Интервью с Хорхе Мюннше

JORGE MUNNSHE
Хорхе Мюннше — это интригующе интересный испанский автор и профессиональный журналист. Фантастика и электронная музыка — основные пристрастия его жизни. Как репортёр, Хорхе пишет статьи об электронной музыке и имеет уже немало публикаций. Он действительно любит писать фантастику, но пока ещё не достиг в этом деле какого-либо заметного финансового успеха, как автор. Хорхе задумал некий амбициозный проект: начиная с осени 1988 года он собирает информацию о музыкантах, работающих в жанре электронной музыки для подготовки ЭНЦИКЛОПЕДИИ композиторов электронной музыки. Публикация её приблизительно намечена на 1992-1993 года. Это интервью собрано из нескольких писем периода: октябрь 1990 — февраль 1991 года.
Генри Шнейдер.

Генри Шнейдер: Как давно вы пишете?
Хорхе Мюннше: Я написал свой первый рассказ — небольшую притчу кошмаров, — когда мне было 7 лет. Затем, в последующие 5 лет я написал много коротких рассказов. Когда мне было 13, я начал писать мой первый роман и закончил его тремя годами позже. Этот роман объёмом 648 страниц. С 17 до 20 лет я написал девять повестей, две книги и несколько коротких рассказов. Я не публиковал эти работы, ибо мои первые опыты не столь хороши. Мне понадобилось несколько лет для овладения техникой письма и выработки собственного стиля. Когда мне исполнилось 21 год, я начал работать как журналист. Мои первые статьи были об электронной музыке. Годом позже я начал писать научно-популярные заметки.
ГШ: Над чем вы сейчас работаете?
ХМ: Сейчас я работаю в следующих направлениях:

ПЕРВОЕ: Журналистика об электронной музыке. Я переписываюсь с многими композиторами, компаниями звукозаписи, другими организациями и людьми.

ВТОРОЕ: Журналистика о космосе. Я переписываюсь с различными космическими агенствами, включая NASA, Aerospace и др., а также с учёными. Я выписываю журнал Satellite Situation Report из Goddard Space Flight Center. Я также член Space Foundation, Space Studies Institute, обе организации из США.

ТРЕТЬЕ: Изучение английского языка. Мой английский весьма плох, и я хочу улучшать свои возможности хотя бы в разговорном английском. Было бы здорово, если бы английский стал моим третьим языком. Второй — это каталонский, ведь я родом из Каталонии.

ЧЕТВЁРТОЕ: Научная фантастика. Я получаю огромное удовольствие, работая над фантастическими материалами и надеюсь, что когда- нибудь мои произведения будут переведены на английский. Сейчас я готовлюсь к первой публикации моей
фантастической повести, за которую я несколько месяцев назад получил первый приз от Science Department of the University of Pais Vasco. И теперь моя первая короткая фантастическая повесть Programme 1014 будет опубликована в Испании.
Начиная с 1985 года я собираю различные международные исследования о подсознательном в литературе. Специально ищу писателей, которые собирают свои сновидения и кошмары. Я начал интересоваться этим, т.к. в 1985 году я написал книгу ужасов под названием Compilation Of My Nightmares (Сборник моих кошмаров). Я храню эту книгу для издания, а пока добавляю туда всё новые и новые кошмары. Я думаю, что это интереснейший эксперимент и хочу его вскоре опубликовать. Литература о подсознательном весьма специфична и таинственна. «Доктор Джекил и мистер Хайд» — это ночной кошмар Роберта Луиса Стивенсона. «Франкенштейн» — кошмар Мэри Шелли. Многие Рассказы Лавкрафта получились из его кошмаров. Первое, что нужно профессиональному писателю-фантасту это его воображение. Некоторые сны и кошмары Moiyr дать отличные идеи без всяких добавок, и они являются очень важным элементом в системе работы каждого автора. Я изучаю архивы национальных библиотек для регистрации книг о кошмарах, но безуспешно. Возможно, я предвестник этого эксперимента!

