Что читаем

Есть в Оренбургской области город со сказочным названием Медногорск, и сегодня у нас в журнале — весточка оттуда…

S’LEDWIND, «ГОЛОС» №2

«Нормальный, здоровый и сбалансированный человек должен жить и радоваться жизни — теоретически он не должен ни писать, ни рисовать, ни играть… просто должен жить и жизни радоваться. Если он куда-то лезет, значит, у него есть какие-то легкие отклонения.»
/Сева Новгородцев — в интервью журналу «УрЛайт»/.

Так что, господа поющие, играющие, пишущие и рисующие, все мы с вами с отклонениями. У тех кто это все это читает – отклонение полегче. А кому все по барабану — те самые нормальные. . . люди?

Открывая этими заметками №2 «Голоса», хочется поговорить о том, что происходит с нашим рок-самиздатом.

* * *

Что мы читали раньше о музыке? — то, что могли достать. Блаженны были, кто мог держать в руках тот же «УрЛайт», «Рокси», “РИО», «Зеркало» — грандов андерграундной рок-журналистики «эпохи застоя». Более тяжелый случай – чтение «рок-статей» в официальных журналах типа «Ровесник», «Музыкальная жизнь» etc… Нет, «Ровеснику», конечно, спасибо. Статей о битлах было гораздо больше, чем о кобзонах.

Но вот пришла Гласность, и тут такое началось… что все кончилось. Вообще, изначально рок-самиздат шел двумя путями: кто-то делал рукописные журналы в одном-пяти экземплярах для своего узкого круга, кто-то же пытался рассказать о том, что происходит на московской, питерской, свердловской рок-сценах как можно большему кругу читателей. Эти издания всходили в машинописном и — позже — ксероксном вариантах тиражом в 50-100 экземпляров, находились даже энтузиасты, переписывавшие их от руки для последующего распространения. Так вот, когда грянула PERESTROYКА, первый путь привел в тупик (если он изначально не находился в тупике). Второй — на своеобразную развилку дороги. Кто-то пошел в одну сторону, решив, что с приходом гласности и демократии их миссия окончена, и похоронили свои проекты. Ярчайший пример — редакция журнала «КонтрКультУра» совершила своеобразное самоубийство, выпустив в 1991 году типографским способом тиражом 10 тысяч. Журналисты разбежались кто куда — кто в официальные издания, кто на ТВ, кто за бугор. Правда, часть редакции осталась верна раз выбранному направлению, выпустив в начале 1994 года «пилотский» номер нового журнала «PIN0LLER», объявив его «идейным наследником «КонтрКультУры» — выпустила типографским способом с прекрасной полиграфией, тираж скромно не указан.

Другие, решив сохранить свои проекты, вышли на иной уровень и стали печатать свои издания ротапринтным и типографским способами более солидными тиражами. Из наиболее интересных, на мой взгляд, назову два: ростовский «Ура!бум-бум» и могилевский «О‘Корок». Появилось множество новых проектов этого направления, некоторые — довольно интересные. Стареющим хиппам и юным хиппионерам могу рекомендовать питерский «Хиппилэнд» и московский «Забриски Пойнт» — «Еasу Rider» — «Забриски Rider», созданный небезызвестной в определенных кругах Маргаритой Пушкиной. Для любителей авангарда существует альманах «Экзотика». Предпочитающим же заливать в свои уши горячий металл предназначен великолепно отпечатанный «ROCKC0R». Питерский «ROCK-FUZZ» довольно интересная газета для всех, но если читать только переводные статьи. О родном роке пишут все одно и то же: ДДТ, ЧИЖ, АЛИСА, НАУ, АГАТА КРИСТИ, модные клубные группы — если не в каждом номере, то через номер — точно. Хотя, в нашей глуши и это — глоток свежей информации.

