и барабанами, девушка в красном платьице, с двумя хвостиками и хорошим голосом. Их шоу не оставило никаких шансов «Изоляции», яркие запоминающиеся рифмы заразили публику. Здорово!» (Дмитрий Манылов, «Неделя Удмуртии», февраль `95)

» — А не боитесь, что в армию заберут?

Об этом стараемся не думать. А вообще, дебилов в армию не берут. И кришнаитов тоже». (Сергей Волков, «ЛИФ в Удмуртии», осень `95) .

«ГИМН Д» (Ижевск) . Замечен в мае ‘91 в передаче местного радио «На эстрадной радиоволне». Спустя три месяца состоялось наше знакомство. «Гимн Д» — самая странная из замеченных мною команд. За пять лет существования выпущен один альбом (в ноябре ‘91). Во время записи второго альбома (весной ‘96) со студии была украдена аппаратура, и запись повисла в воздухе. Не показываются на люди с января ‘95, хотя, возможно, скоро засветятся в университетском зале. Играют фолк-рок.

«И он включил фонограмму. То, что я услышал, напомнило мне раннюю «Машину времени». Это был блюз, причем блюз с грамотно сделанной темой. «Вкусно», — сказал я. <…> Очевидно, есть смысл считать «Гимн Д» открытием года». (Гиви Немсадзе, «Weekend», декабрь ‘91).

«ДОКТОР» (Ижевск). Замечена в июне ‘92 в «На эстрадной радиоволне». Знакомство с лидером — Алексеем Курбатовым — произошло в августе ‘93, в Глазове на концерте памяти Цоя. Вообще, «Доктор» сегодня — это Курбатов. Он пишет песни и поет. А состав группы весьма текуч. Тем не менее Леша весьма популярен в кругу друзей и фирмы «Круг», где работает оператором на «Авторадио». Стиль — поп-рок, фолк-рок.

«Прозвучавшая в передаче «На эстрадной радиоволне» песня «Она” вызвала удивительно большое волнение у организаторов концерта «Музыкальный остров» из Камбарки. <…>, и они пригласили группу «Доктор» появиться «живьем» перед камбарской молодежью. По независящим от него обстоятельствам на открытой эстраде <…> появился только Алексей Курбатов, которого “дополнили» музыканты другой ижевской группы «Гимн Д». Ижевский десант был принят тепло и зрителями, и коллегами-музыкантами». (Владимир Лучников, «Премьера», февраль ‘93).

«КОМА» (Ижевск). Замечена мною в январе 95 на II республиканском рок-фестивале, а существует с сентября ‘90. Знакомство состоялось в мае ‘95, причем совершенно для меня неожиданно, за что спасибо лидеру тусовки Глазова Паше Вершинину. На сегодня «Кома» считается группой №1 города Ижевска и очень любит выступать. «Кома» настолько любима молодежью города, что появилась тенденция к развитию «комовокой волны» (группы «Сны», «Стадия», «Майники»). Стиль — потенциальный арт-импрессионизм (или рафинированный русскоязычный рок с вокалом а-ля БГ).

«Во время выступления ансамбля «Сны» певец группы «Кома» Сергей Ищенко стремглав выбежал на сцену, уселся за барабаны и заиграл. Похоже, что его выход «Снам» пришелся по вкусу». (Дмитрий Манылов, «Неделя Удмуртии», февраль ’95).

«Еще одна «заслуженная» группа — «Кома». Сережа Ищенко, ее лидер, порадовал и удивил. Желая, видимо, подтвердить свой статус, он вырядился в нечто цивильное, как бы даже в костюм с галстуком, почти от Кардена, смахивая то ли на Брайана Ферри, то ли на Хулио Иглесиаса. Жеманничая с микрофоном (потому что гитары у него в руках не было) как вышеуказанные господа, был неотразим». (Станислав Сазонов, «АИФ в Удмуртии», апрель ’96).

