К 60-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ЙОКО ОНО

Хотя язвительные критики объявили встречу Джона Леннона и Йоко Оно одним из «25 самых трагических событий в истории рок-музыки» /подразумевается ее «вклад» в распад THE BEATLES/, все же нельзя отрицать, что знакомство с японской авангардисткой по- новому раскрыло артистические возможности «битла», привело к ряду неожиданно-парадоксальных решений. А не в озорной ли непредсказуемости заключена Душа рок-н-ролла?

Йоко Оно /ее имя значит «дитя океана»/ родилась в Токио 1В февраля 1933 г., в семье состоятельного банкира. С 14 лет жила в Нью-Йорке, где погрузилась в современное искусство, и в 60-е гг. приобрела известность в кругах международного художественного «андерграунда». В 1961 г. уже выступала в Карнеги-хопле и гастролировала по Японии с прославленным композитором-авангардистом Джоном Кейджем, который выпускал ее на сцену как «неуправляемый человеческий инструмент». В Нью-Йорке Йоко вышла замуж за журналиста Энтони Кокса, и у них родилась дочь Киоко.

Творческая деятельность Оно определяется понятием «концептуализм»; это модернистская школа, утверждающая: «искусство есть то, что делает художник». Так, она устраивала «хэппенинги», где зрителям предлагалось отрезать любой кусок ее одежды; сконструировала «плачущую машину», которая «если опустить монетку, рыдает и плачет за Вас», и «небесную машину», которая, если опустить монетку, ничего не делает за Вас». В 1964 г. выпустила Хотя язвительные критики объявили поэтический сборник. Грейпфрут», встречу Джона Леннона и Йоко Оно состоявший из «поэм-инструкций»: «Дыши», «Заплыви в своих снах так далеко, как только сможешь». «Нарисуй карту, чтобы обиться с пути». При всей неожиданности подобных эскапад, выступления Оно всегда демонстрировали достоинство, вкус, фантазию и задорный вызов. Об одном из ее нашумевших авангардистских фильмов, где показывались только обнаженные ягодицы, сочувственный критик писал: «B этой фильме есть все: притягательная тема с бесчисленными вариациями, ритм, формальная цельность, человеческий интерес и, наконец, неистощимый юмор».

Несомненно, эти качества и привлекли к ней внимание Джона Леннона. Их первая встреча состоялась в 1966 г. в лондонской галерее «Индика»; вскоре они становятся неразлучными. Когда оба получили развод они смогли соединиться — брак был заключен 20 марта 1969г.в Гибралтаре. Йоко появляется в студии БИТЛЗ, на их записях /»Непрерывная история Бангало Билла», 1968/, попадает в фильм «Let It Be» /»Пусть будет так», 1970/, вдохновляет Джона на ряд эспериментальных работ – от «Revolution g» до «Give Peace A Change» — выпущенных еще как сочинения «Леннона – Маккартни».

В конце 60-х начале 70-х Джон и Йоко не сходят со страниц международной прессы: несомненно, она подтолкнула Леннона на самые радикальные шаги, как художественные, так и общественные. Выходят пластинки .неоконченной музыки», то есть шепотов и электронных трюков, типа “Two Virgins» /»Двое девственников», 1968, на обложке оба предстают голышом/; один за другим следуют «перформансы»; захоронение желудей у собора в Ковентри, .лежачая демонстрация за мир» в амстердамском Хилтоне… Но мир, кажется, не замечает, что за всей этой клоунадой в течение 10 лет разворачивается чистая и трогательная история любви. Именно этим чувством вдохновлены лучшие, самые проникновенные песни Джона: «Изоляция», «Ревнивый парень», «Благославляю тебя», «Женщина»…
Йоко реализовала ряд собственных проектов; «Yoko Ono/Plastic Ono Band» / 1970/, «Fly» «Myxa», 1971/, «Approximately Infinite Universe» /»Приблизительно бесконечная вселенная», 1972/ и др. Хотя жизнь с Джоном не всегда складывалась гладко, она подарила ему все, что могла; себя, сына и домашний очаг. Наверное, лучшим финальным аккордом их отношений звучит посмертно выпущенная песня Леннона «Состарься со мною», искренняя и безыскусная.
После гибели Джона Йоко способствует увековечению его памяти. Верная жена посвящает нужу собственный диск “A Season Of Glass’ /»Сезон стекла», 1981/, собирает и выпускает архивные студийные и концертные записи “MlkAnd Honey» /“Молоко и мед», 1983/, «John Lennon live in New York City» / 1986/ и др.; публикует книгу рассказов и автографических набросков Джона .Записи слов на облаках» /1986/.
йоко живет а том же особняке .Дакота» близ нью-йоркского центрального парка, где прошли счастливые семейные дни. Безусловно, она богатая дама: владеет курортным домом в Палм- бич, Флорида и 4-мя фермами ? штатах Вирджиния и Вермонт, где разводит коров голштинской породы; коллекционирует древнеегипетские редкости. Много времени уделяет сыну Шону, которому в этом году исполняется 18 лет.
На последней прижизненной пластинке Леннона “Double Fantasy» / «Двойная фантазия», 1980/ Йоко спела ему; .У каждого мужчины есть женщина, которая любит его». Это утверждение, подкрепленное всею ее жизнью, невозможно не уважать.
АЛЕКСЕЙ КУРБАНОВСКИЙ


Обсуждение