«Это тот день, когда не стало ненависти…»

Господи, что это за времена настали? Кто из нас еще два года назад мог себе представить, что в один жаркий летний день в городе, застрявшем где-то у черта на куличках, окруженном крепостным рвом неласковых дальневоcточных рек, забытом Богом и правительством, провинциальном до мозга костей; вызывающе тихом, гордо именующим себя областным центром, городе, наглухо закрытом с юга и запада пограничным забором, не допускающим вольностей в мыслях и поведении своих жителей, именно в этом городе возникнут из ниоткуда десятеро чужаков. Возникнут из мира, одно название которого в недалеком прошлом для одних было ругательством, для других — мечта, для третьих — пример тому, как не должен жить советский человек. Ах как сладко было нам верить, что «у них там, за бугром», «там, где буржуазная демократия», «где загнивающий империализм», «где человек человеку — волк», «где бедные безработные кончают жизнь самоубийством от безысходности», где «процветает эксплуатация человека человеком», где «прибавочный продукт присваивает себе проклятый капиталист», где… Впрочем, хватит. ТАМ, ГДЕ ВСЕ ПЛОХО. А у нас все хорошо. Мы даже представить себе не могли, как у нас все хорошо! Это мы «стройными колоннами» двигались к «светлому будущему». И это мы несли портреты «отцов нации», разрушая попутно свою жизнь, жизнь своих детей, веру, религию, душу… Стыдно… Мы слушали одинаковую музыку, носили одинаковую одежду, стояли в одинаковых очередях за подачкой в виде несъедобной вареной колбасы и верили, верили, что никакой враг не нарушит наш покой, ведь нас так надежно охраняли от любых посягательств, от любой «импортной ереси». Нас охраняли даже от своих отцов и матерей, от родственников и гостей, которым кто-то давал или не давал разрешение въехать в наш славный закрытый город, нас так тщательно охраняли от свежего ветра, что мы искренне верили, что так надо. Не дай Бог увидят, как мы тут живем! Или чего доброго, вплавь, да через границу. Так нам всем и надо.

И все-таки пришло время и они появились. Взяли — и приехали. Приехали прямо из оплота империализма — США. И никто не знал, что они уже сутки осваивают нашу благовещенскую действительность, никто, даже всезнающий Комитет… Да ведь не бизнесмены какие-нибудь, не туристы, не любопытная пишущая братия, а самые что ни на есть настоящие американские проповедники. Да не с какой-то разоблаченной советской наукой протестантской или иудейской верой, а с той, о которой мы вообще ничего не слышали. Кто. кто из нас знал раньше, что такое Бахаизм? Времена…

Десять молодых людей из разных городов США, заработав деньги (трудились сиделками в больницах, работали уборщиками, посудомойками) приехали в Союз с тем, чтобы рассказать нам о Бахаистском Учении, что они и сделали, проехав по городам Сибири и Дальнего Востока. Факт сам по себе очень поучительный для нашей молодежи. Так появились в городе Благовещенске десятеро чужаков (а может чудаков?). Ребята вышли на улицы со своими плакатами, встречались с жителями города, рассказывали о Баха-Улле, основателе Бахаистского Учения, пели песни на ступеньках городского универмага, а мы их слушали и никто не смеялся. Даже те, кому вообще на плевать на любую веру.

О, чем проповедовали эти молодые люди? Они говорили, что Бахаистская религия — это самостоятельная всемирно распространенная религия, что международная бахаистская община состоит из представителей большинства народов и рас мира, а также из всех социальных слоев и классов общества. Что основными принципами Учения являются единство Бога, религий, человечества, что люди должны жить в мире и равенстве, что Бахаистская Международная Община аккредитована в ООН как негосударственная организация, обладающая консультативным статусом и сотрудничает с ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ (Чрезвычайный Фонд Помощи Детям). Бахаисты стремятся объединить все человечество на принципах всеобщего мира и равноправия и убеждены, что это возможно (ну почти что «новое мышление» Михаила Сергеевича!).

И никто не смеялся, потому что всем нормальным людям понятия эти простые и вселяющие надежду слова, и, наверное, не один человек подумал о том, что мы со своим высоким забором самоизоляции от остального мира так безнадежно отстали от остальных. Вот такие сюрпризы приносит нам сегодняшнее неспокойное время, заставляя нас думать, думать…
Очень захотелось встретиться с этими людьми, приехавшими с благородной миссией в нашу дичающую во всех смыслах страну, узнать их мир, привычки, мировоззрение, поведение в обычной жизни. Моей радости не было предела, когда я узнала, что в состав этой группы входит молодой американский писатель и сценарист.

Мы встретились с Майклом Шипли в гостинице «Амур» до удивления быстро и просто. Обаятельный молодой человек лет 27, кареглазый, подтянутый, высокий, приветливо улыбаясь, шел мне навстречу, протягивая для приветствия руку. Куда-то исчезла небольшая скованность, почему-то всегда возникающая при встрече с иностранцами. Мы сели в кресла и начали беседу.

Майкл закончил Калифорнийский университет, став бакалавром искусства, писал сценарии для Голливуда, делал телевизионную рекламу. Сейчас он живет в Лос-Анжелесе, пишет стихи, мечтает стать редактором бахаистской студии под Чикаго. Родился и вырос в еврейской семье, до определенного возраста был, как и все его сверстники, нигилистом, слегка разочаровано встретился с бахаистами и сначала отнесся к ним скептически. Это были молодые ребята, посвятившие свою жизнь Учению Баха-Уллы. Майкл спорил с ними, иронизировал, доказывал, что люди не могут жить в мире. А потом он увидел глаза этих ребят… «Глаза у них не лгали. — сказал мне Майкл. — И тогда я задумался… У меня появилось ощущение единства с людьми, чувство искренности и чистоты по отношению к окружающим».

Так Майкл Шипли стал бахаистом. И как мне кажется, очень активным и убежденным.

Мне было приятно разговаривать с этим человеком, смотреть в его открытое доброжелательное лицо, смеющиеся, слегка ироничные глаза. Мое представление о проповедниках неумолимо рушилось, я не видела в этом человеке характерной для верующих пресности или суровости, некой удаленности от обычной жизни. Это был нормальный молодой человек с веселыми умными глазами.

И тогда мы заговорили о музыке. Что поют бахаисты? Что любит петь американская молодежь, как вообще соотносятся музыка и Бахаистская религия? Так возникла идея попросить Майкла написать в вашу газету небольшую статью. К моему удивлению, Майкл охотно согласился (может быть у них не принято отказывать людям?). Я была счастлива, ведь не каждый же день появляется возможность заполучить авторский материал прямо из рук американского писателя. Напоследок, не удержавшись, спросила: «Майкл, вы женаты? У вас есть дети?». Майкл засмеялся и ответил: «Нет. Для того, чтобы завести семью надо чего-нибудь добиться в жизни!» Ну, это уже чисто по-американски!

Небольшую статью Майкл Шипли написал и вручил мне перед своим отъездом. Мы публикуем ее ниже. А вот от заслуженного гонорара отказался, попросив взамен рассказать в газете о Бахаистском Учении, что мы и выполняем.

Мне очень хочется, чтобы у этого человека была удачная и счастливая жизнь. Будь счастлив, Майкл! Нашу газету как ты просил, мы обязательно тебе вышлем!

Т. БУРДЕЙНАЯ.


Обсуждение