ПЯТОЕ: Эволюция электронной музыки. Я закончил книгу на испанском об эволюции в электронной музыке. Эта книга включает в себя следующие разделы:

влияние электронных инструментов на творческий процесс,
сочинение электронной музыки, — история электронной музыки,
известные композиторы электронщики,
исследования в области компьютерной музыки,
электронное искусство.

В добавление даны интервью с следующими композиторами- электронщиками:
Serge Blenner, Mike Brooks, John Dyson, Peter Frohmader, Richard Harvey, Walter Holland, Bernd Kistenmacher, Kornberger & Kuhn, Loren Nerell, Victor Nubia, Kevin O’Neill, Steve Roach, Henry Schneider, Klaus Schulze, Riccardo Sinigaglia, Asmus Tietchens, Derek Wadsworth, Erik W0llo, Bernard Xolotl.
Я включил также информацию о других музыкантах из области электронной музыки:
John Chowning (США), James Giroudon (Франция), Karel Horky (Вост. Европа), Takashi Inagaki (Япония), Pierre Alain Jaffrennou (Франция), Jan Jirasek (В ост. Eвpоna), Petr Katona (Вост. Европа), Stanislav Krupowich (Вост. Европа), Wolfgang Kubizek (Австрия), Cort Lippe (Франция), Denis Lorrain (Франция), Mesias Maiguashca (Эквадор), Michael McNabb (США), Mladen Milicevich (Вост. Европа), Robin Minard (Канада), Akira Nakatani (Япония), Otakar Olsanik (Вост. Европа), Ernst Oosterveld (Голландия), Rudolf Ruzicka (Вост. Европа), Carl Stone (США), Stefan Tiedje (Германия), Gerald Trimmel (Австрия), Kazuo Uehara (Япония), Tamas Ungvary (Вост. Европа), ReinoldWeidenaar (США), Scott Wyatt (США), Mia Zabelka (Австрия), Barbara Zavadzka (Вост. Европа).
Большинство этих авторов участвуют в различных фестивалях компьютерной и электронной музыки, имеют различные призы и награды, или занимаются исследованиями в области электронной и компьютерной музыки. Также, конечно, я включил информацию о таких организациях как:
Bell Laboratories (США), CCRMA (Стэнфордский университет), CMR (Университет Флориды), Computer Audio Research Laboratory (Университет Калифорнии), CSRI (Канада), IRCAM (Франция), Newcomp (США).
ГШ: Что вы думаете о компьютерах и о их использовании в музыке?
ХМ: Компьютер — одна из самых замечательных машин, изобретённых человеком. Это самый лучший инструмент для композитора и для писателя. У меня есть два компьютера: немецкий 512 k RAM и английский 256 к RAM. Программы я использую в основном такие: Locoscript by Locomotive Software (Англия) и Works by Microsoft (США). Обе программы — текстовые редакторы. Все мои книги и повести хранятся на дискетах и моя ежедневная записная книжка — тоже в компьютере.
ГШ: Как обширна ваша читательская аудитория?
ХМ: Испанские журналы, которые меня печатают, распространяются по всему миру. Мои читатели — в основном, из Испании и Южной Америки. Также есть читатели в Англии и Штатах, так как английский журнал прогрессивной музыки Audion и американский Dreams Word публиковали мои статьи.
ГШ: Как вы начали писать об электронной музыке?
ХМ: Я начал писать технические заметки об электронной музыке в 1906 году. Первый композитор, с которым я разговаривал, был Michel Huygen из группы Ncuronium. Затем я начал собирать взятые по переписке интервью с музыкантами для моей рубрики Sintetizando в испанском музыкальном журнале Revoluciones Рог Minuto. Первые композиторы, которых я интервьюировал, были: Jesse Clark, Tara Cross, Kornberger & Kuhn, Rudiger Lorenz, Peter Schaefer, Bernd Scholl и Bernard Xolotl. Одновременно я работал в редакции еще одного испанского музыкально-технологического журнала.