С течением времени, правда, потерялись на этом пути новосибирская «Рок-газета ЭНСК», столичные «Сдвиг», «Русский Рок», «Виниловый Наркоман» и многие другие. Произошла также своеобразная «смычка» рок-подполья и официоза — пример: «Рокада».

Официальная пресса откликнулась на перестроечный взрыв рока в России «веселыми картинками» типа «POPCORN» и «BRAVO» на русском языке — издания для тех, кто еще не умеет читать, но уже научился оклеивать свое жилье яркими бумажками. Тот же «Ровесник», оставив довольно объемный музыкальный раздел, разветвляется на «Rocka Rolla» — сугубо музыкальную газету — и «16» — вообще-то для тех, кто хочет знать все о сексе, но боится спросить, но и с «музыкальными» статьями тоже. «Студенческий меридиан», тоже продолжая печатать статьи о музыке, отпочковывает от себя «АНОНС — НОТ ROCK», который также бесследно исчезает. С интересной стороны показал себя «Огонек». Когда рок был в опале, этот журнал печатал статейки типа «Мутная волна красного рока». А через 1—2 года в нем же появляются хвалебные статьи в адрес Гребенщикова, Мамонова, Башлачева… Коммерция!

Вернемся к нашим баранам — в смысле, путям развития рок-самиздата в России. Так вот, осталось нерассмотренной крайне малая часть, которая к тому же как бы и развиваться не хочет. Они /мы/ решили, что время самиздата не прошло, считая типографские издания компромиссом со вчерашним врагом – государством. И продолжают печатать свои независимые издания на ксероксах и компьютерах тиражом в 50-500 экземпляров. Огромную часть этих изданий составляют фанзины: питерский “Панфиловский Переулок» — фанзин АЛИСЫ, не брезгующий писать и о менее известных, но не менее честных и талантливых (Кэт, куда ты пропала?); новосибирский “KISS — Revenge» (название говорит само за себя); архангельские “Результаты” — журнал для хоум-тэйперов и любителей электронной музыки и всяческого авангарда в диапазоне от “Ят-Ха” до Клауса Шульце и Фрзка Заппы.

* * *

Хочется в заключении сказать несколько слов и в свой адрес. Насколько мне известно, «Голос» явился первым опытом подобного издания в Оренбургской области, он и был задуман как сугубо локальный проект. Мелькнула, правда, как-то года три назад информация о создании фан-клуба ДЕПЕШ МОД “BONG 19″ и фанзина с одноименным названием в Оренбурге, но до сих пор — ни фан-клуба, ни фанзина.

Есть, конечно, музыкальные разделы в местных газетах: “Кухня» в “Новом поколении», “Диалог с музыкой» в «Орской хронике» и т. д. Только не слишком ли это мало — 1/2-1 страница, и не слишком ли это редко — раз в две недели?

В каждом деле, конечно, есть трудности, и мы, затевая свой проект, были к ним готовы. Только теперь нам кажется, что сделать рокенролльный журнал где-нибудь в рок-столице гораздо проще, чем на рок—периферии. Причем трудностей с, так сказать, материальной стороной дела нет никаких — сделав №1, затратили какое-то количество денег лишь на рассылку /ну, не хочет министерство связи распространять журнал бесплатно!/, — а с печатью макета, бумагой и размножением проблем не было /спасибо, Серега!/. Проблема с материалами. В том же Питере можно, шляясь по клубам, выдавать по статье в день*. Может быть, нам это только кажется. /Правда, у них там свои проблемы — как раз материального плана…/ У нас же — все забились в свои норы. И ждут чего-то. Или уже ничего не ждут?

«Все т.н. Рок-Оренбружье представляется мне лично огромной высокой и мощной стеной, которую надо раскачивать, выбивая по 1—2 кирпича. А это история долгая и трудная. Тем более, сейчас, в условиях массового отхода от рок-н-ролла.» /Из письма Ника Овчинникова./

Так и будем раскачиваться?

* — редакция «Осколков» с данным утверждением категорически не согласна.


Обсуждение