День Третий

При звуках «Экипажа» мне хочется снять шляпу, как при встрече со старым уважаемым знакомым. Ах, эти «Йес», «Дженисис», «Кинг Кримзон»… Где вы, те, чья работа была в 70-х?
На дневном воскресном концерте группа оказалась явно не в той упряжке. Музыканты хорошо понимают друг друга, но отрешенность от публики (временами даже создавалось впечатление, что само ее присутствие в зале мешает группе) обернулось музицированием ради музицирования с налетом занудства, а эстетов, желающих в это врубаться, на фестивале было так мало!

Эта группа полна загадок. «Арторикс»? Вроде бы так звали одного из сподвижников Спартака? А почему именно он? Впрочем, гораздо труднее определить стиль группы (обещали хард-рок). В молодые годы нравится все — или почти все, поэтому, наверное, в текстах и музыке «Арторикса» чего только не встретишь: отголоски ВИА и сурового харда, душещипательные интонации Толкуновой, которая «не может иначе», и рокерские «страсти»… Многое пока извиняет молодость музыкантов и задатки таланта. Хочу верить, что «иначе» они все-таки смогут.

Несмотря на возможные ехидные замечания в адрес поклонников «Евы», я отношу себя к их числу. Пусть не хватало музыки и движения (вполне свердловская проблема), a в образе «Евы» — металлической женственности (бывает и такая) — главное не в этом, потому что лицо группы определял, в принципе, один человек — Люба Трифанова (гитара). До ее появления я не могу припомнить на фестивальной сцене ни одного гитариста, который бы обладал ценнейшим именно для гитариста качеством: умением играть и соло, и ритм на протяжении всего выступления. Люба первая сделала такую попытку, она работала самозабвенно — смотреть на такую работу любо-дорого.

С аудиторией, реагирующей только на ритм, рискует остаться «Красный Крест» («Красный серп и красный полумолот» — как охарактеризовали группу на «Стене демократии»). Не лишенные находок тексты Коли Краснова и умные аранжировки былой непретенциозной музыки «Красного Креста» давали им основание претендовать на высокое место в клубной табели о рангах, но… фестиваль показал, что группа поставила крест на музыке, выведшей ее «в люди». Может, их покой смущают лавры «Землян» и «Черного кофе»?.. Натужный «металлизм» с и текстовая всеядность вызывают экзальтацию фэнов сегодня, а завтра?..

И был вечер, и была «Агата Кристи»…

Группа блестяще дебютировала на фестивале, став лучшей по опросу музыкантов. Их мелодии крепко «цепляют», щедрое композиционное разнообразие не позволяет слушателю расслабиться, держит его в напряжении. Когда АК на сцене, энергия хлещет в зал под большим напором. Приятно ощущать эту молодую необузданную силу, это юношеское желание разом утвердить себя на вершине музыкального Олимпа — как будто популярность даст им новое качество!..

Непосредственность АК в их расчете на успех у публики пока умиляет. Группа буквально на глазах энергично вырабатывает свой стиль, осваивая «наследие» Кинчева и Бутусова. Как и подобает молодым наследникам, они нетерпеливы и расточительны. Хотя милы и обаятельны… Утро вечера мудренее.

«Полковник! Как много в этом звуке… — и в этот раз он заставил звучать аппарат!». Фестиваль подходил к концу, все звукооператоры клуба сокрушенно вздыхали и, постояв за пультом, повторяли один за другим: «Никаких надежд!». Очевидно, есть рядовые звукачи, и есть Полковник. Его «Кабинет» снова звучал на голову выше других.

Фестивальная программа «Кабинета», по сравнению с другими, тоже была явлением иного порядка. Их можно упрекать в холодности, необаятельном вокале, тяге к академизму, но что касается класса — это группа европейского масштаба, и не их вина, что граница Европы и Азии пролегает в нескольких километрах к западу от Свердловска… На этот раз музыка Скрипкаря и Пантыкина звучала убедительно и очень современно. Несмотря на богатую и изобретательную нюансировку, музыканты избежали перегруженности, а «Дикая любовь» просто покорила меня своей чистотой и изяществом. Отрадно и то, что Михаил Перов снова на сцене в окружении старых друзей. Если память мне не изменяет, саксофонист М. Архипов тоже начинал в «Сонансе» — все возвращается на круги своя после долгих лет поисков и работы, совместных и в одиночку.

Постоянно спорят о том, существует ли рок-поэзия, хотя давно пора поставить вопрос: существует ли рок-музыка — так мало музыки создавали музыканты с приставкой «рок»! «Кабинет» убеждает, что существует. А что касается поэзии, то тексты Архипова вполне вписались в музыкальный язык группы. Они по-хорошему необязательны и дают простор воображению, в том числе для создания видео-материала, необходимость в котором давно назрела. Адекватные музыке видео-клипы безусловно расширят аудиторию группы.

И что интересно: «Кабинет» — дебютант фестивалей свердловского рока!..

Все, кто присутствовал в зале Дворца вечером 16 октября, согласятся, что ничего подобного они никогда не видели. Я имею в виду незапланированный фестивальной программой финал. Необычный джем-сешн свердловских рок-музыкантов во главе с Шахриным не поддается никаким описаниям. Пять гитар, три баса, масса барабанов и синтезаторов, лопата… — чего и кого только не было на праздничной сцене! Сначала «Чайф» и «Марш» помогли Вадику Кукушкину сделать «Харакири», потом все хором славили милицию вслед за Гришенковым… Зал пел вместе с Настей и Славой Бутусовым «Клипсо-калипсо», после чего зазвучала «Разлука» в непривычной рок-н-рольной оркестровке… «Агата» спела «Пинкертона», а «Кабинет» отбарабанил «Ритуал»… И наконец полсотни музыкантов со сцены и сотни зрителей в зале запели наш гимн вместе с его автором, Володей Шахриным, — «Вместе теплей»…

Саша Пантыкин: В отличие от большинства рок-концертов, которые проходят в Свердловске, фестиваль интригует: хочется ходить и слушать. Фестиваль — это нечто особое, здесь такая атмосфера… ХОРОШО!


Обсуждение