ГШ: Как прогрессирует ваша писательская работа с годами?
ХМ: За мою карьеру как журналиста мои информационные источники значительно увеличились и теперь мои статьи более серьезны и достоверны. Вначале мои материалы основывались, главным образом, на моих собственных впечатлениях, теперь же я учусь быть более объективным для преодоления этого.
Мои первые рассказы страдали недостаточностью авторского воображения и реализма и мой стиль повествования был не столь хорош. Спустя года, я приобрёл писательский опыт и переписывал свои повести по два, три, а то и по четыре раза. Я думаю, что теперь мой стиль более изобретателен, оригинален, реалистичен и экспрессивен.
ГШ: Как вы находите музыкантов для своих материалов?
ХМ: Я предпочитаю получать всю информацию непосредственно от того или иного музыканта, нежели от журналистов, из каких-либо статей и т. п. Непосредственная информация более точна. Общаясь с суперзвёздами электронной музыки я одновременно разыскиваю новых композиторов. Обычно достаточно трудно раздобыть какую-нибудь правильную информацию о суперизвестных электронщиках, но фан- клубы очень хорошо в этом мне помогают. Например Klaus D. Mueller, менеджер Клауса Шульце, регулярно посылает мне информацию о деятельности своего патрона.
Добыть информацию о новых артистах некоторым образом легче, но чрезвычайно трудно узнать эти новые имена и их адреса. Я исследую рубрики читательских демо-записей в музыкальных журналах, различные публикации в разных странах, списки участников фестивалей, музыкальные каталоги различных фирм.
Большинство молодых музыкантов начинают записываться дома и, вполне возможно, достигают когда-нибудь профессионального статуса. Например, когда я начал писать о Петере Шафере, он был самый настоящий хоумтэйпер из Германии, абсолютно неизвестный в Испании. На прошлой неделе я обнаружил один из его компакт-дисков в популярном музыкальном магазине Барселоны. Тоже самое и с дуэтом Корнбергер и Кюн: когда я с ними познакомился, они были абсолютно неизвестны, а несколько месяцев назад национальное телевидение Испании представило интервью и выступление этих музыкантов. И я очень рад этому, т.к. это показывает, что мои суждения не были неверными.
ГШ: Каков ваш последний проект?
ХМ: Несколько месяцев назад я начал работать над специальным изданием: ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ композиторов электронной музыки. По моему мнению, электронная музыка — это такая музыка, которая специально сочинена для исполнения только на синтезаторах, секвенсорах, компьютерах и других электронных инструментах. Впрочем, сейчас большинство музыкантов-записывает свои произведения, используя только электронные инструменты, ведь это значительно легче. Это не есть действительно электронная музыка — я определяю электронную музыку как музыку, которую невозможно представить или сочинить без использования электроники.
В этой работе над Энциклопедией мне помогает мой товарищ Manuel Montes, он великолепно знает английский и отличный специалист по электронной музыке. Это очень важно, т.к. я надеюсь издать свою Энциклопедию в США и его помощь просто незаменима. Энциклопедия должна быть интересна американским музыкантам и меломанам, ведь в Штатах огромное количество самой разнообразной электронной музыки.
