АЛЬБОМЫ

NAUTILUS POMPILIUS – «Крылья»
Apex Records (CD single)

Четыре избранные композиция с грядущего 14-ти песенного монстра с одноименным представляемому синглу названием, наводят на удручающие мысли, и заставляют сделать страшное предположение: «А не свои ли обломанные крылья преподносят нам сейчас НАУ?»
Заглавная композиция, записанная под симфонический оркестр, до одури напоминает победный вальсок советских лет со словами «…помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…», причем помпезность аранжировки усугубляется местами, где солист (Бутусов) скоренько пропевает недоработанный песенный текст, выпадающий из требуемого размера, что производит эффект по меньшей мере комический, и сводит на нет претенциозные потуги встать на одну полку с DEEP PURPLE, Маккартни (список можно продолжать), не говоря уже о классике. Следующий номер «Жажда» удивляет своей вторичностью (см. «Колеса Любви» с «Титаника») и удивительно остроумной рифмой «однажды — дважды», после этого туповатая «Человек На Луне» и бессодержательная «Кто Еще» не вызывают иных эмоций, кроме отрицательных. Вот тут-то, не зная, в растерянности, чего ждать от полновесного альбома, можно, перефразируя слова лирического героя НАУТИЛУСА, вопросить: «Где ж эти крылья, которые так нравились нам?»
Леонид ФОМИН

ТРИБУНАЛ НАТАЛИИ МЕДВЕДЕВОЙ Russian Trip
FeeLee Records (CD)

Есть такие шикарные французские духи, которые называются «J’ai Ozee», что в переводе значит «Я Осмелилась». Эта фраза может служить ключом и к романам Наталии Медведевой, и к данному хлесткому, озорному, шикарному диску. Записанный с помощью музыкантов скандальной московской банды Х.З., он, однако, начисто лишен панковской расхлябанности; наоборот — кристальная «продукция», «вкусно» отфильтрованные звуковые коллажи — гул толпы, автоматные очереди, даже сэмплированная картавая скороговорка «вождя мирового пролетариата»), журчащие хардовые гитарные соло. И, конечно, голос — эмоциональный, насмешливый, вызывающий, подчас — с кафе-шантанными, подчас — с панковскими интонациями. Голос, визжавший с группой «THE CARS», голос «осмелившейся».

С первой песни «Украденное Прошлое» Наталия Медведева заявляет об идиосинкразически-личной позиции, с коей раскрывает свое видение окружающего; но в эпоху «повсеместной демократизации, сопровождаемой тяжелыми боями», индивидуальные наблюдения имеют право и быть, и претендовать на уважение. А когда они — едкие, остроумные, то и вообще приобретают символический смысл. Так, «спица между ребер», «на листовках — Ельцин, Лимонов, Ленин» или «как топор над головой — календарный лист» означают и криминальный беспредел, и политический сумбур, и страх перед завтрашний днем. Тем не менее, Медведева чует в такой действительности — вызов, и с восторгом принимает его. «Поедем На Войну» (одна из лучших песен на альбоме), «Бери Ружье, Идем На Фронт» — вот какие советы она надменно предлагает тем, кто дерзнет разделить с нею ее «Russian Trip»: «Да, смерть — это лучше, чем быть взятым в плен…»

За такими — милитаристаристко-романтическими, «гумилевскими» — ассоциациями следует ностальгически-ленинградский слой — тоска по 70-м, с наивными студенческими гитарами, «желтой битловой лодкой подводной» и поездками в Кавголово. Из той же эпохи и «кепка Владимира Ленина» с Финляндского вокзала. Впрочем, последняя песня предлагает модерновый, абсолютно неканонический взгляд на Октябрьское восстание 1917 г. в Петрограде как на дадаистсхий хэппенинг a la Tristan Tzara; это что-то сродни курехинской фантазии «Ленин-гриб», или гройсовской интерпретации знаменитой мумии — как «авангардистского объекта». «А кайзеровские миллионы унесла в чемодане Инесса…»

Наверное, не случайно диск и музыкально выстроен в стилистике 70-х: «Токсово» звучит почти как ROLLING STONES; весьма заметен бас А. Заева, превосходны фенковая гитара Д. Петрыкина в «Москве-993», соло А. Медведева (no relation?) в песне «Родителям Поколения», изобретательные клавишные «подкладки» И. Соколовского. Словом, ТРИБУНАЛ НАТАЛИИ МЕДВЕДЕВОЙ — это блестящий, местами эпатажный, местами сентиментальный очерк нравов, кошмаров и физиономий «страшной страны России»: суд, каковой мы, вероятно, заслужили.
А-КУ

Попавшие в «Русское Путешествие» произведения изданы совсем недавно, а датируются в основном 93 и 94 годами — как раз тот период в жизни Наталии Медведевой, когда она, очевидно, много пяла вдали от Родины, и тоска иногда приводила ее в бывший дом. Пользуясь ее лексикой, скажу, что пластинка получилась о том, «как х..во в Москве». Это не взгляд со стороны, но и не изнутри. Мужа вспоминает, вроде бы, дважды — в примечаниях и в «Москва-993». Упомянуты также Джеймсы — Браун и Дин, и регулярно употребляемое сейчас слово дадаизм. Всем «некоторым и разным прочим» гадам-соотечественникам, которые «сидели здесь, приклеив ухо к приемнику», мадам Медведева напоминает, что «полжизни там прожила и визжала с группой THE CARS, снимаясь для их первого альбома». Но ролик-то тот получился дерьмовый! В половине ее песен много боли и сожаления, но мало любви, а в оставшихся — декларирование чувств и истин.

