Майкл Уотс. Стратегия супергруппы (LED ZEPPELIN)

Группа LED ZEPPELIN
Группа LED ZEPPELIN

Статья написана в 1975 году сразу же после завершения триумфального турне ЛЕД ЗЕППЕЛИН по США, опубликована через год в книге английского журналиста Мика Голда «РОК ОН ЗЕ РОУД», печатается в сокращении.

Журнал «Обсервер» сравнил ЛЕД ЗЕППЕЛИН с БИТЛЗ, но БИТЛЗ — неудачный критерий коммерческого и зрительского успеха. «Больше чем БИТЛЗ» — фальшивая нотка тех дней, демонстрирующая уставшее непонимание британской национальной прессы.

Да, ЛЕД ЗЕППЕЛИН уже заработали гораздо больше денег, чем БИТЛЗ, но их влияние на массовую культуру 70-х гг. кажется куда меньшим. В отличие от большинства рок — звезд 60-х гг., они не выступали за что-то, будь это какое-то движение или хотя бы прическа. Вне концертных залов они не отстаивали какие-то там позиции.

Не будем говорить о широкой публике, но ведь даже и рок-аудитория знает не так много о них. Какая-то информация просачивается. У певца Роберта Планта две фермы, и в интервью ему постоянно задают вопросы насчет овец и прочего домашнего скота. Увлечение барабанщика Джона Бонэма — красивые автомобили и разнообразные украшения. Владелец специального книжного магазина в Лондоне и дома на берегу озера Лох-Несс, где когда-то жил белый маг Алистер Кроули, гитарист Джимми Пэйдж культивирует вкус к мистицизму. А Джон Пол Джонс, который играет на клавишных и бас-гитаре, не дает информации о себе вообще. Все вместе они создали себе репутацию отельных дебоширов и сожителей леди с обочин.

Но все это болтовня за рамками фактов.

Они — величайшие современные продавцы рок-альбомов, ибо подсчитано, что они получили около 60 миллионов долларов от продажи пластинок с того момента, как начали играть в 1963 году. В 1973 году ЛЕД ЗЕППЕЛИН превзошли американский рекорд посещения шоу одной группы: на их концерт в Тампе, штат Флорида, пришло 56800 человек.

Предыдущий рекорд был установлен БИТЛЗ на стадионе «Ши» в Нью-Йорке — 55000. Во время гастролей по Штатам в 1975 году ЛЕД ЗЕППЕЛИН собрали 120000 зрителей в итоге шести шоу в районе Нью-Порка. И все их шесть альбомов во время гастролей были в американских чарте. Их представления по три часа и больше, без чьей-либо помощи, — действительно тур де форс в материально-техническом обеспечении, причем не в концертных залах, а на стадионах. Редкость таких площадок в Британии являлась причиной их нечастых появлений на Родине.

С самого начала им помогала их способность держаться вместе. Наукой доказана консервативность поклонников. Фанам необходима взаимная преданность между ими самими и их героями. Суперстабильность ЛЕД ЗЕППЕЛИН укрепила их узы с публикой.

Ни у кого не было их энергии, часто растрачиваемой в практике благополучных групп, члены которых делают сольные альбомы. И это очевиднейший показатель их солидарности. Пэйдж сказал в интервью журналу «Роллинг Стоун» во время гастролей в 1975 году: «Мне нет нужды делать «сольники», впрочем, как и остальным — мы все реализовываемся в группе».

Джимми ПЕЙДЖ
Джимми ПЕЙДЖ

Гораздо более спорная вещь — их отношения со средствами массовой информации и рекламой в целом. Имена «цеппелинов» — редкость в отделах светской хроники национальной прессы, в отличие от Джаггера, Леннона или Рода Стюарта. Популярность ЛЕД ЗЕППЕЛИН ограниченна в рок-мире, и в конечном счете это их преимущество в поддержании связи с публикой, которая инстинктивно сожалеет о любом контакте с истеблишментом. Вот так они увековечили миф об общности артистов андеграунда 60-х. Никто никогда не обвинял ЛЕД ЗЕППЕЛИН в продажности, даже если они ему не нравились. Никогда не было в продаже всяческих маек, листовок, сувенирчиков с «цеппелинами».

