Я-Ха «Неизвестная война» 2001

обложка кассеты
обложка кассеты

«Неизвестная война» в контексте нынешнего Я-Хиного творческого бытия — явление уникальное; несмотря на, а может, и «благодаря» нынешней ситуации, когда автор волей-неволей вынужден работать в акустике — ибо нет врубающихся музыкантов, нет репетиционных точек и возможностей для выступления… да ничегошеньки же нет! — Я-Ха акустику, мягко говоря, не жалует, считая себя человеком «електрическим». Тем не менее — записан акустический альбом, грядёт акустическое выступление…

Что это — предательство своих нескольколетних деклараций? Или просто — осознание того, что у любой медали есть другая сторона? На фоне тотального стремления т. н. рокеров делать музыку такое «возвращение к корням» выглядит старомодным. Так же, как старомоден «русский рок» вообще. Так же, как старомодны вольные/невольные обращения к классикам и современникам, и так же пронзительны, как они:

всё пройдёт — и это пройдёт
всё пройдёт — и лето пройдёт
всё пройдёт — мир этот пройдёт
господи, лишь бы не мимо.

А доминантой — небо: в ледяных небесах, и землёй у нас небо синее, в близком северном небе гудят провода, опустевшее небо над Новосибирском, Читой и Надымом, глухо бухнула крышка неба, последнее небо — в трёх вершках от лица, а там на небе на голубом — понятно, ждёт родимый дом, знает лишь небо, как тебя люблю я… — почти в каждой песне. Вектор выстроен как по линейке. О чём ещё сказать? Об оригинальности, самобытности, искусстве, в конце концов? А стоит ли?

Безнадёжность — это понятно, это по-нашему. Но неужели же только там?..

Александра Матросова


Обсуждение