Данный продукт не представляет никакой социальной или политической ценности, и если отбросить словесную шелуху, то открывается вполне приемлемая перспектива, точнее — вокальная, потому что большинство компьютерных подкладок весьма примитивны, а живьем инструменталисты группы Х.З. играют типовые стандарты. В реализации ТРИБУНАЛА немаловажную роль сыграли два мультипликационных персонажа — Карабас и Бегемот. Первый отвечал за звук и музыкальную технологию (и не сделал ничего выдающегося, как отмечалось чуть выше), а второй обеспечивал машину, тор^ ты и шампанское — и, по-видимому, преуспел куда более. Дама же с подобным голосом должна замечательно выглядеть на сцене русского ресторана в 16 округе, поэтому предыдущий альбом Медведевой «Париж — Кабаре Рюс» может вызвать больший интерес. На мой взгляд, образ femme fatale гораздо более притягателен, чем riot grrri, но Наталия Медведева на данной пластинке, скорее всего, просто femme ordinaire. Кета ти, у этого слова есть еще синоним banal. На двух обложках «Беломор» в ее прекрасных зубах, а в песнях портвейн. Те же герои или социальные аспекты, что идут под трибунал, среди менее экзальтированных личностей свою популярность давно утеряли, вернее — никогда не были актуальными. Это все, наверное, очень искренне, но так глупо, что лучше читать ее книги. «Отель Калифорния»— изрядная чепуха, а «Мама, я жулика люблю» способна увлечь.
М. И. ХАЛЫЧ

От редакции: уважаемые рецензенты совершенно разошлись в своих оценках, так что, дорогой читатель, послушай этот CD сам, если захочется.

TEQUILAJAZZZ – «Абориген»
FeeLee Records (CD single)

Это новый сингл TEOUILAJAZZZ — первый официальный релиз на фирме «FeeLee». Очевидно, для московской публики компакт-диск снабжен наклейкой с рекомендацией Александра Ф. Скляра и программы «Учитесь плавать». С радостью порекомендую его и от себя, в особенности три новые песни. Подбор материала огорчит старых поклонников группы — половина вещей отлично известна, а новые получились такими, что счастья знакомства с ними хватает ненадолго, и нужно еще и еще.

Всего в «Аборигене» 6 композиций:
1. «Кокаин» остается тем же вызывающим быстрое привыкание наркотиком, с которого «не сойти».
2. «Розенбом» лишился сэмплов и не стал бодрее и энергичнее. Слава Богу, что с момента записи первой версии для альбома «Стреляли?» в пантеоне великих мертвецов не добавилось новых имен.
3. «Абориген». Заглавная композиция знакома по концертам, но звучит абсолютно по-другому — мощнее, интенсивнее, настороженно. Одна из самых серьезных песен TEOUILAJAZZZ. Если считать обновленным лицом группы более поздние произведения, то «Абориген» есть плавный переход от пиратства к эстетике опытных мудрых мужчин.
4. «Небо Молчит» — все известные вещи на компакт-диске соответствуют канонам стиля — рок-песня не должна быть длиннее трех минут.
5. «Солнце» является хорошим ответом чем, кто упрекал TEOUILAJAZZZ в недостатке мелодизма. Чуть раньше появилась на сборнике «Fuzzbox. Model One» и стала одним из его самых ярких моментов.
6. «Бай-Бай-Бай» — это не «Покупай-Покупай», это прощание, безумно красивая, романтическая медленная песня с удивительно красивыми словами — не выстроенные путем подбора лексические образы, а счастливо рожденное лирическое произведение.
Нам подарили трудное удачное сочетание — коммерческий продукт и по подбору композиций, и по тому времени, когда он должен был появиться на свет, по-прежнему интересен музыкально, эстетически, просто красив. При нормальном развитии сцены и промышленности и интереса людей к нормальной музыке, «Абориген», учитывая малый тираж станет через некоторое время коллекционной редкостью, так что имеет смысл поискать его сейчас.
М.И. ХАЛЫЧ
P.S. Компилятивность «Аборигена» заставляет оценить его на 3 балла, но новые песни — 5 и больше.

НАТАЛЬЯ МАРКОВА – «Светозар»
PBG Records (МС)
Чтобы оценить всю красоту и новаторскую прелесть стихов Натальи Марковой предлагаю без долгих рассуждений обратиться к статье А. Курбановского «Полутораглазый Поец» в RF11 где по достоинству оценивается с точки зрения филолога творчество Дмитрия Ревякина поскольку стихотворные корни этих двух поэтов одни и те же («Стожень», «Изгиб Сечали»). Стоит добавить лишь что невыносимо лег кие ажурные песни Натальи проще и понятнее иногда чересчур витиеватых рифм КАЛИНОВА МОСТА.
Навязчивую похожесть музыкального сопровождения на работы КМ можно отнести скорей к разряду заслуг. Музыка «Светозара» — это работа над ошибками их новосибирских коллег хотя возможно безупречно выверенные головокружительные аранжировки придают некоторый коммерческий привкус общему саунду. Что ж касается энергетики то плотный гитарный звук в заглавной песне или в «О Чем Ты Плачеш»ь заткнет за пояс завзятых московских (и пи терских и любых) металлистов. Птичье пение откроет альбом вместе с великолепной «Вслед За Тобой» и завершит его на последней 14-ой по счету «Иверни Счастья».
Главная заслуга Натальи Марковой и ее музыкантов |а также уже помянутых КМ и всех кто верит в рок на русском языке) — это то. что они закрепляют своим творчеством новое направление, пусть и опирающееся на традиционные рок стандарты
Леонид ФОМИН


Обсуждение