Их взаимоотношения с британскими радио и ТВ были также ограниченны из-за мнения, что они все еще одна из избранного числа групп (как ЭЛП и ЙЕС), отказавшихся от выпуска синглов. («Хул Лотта Лав» был однажды выпущен их компанией, но впоследствии изъят по настоянию группы, поскольку это была отредактированная версия).

Группа объявила, что их первый альбом (1969 г.) получил слишком мало эфирного времени на «Рэйдио Уан», которое было тогда единственной отдушиной для новой музыки. И они решили обходиться вообще без радио, игнорируя синглы (радио жизненно важно для синглов; альбомы же продаются благодаря рекламе и слухам). ЛЕД ЗЕППЕЛИН использовали эту ситуацию для создания прецедента: они сконцентрировались исключительно на записи альбомов, а тот факт, что их редко можно было услышать в радиопрограммах в часы пик только усиливал их андеграундовскую притягательность.

«Я глубоко уверен, что никто из нас не собирается лизать зад только для того, чтобы играть чертовски хорошую музыку на радио, контролируемом государством», — говорит их менеджер Питер Грант.

Грант — в центре любой дискуссии о ЛЕД ЗЕППЕЛИН. Как Брайан Эпштейн, оп — пятый член группы. Грант преуспевал с его уникальностью. Огромная фигура свирепого вида с головой, как чугунный котел.

Сейчас, в возрасте сорока лет, это человек, полагающийся больше на свой опыт в самых различных сферах. Он тот, чей успех обернулся противоположно нынешнему направлению в рок-менеджменте, чтущему закон и бухгалтерию. Его обязательства к ЛЕД ЗЕППЕЛИН столь велики, что это граничит с запугиванием, когда их интересам что-то угрожает. Несколько лет назад он собственноручно конфисковал «цеппелиновские» бутлеги у пресловутого лондонского дилера. Он стал известен за свои разгромы неразрешенной звукозаписывающей аппаратуры на концертах.

Однако со своими музыкантами он обращается как с детьми. Он любит думать, что его достижение с ЛЕД ЗЕППЕЛИН заключается только в поддержании нужной обстановки, в которой они обрели такой широкий масштаб.

Грант отвергает даже мнение, что ЛЕД ЗЕППЕЛИН составляют он сам и Пэйдж. Плант был рекомендован Терри Рейдом, с которым Грант и Пэйдж столкнулись на Оксфорд-стрит, а Плант, в свою очередь, привлек барабанщика Джона Бонэма, бывшего собрата БЛЭК КАНТРИМЭН. Джон Пол Джонс, басист, работал с Пэйджем в прошлом в студиях звукозаписи. Ну и Грант решил свести их с фирмой звукозаписи «Атлантик Рекордз», где группа сделала все свои шесть альбомов. В то время «Атлантик» чувствовала, что ее список лишен современных коммерческих групп и специально занималась поисками новых имен в Британии. «Атлантик » уже обеспечила себя американскими правами на КРИМ, ЛЕД ЗЕППЕЛИН были следующими, и за короткое время они значительно потеснили КРИМ. Сначала Грант объявил группу в афишах ДЖИММИ ПЭЙДЖ ЭНД ЗЕ ЯРДБЕРДЗ и отправил их в короткую поездку по Скандинавии. По возвращении, объясняет Грант, они «боролись» несколько дней в Британии. Тогда-то он и решил, что их выбор — Америка.

Перевод с английского ДЕНИСА ПАЗУШКО.

На снимках: лидер «цеппелинов» Джимми ПЕЙДЖ (вверху), группа ЛЕД ЗEППEЛИН.

Редакция не несет ответственности за качество «полуподпольных» фото ЛЕД ЗЕППЕЛИН.
(Продолжение следует).


Обсуждение