«ПАСАДОБЛЬ» (Ижевск). Замечен на концерте в феврале ‘92 и с тех пор запал мне в душу. После того раза я не слышала «Пасодобль» года три (так уж получилось), но когда я его все же услышала, то была приятно удивлена — любовь с первого уха меня не разочаровала. «Пасадобль» широко популярен в кругах театра «Пенелопа» (где занят лидер группы) и в кругах Гуманитарного лицея. И не только. Кстати, выдержки из заметок Димы Манылова — лидера группы — использованы мною в данном эссе.

«Во время проведения одной из многочисленных акций к нам (ТО «Плаза») присоединился известный поэт и музыкант Дмитрий Манылов, которому вскоре было присвоено почетное звание «Третий глаз». Он до безобразия консервативен в своих произведениях, однако с нами его роднит бескомпромиссность. Мы без оглядки движемся вперед, а он, не оборачиваясь, семенит в противоположную сторону» . (Алекс Кучеров, «НУ сегодня» , январь ‘95).

«Первой вышла на сцену старая группа «Пасадобль» во главе с Димой Маныловым. Как всегда, исполнялись очень добрые и добротные песни в чистейшем unp1ugqed-варианте (акустическая гитара, рояль, барабаны)». (Станислав Сазонов, «АИФ в Удмуртии», апрель ’96) .

«Пасадобль» — единственная группа, позаботившаяся о маломальском шоу. Они вышли в военных костюмах XVIII-ХIX вв. Взлохмаченный Дима смахивал на Пана Кляксу. Музыка, пожалуй, самая сдержанная и неназвячивая за весь вечер» (там же, неделей позже) .

«ПОДЪЕЗД» (Камбарка). Замечен в июне ‘94 на Дне города. Произвел неизгладимое впечатление песнями на тему совковой попсы и песней про Щорса («Шел отряд по берегу…»). Пик популярности пришелся на январь когда на фестивале «Подъезд» поставил на уши весь зал и все жюри. В последний раз, когда я их видела, начали разочаровывать…

«Раньше мы считали, что играем музыку в стиле «неопонимизм», так мы ее для себя определили. Сейчас нам наше направление нарисовал Сан Саныч Пантыкин. «Вы играете панк!» — говорит. Ну, панк так панк! Но он отметил, что панк у нас нетрадиционный». (Сергей Волков, «АИФ в Удмуртии, январь ‘95).

«…жюри посовещалось, и Быков решил отдать приз (зрительских симпатий) «Подъезду», который к тому времени еще даже не выступал (его приберегли на сладкое). Разногласий не было, поскольку общеизвестно, что «Подъезд» является народным достоянием всей Удмуртии». (Елена Шарафиева, «АИФ в Удмуртии», апрель ‘95) .

«Дети Земли и Солнца» (читай «Подъезд») из Камбарки — надежда удмуртского рока, как объявил их ведущий (точнее не скажешь). Бодро начав с любимой песни бременских музыкантов, далее наяривали что-то типа «Чайф» отчего мне стало даже как-то не по себе». (Станислав Сезонов, «АИФ в Удмуртии», апрель ‘96).

«ПОСТОРОННИМ В.» (Воткинск). Мною эта группа замечена в январе ‘95 на рок-фестивале. Кстати, именно благодаря «Посторонним В.» проведение этих фестивалей стало реальным. Первый фестиваль прошел в Воткинске, после чего переселился в Ижевск. На третьем — в ноябре ‘95 — мы познакомились, за что спасибо опять-таки Паше Вершинину из Глазова. Играет группа… хорошую музыку играет, солнечную такую, фундаментальную. Мне нравится…

«Один из инициаторов фант-рок-тусовки в Воткинске, лидер местной группы «Посторонним В…» Андрей Бабушкин, скромно промолчав на вопрос о затратах устроителей, очень темпераментно высказался в пользу повторения подобных фестивалей, на которых и «посторонним», «чужеземным» было бы не «В…» (Александр Коромыслов, «Курьер-2» декабрь ‘93)

Шарафиева Лена, г. Ижевск


Обсуждение