ДВА ВЗГЛЯДА НА АЛЬБОМ

(А.Курбановский) Как явствует из информации, помещенной в газете «Шабаш», каждый из четырех вышедших доселе альбомов АЛИСЫ / включая и концертный двойник/ распродан уже в количестве более 4 илн экземпляров. Не будет большим риском предположить, что такая судьба ожидает и только что появившийся новый диск «Для тех, кто свалился с Луны» — невзирая ни на совершенно лунную» цену, ни на пестробезвкусную, довольно претенциозную обложку.

Пронзительный скрежет открывает представление, сменяясь мощным приливом синтетических шарманок, наигрывающих очаровательный вальс. Прошли те времена, когда Костя Кинчев приходил, чтобы мешать нам спать. Теперь он любезно приглашает в «маленький», забытый всеми театр» — нет, не кьюровский «Театр Теней», но Магический театр Германа Гессе, где плата за вход — Ваш разум/см. роман «Степной волк»/ . В одном из недавних интервью Доктор пояснил, что альбом выстроен по определенному замыслу, поэтому включает несколько песен, дожидавшихся своего часа», среди них и «Республика объединенных этажей», известная уже несколько лет по акустике, и заглавная, сочиненная аж в 1985 году.

Диск эффектно и «вкусно» записан, изобильно украшен блюзовыми гитарными проходами, цыганской скрипкой и настоящим океаном угрюмоторжественных синтезаторов Главный его недостаток — мрачная серьезность, гордыня, граничащая с напыщенностью, полное отсутствие рон-н-ролльной самоиронии. Нет, там есть одна действительно забойная тема, крепкий «хит» — это «Смутные дни», с ее фуззовым хэви-риффом о четко пульсирующей ритм-секцией. Остальные многозначительные хардовые баллады, пышно аранжированные, щедро пересыпанные псевдо-фольклорными образами — обнаруживают явную тягу к «высокому штилю». Она достигает апофеоза в финале — монумантальной фреске «Пасынок звезд», где под раскатистые звуки набата величавый хор певчих православных церквей с пафосом возглашает некую литанию.

«Сеть черно-белых строк, среди них зеленая плеть», — такие слова, согласно газете «Шабаш», услыхали юные алисоманы в одной из классических песен. По контрасту, павлиньево разукрашенный новый опус — этакий расписной пряник, только немного зачерствелый. Не всякому по вкусу.

(А. Гуницкий) Послушал я новый альбом АЛИСЫ – «для тех, кто с Луны упал» — и вспомнил, как впервые увидел Костю Кинчева.
85-й год. Конец февраля или начало марта. Коля Михайлов переезжал с одной квартиры на другую, в помощь ему прибыли я, Слава Задерий и с ним худой, молчаливый парень. Его звали Костя, он приехал из Москвы, он молчал и стеснительно улыбался иногда.

Через пару недель АЛИСА и Костя играли в ЛДМ. Это было круто, но толком еще никто не мог понять, насколько это круто. А потом, вскоре, был 3-й питерский фестиваль и там-то АЛИСА уже грохнула по-настоящему, всерьез; шесть песен, вспыхнувшие, взорвавшиеся одна за другой в переполненном, ошалевшем зале, мгновенно стали суперхитами и началась новая эра.

Так взошла звезда АЛИСЫ.
Что было после — известно, в любой энциклопедии можно прочесть. А новый альбом… Нет, нельзя сказать, что он плох или не получился. Получился. Говоря профессиональным языком (как это принято иногда в рецензиях) здесь можно обнаружить согласованную работу ритм- секции, мощное дыхание баса, энергичный бит ударных, в меру, но все же страстные монологи лидер-гитары и душещипательные всхлипывания скрипки. Мужественный, драматический, героический вокал. Тексты опять же…

Разумеется, можно и по-другому написать, поточнее и без штампов. Можно. Альбом как альбом, мальчик как мальчик… Просто есть в современной массовой культуре такое понятие, как глазуновщина. Она коварна и всепроникающая, как раковая опухоль. Глазуновщина имеет следующие признаки а) «Сделайте нам красиво!» Делает. Красиво, сочно, в духе времени; б) она внедряется в очень важные, святые, может быть, темы и понятия и выедает их своей назойливой красивостью; в) она претендует на мессианство, на свою особую и значительную роль в Истории.

Каким-то образом бациллы глазуновщины попали и в АЛИСУ.
Их можно обнаружить. Во всем. В — дизайне, в музыке, в текстах.
Как бороться с глазуновщиной? Трудно сказать, общих рецептов нет, но как и любая другая болезнь, если она не очень запущена, глазуновщина поддается отторжению. Альбер Камю в таких случаях советовал избавиться от поверхностного подхода, а он знал, что говорил.

Я бы посоветовал Косте /да и всем остальным, но ему — в первую очередь/ исчезнуть куда-нибудь на год-полтора, подальше от его Армии/ (ну, зачем музыканту нужна армия?), от подшефных газет, постеров, фан-клубов и прочей тусовки. К чистой воде, в лес, в тишину. Как это всем советует Дима Ревякин, а он то знает, что говорит. Надо уйти, чтобы лотом все начать сначала. И тогда гордая звезда АЛИСЫ, может быть, очистится от глазуновщины. И останется самое главное, настоящее, то, что было всегда в АЛИСЕ. То, что нужно на самом деле.

SET LIST
1. Театр
2. Для тех, кто свалился с Луны
3. Ко мне
4. Новая кровь
5. Черная метка
6. Ветер водит хоровод
7. Чую гибель
8. Плач
9. Воздух
10. Жги да гуляй
11. Кибитка
12. Красное на черном
13. Инструментал /И. Чумычкин, А. Шаталин/
14. Все это рок-н-ролл
15. Смутные дни
16. Черная рок-н-ролл мама
17. Дурак
18. Спокойная ночь /КИНО/
19. Пасынок звезд
20. Транквиллиэатор /КИНО/
21. Плохой рок-н-ролл
22. Мой рок-н-ролл


Обсуждение