АТЕИСТ, ИЛИ О ВРЕДЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ

Вопреки распространенному мнению, не все трэш-дэт металлюги обращаются со своими инструментами подобно недоучившимся мясникам, с энтузиазмом хватающимся за черепномозговую хирургию. Примером может служить творчество американской банды АТЕИСТ — довольно молодой, но уже пользующейся весомым, можно сказать, свинцовым авторитетом.

Происходят АТЕИСТЫ из маленького города Брандентаун в штате Флорида, и название выбрали не случайно. Как рассказывает лидер-гитарист и вокалист Келли Шефер, он с 10 лет посещал Библейскую школу, а дом его окружали 11 церквей. Как и подобает истинному рокеру, все, что в него столь усердно запихивали, Келли усвоил с точностью до наоборот.
Мать Келли работала в плас- тиночком магазине, и сынок частенько таскал у нее диски: больше всего он фанател от музыки ЛЕД ЗЕППЕЛИН. В 1985 г. Шефер со своим другом- ударником Стивом Флинном организовал команду, а в начале 86-го к ним присоединился басист Роджер Паттерсон.

Поначалу они назывались R.A.V.A. G. Е. /слово переводится как «разрушение, опустошение», но и каждая буква что-то значит: например, утверждает Келли, первая «А» означает «атеист»/. К тому времени парни торчали уже на СЛЭЙЕРЕ.
В своей музыке «безбожники» стремились сочетать ломовой напор с изысканностью, чему способствовали джазовые наклонности Паттерсона. Два года упорной работы, концерты по мелким клубам и три демо-записи сделали свое дело: в 1988 г. группа, сменив название и дополнив состав гитаристом-левшой Рэнди Бёрки, подписала контракт с «независимой» нью-йорской фирмой THREE CHERRIES /“Три вишенки»/.

В конце 80-х во Флориде, в противоположность панковскому Сиэттлу или калифорнийской «заливной» трэшевой тусовке, заработал серьезный .Лотовый котел»: оттуда вылезли злобнейшие твари — OBITUARY, MASSACRE, MONSTROSITY, там же раскрылись во всей своей сатанинской яркости MORBID
ANGEL… Центр смертоносного варева помещался в городе Тампа, где находились студия «Маррисаунд» во главе с Томом Моррисом и Скоттом Бёрнсом. В этой студии в ноябре-декабре 1988 г. АТЕИСТЫ записали дебютный диск. К сожалению, длительные разборки с фирмами надолго оттянули выход пластинки — она появилась только в феврале 1990 г. на лэйбле «Эктив Рекордз» и сразу привлекла к себе активное внимание.

Альбом “Piece Of Time” /“Кусок времени’*/ действительно способен поразить совершенно уникальным соединением тяжести, скорости, «завернутости» и виртуозного изощрения. Сдвоенные гитары взрываются пронзительным визгом, подобно электропиле, прихотливый стильный бас демонстрирует разнообразие приемов эвукоизвлечения, общее впечатление от несколько холодноватой отточенной усложненности искупается напряженным хриплым вокалом.

Следующие полтора года группа провела в дороге: откатали национальное турне, «засветились» на некоторых престижных металльных фестивалях. Осенью 1991 г. в студии «Моррисаунд», началась работа над вторым диском. Запись затянулась, между сессиями пришлось втиснуть несколько концертов, и при возвращении с одного из них в автомобильной катастрофе погиб Роджер Паттерсон. Особенно переживать у музыкантов не было времени — нужно было срочно завершать пластинку: в студии выручил басист Тони Кой, подыгравший на двух трэках.

Итоговый альбом “Unquestionable Presence» /»Неоспоримое присутствие»/ появился в декабре 1991 г., он посвящен памяти Паттерсона. Продолжена линия на изысканность и филлигранность: умная, даже несколько акдемическая отточенность звучания — на грани «металла», джаза и авангарда — навевает странные ассоциации, пожалуй, с группой ЙЕС. Не случайно АТЕИСТЫ определили свою музыку как death jazz и очень дорожили благожелательным’ отзывом «артового» ветерана-экспе- риментатора Роберта Фриппа.

Сразу же начались поиски постоянного нового басиста: в июне 1992 г. с бандой активно репетировал выпускник джазового колледжа негр Даррен МакФарланд. С тех пор, как сообщалось, их пути разошлись, а новое имя пока не названо. Но нет никаких сомнений в том, что музыканты АТЕИСТА с присущим им яркой самобытностью и колоссальным музыкальным потенциалом еще заставят о себе говорить и критиков, и фанов.

Успех АТЕИСТА многообещающ еще и потому, что в сильно закли- шированной «металлической зоне» показывает плодотворность поисков на стыке стилей. Там сохраняется некая непредсказуемость, обещающая интересный результат… В общем, как говаривал еще старик Фридрих Ницше, если Бог помер, тогда — все позволено.
Алексей КУРБАНОВСКИЙ


Обсуждение