Мы стараемся завести контакты с возможно большим числом электронных музыкантов из разных стран. Сейчас их около тысячи по всему миру и мы считаем, что всего их должно быть в три-четыре раза больше. Интересна в этом плане территория Восточной Европы, где есть такие пионеры электронного искусства, которых можно сравнить с гениальными классиками электронной музыки Запада.
Мы направляем наши силы на поиск новых музыкантов, на информацию обществ и ассоциаций электронной музыки. Мы с Мануэлем переписываемся с музыкальными объединениями, журналами и радиостанциями для сбора информации в нашу энциклопедию. Большую помощь оказывают нам такие организации: CCRMA (США), Electronic Dreams (США), EMAS (Англия), IRCAM (Франция). Кроме этого у нас есть несколько сотрудников в некоторых странах.
ГШ: Как долго вы интересуетесь электронной музыкой?
ХМ: Этот интерес возник в 1977 году, когда я впервые услышал Oxygene и Stratosfear. До 1985 года я только слушал, а затем начал писать статьи.
Вплоть до восьмидесятых электронная музыка не распространялась в Испании. В семидесятые, когда электронная музыка была популярана в Германии, Англии, США, наша страна была попросту глуха к этому явлению. Это факт, что Neuronium испанская группа электронной музыки, основанная Мишелем Юженом в 1976 году имела успех исключительно за границей. Только в конце восьмидесятых испанские фирмы грамзаписи начали выпускать альбомы «классической» электронной музыки. Этими первыми записями стали Oxygene Жана Мишеля Жарра, The Man Machine Крафтверк, Stratosfear и Encore Тэнджерин Дрим, Albedo 0:39 и Spiral Вангелиса.
Многие годы в Испании существовало некое предубеждение против электронной музыки в сравнении с традиционными её видами. Знаете ли вы, что -все фильмы тех лет имели две звуковые дорожки: электронную для США, Австралии и других стран, и оркестровую для Испании и Европы!
Всего лишь за пять лет электронная революция переменила музыкальные вкусы в Испании. Когда я начинал писать в рубрике Sintetizando
журнала Revoluciones Рог Minuto, рубрика была размером всего лишь в пол страницы, сейчас же Sintetizando имеет обьём в 1-2 страницы. В Испании наблюдается растущий интерес к электронной и нью-эйдж музыке. Все центральные музыкальные магазины имеют в обязательном порядке отдел электронной музыки.
ГШ: Для чего организован Cadi Cibernetica Natura?
ХМ: Cadi Cibernetica Natura — это ежегодный фестиваль, организуемый Марти Брунетом. Marti -Brunet — первопроходец электронной музыки в Испании. Еще в середине шестидесятых он конструировал синтезаторы и исполнял на них свои творения. Фестиваль этот он начал проводить в начале восьмидесятых. Смысл этого мероприятия заключается в объединении искусства, экологии и машин. Проходит он в прекрасном месте — удалённой горной деревне. Всё действо проходит как непосредственно в самойдеревне, так и вокруг неё. Во время фестиваля вы можете увидеть синтезаторы в лесу, услышать электронную музыку в церкви, а также использовать компьютеры при работе на сельскохозяйственных полях.
ГШ: Что представляет собой независимая музыка в Испании?
ХМ: В Испании всего двадцать четыре группы или композитора, работающих в жанре электронной музыки. Вот их имена и краткая характеристика творческих устремлений:

Angel Alvarez использует компьютеры, синтезаторы, гитары и вокодер для
создания мрачной музыки (dark music).

Azul Y. Negro группа из двух человек, играющая, техно-поп.

Marti Brunet композитор электронной рок-музыки, организатор ежегодного
фестиваля Musica Cibernetica Natura.

Juan Cramp работает с синтезаторами, цифровым ф-но и сэмплерами для
создавания мрачной, психоделической и индустриальной музыки.

Luis Delgado композитор медитативной музыки для звуковых дорожек
кинофильмов.

El Sueno de Нурагсо группа из двух человек, работающая с аналоговыми синтезаторами и секвенсерами. Их музыка в большинстве своём имитирует старую
немецкую школу (Tangerine Dream, Klaus Schulze и т.д.), остальные же композиции создаются в стилях экспериментальной и мрачной музыки.

Esplendor Geornetrico группа экспериментального и электронного рока, известная уже по всему миру.

Gringos новая группа, играющая техно-поп и экспериментальную музыку.

Carlos Guirao бывший участник Neuronium, его музыка основывается на техно- попе и космических звуковых стилях.

Michel Huygen родом из Бельгии, самый известный испанский композитор электронной музыки и основатель группы Neuronium в 1976 году (сейчас единственный её участник с 1983 года). Его музыка впитала в себя множество стилей: космическую, рок, техно-поп, нью-эйдж, экспериментал.

Anton Jodra композитор мрачной и минималистической пост-индустриальной музыки, художник-сюрреалист и чрезвычайно популярная личность.

Jumo ещё одна новая группа, которая играет техно-поп и экспериментал.

Юрий Лех он из Советского Союза, сейчас живет в Испании. Создает красивую и очень характерную музыку, близкую часто к стилю нью- эйдж.

Luis Lozano композитор музыки стиля нью-эйдж.

Juan Monreal работает с компьютерами, синтезаторами, гитарой и трубой. По образованию — физик, поэтому основой его музыки служат его электроэнцефалограммы.

Victor Nubla один из основателей группы Macromassa, он очень интеллигентный композитор экспериментальной и электронной музыки.

Adolfo Nunez композитор экспериментальной компьютерной музыки.

Tony Parer работает с синтезаторами и секвенсерами для создания минималистической, медитативной и нью-эйдж музыки.

Alain Pinero работает с компьютерами, сэмплерами, синтезаторами и гитарой для создавания весьма личностной музыки.

Eduardo Polonioотец электронной музыки в Испании, начинавший работать ещё в шестидесятых. Стиль музыки — минимализм и экспериментализм.

Miguel A.Ruiz основатель группы Orfeon Gagarin, названной так в честь Юрия Гагарина и разрабатывающей мироощущения Мигеля в стилях экспериментальной, мрачной и космической музыки.

Suso Saiz композитор экспериментальной, минималистической и нью-эйдж музыки.

Pedro Trotz работает с компьютерами, связанными с несколькими синтезаторами. Создатель весьма персонального, новаторского стиля.

Criss Volga работает с синтезаторами для создания техно-попа и музыки в стиле нью-эйдж.

ГШ: Что самое худшее в Вашей жизни?
ХМ: Пожалуй — это то, что я родился в нашем веке. Мне не нравиться существующее мировое общество. Я не хочу жить в цивилизации с войнами, бедностью, эгоизмом и другими социальными недостатками, которые свойственны человечеству с самого начала его существования. Особенно мне не по душе существующий уровень технологий, для меня он слишком низок. Если бы я мог переменить время моего рождения, то пожелал бы родиться в будущем, может быть лет через пятьсот. Всю свою жизнь я ощущаю себя человеком двадцать шестого века, живущим в веке двадцатом.
Вот поэтому я и не могу назвать себя полностью счастливым человеком. Я так хочу обладать машиной времени! Для нейтрализации этого конфликта с существующей эпохой я занимаюсь тем, что помогает мне ощутить жизнь в будущем: слушаю электронную музыку, пишу фантастику и стараюсь идти в ногу с современными технологиями.
ГШ: Немного слов в завершение нашего разговора…
ХМ: Большое спасибо тебе, Генри, за предоставленную возможность рассказать о моей деятельности и взглядах. Пусть наше интервью будет посланием ко всем композиторам электронной музыки, которые хотят фигурировать в моей Энциклопедии: пожалуйста присылайте мне информацию
о себе и своей музыкальной карьере. Я отвечу на все письма. После того, как будет издана моя Энциклопедия, я пошлю каждому, кто в неё будет включен, копию предисловия и, собственно, часть материала, посвященную ему.

контактный адрес Хорхе Мюннше:
Jorge Munnshe,
Avda B6jar, 200,
08225 Tarrasa (Barselona), Spain.

дата перевода: осень-зима 1991 года. переводитель: П. Дюковь.
копирайт: © ПАМПА, 1992.
информация: courtesy by “Северок».


Обсуждение