В ответ на традиционный вопрос о кумирах часто упоминается имя Майлза Дэвиса. О влиянии Дэвиса на свое творчество говорят не только джазовые трубачи. Инструменталисты многих существующих музыкальных стилей, от блюза до поп-музыки, преклоняются перед удивительным талантом Майлза. Почему?
В 1943 году девятнадцатилетний Майлз Дэнни Дэвис-третий отправляется в Нью-Йорк для учебы в Джульярде. До этого единственными музыкальными занятиями для него были jam sessions. Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Теолониус Монк открыли Майлзу би-боп. Но тут на первый план вышла проблема техники. Музыканту не удавалось, как его коллеге Гиллеспи (а Майлз пытался подражать маэстро), брать на трубе такие же высокие звуки. Все его попытки двигаться вверх по нотному стану оказались безуспешными. Но нет худа без добра. Майлз Дэвис идет своим путем. Он играет в среднем диапазоне, не используя предельные высоты, вся выразительность сконценфирована в звуке. Принцип его игры — лаконичность. Малое есть великов. Эта идея прошла красной нитью через весь творческий путь Майлза Дэвиса и послужила главной причиной столь сильного влияния творчества Дэвиса на последующие поколения музыкантов. Майлз знает, что делает, когда речь идет о музыке. Он следует лишь им самим поставленным целям, не прельщается быефым и легким успехом.
В начале пятидесятых внимание Дэвиса привлек cool jazz (самому музыканту термин — прохладный — не очень-то нравился). Это направление отвечало вкусам фубача. Здесь не шло речи о том, чтобы играть как можно быстрее, как можно выше. Несложные фразы, экономная инструментовка, мягкое звукоизвлечение — вот характерные черты этого стиля. В отношении групп, которыми руководит Дэвис, в это время можно проследить важный принцип: в его командах играют музыканты, имеющие большие перспективы в будущем (десять лет спустя правильность выбора будет видна еще отчетливей). Так был создан первый коллектив, вошедший в историю как Квинтет Майлза Дэвиса: Джон Колтрейн (тенор-саксофон), Винтон Келли (фортепиано), Пол Чемберс (контрабас), Филли Джо Джонс (ударные). Музыканты работают в стиле хард-боп. Живая музыка, сыгранность и мелодия, как главное выразительное средство — вот, что отличало игру его первого квинтета.
Чтобы заметить, насколько выросла техника Майлза Дэвиса, достаточно послушать записи 1964 года. В это время музыкант собирает новый квинтет, в который входят одни из лучших инструменталистов того времени: Уэйн Шортер (тенор-саксофон), Херби Хэнкок (фортепиано), Рон Картер (контрабас), Тони Вильямс (ударные). Со вторым квинтетом связано появление нового ориентира в творчестве Майлза Дэвиса — ритма. Композиция «So What» — яркий пример того, что представляла собой эта фуппа. Все те же музыканты сопровождают Майлза в конце шестидесятых во всех его турне, участвуют в записи его альбомов. Проект называется «New Direction in Music by Miles Davies». Происходит слияние элементов джаза и рока. В группе используются электрические инструменты и спецэффекты. Дэвис, играя на трубе, применяет педаль Вау-Вау, Чик Кориа и Херби Хэнкок играют на электропиано, Джон Маклафлин — на электрогитаре, Дейв Холланд — на бас-гитаре. И опять-таки Майлз стремится к доминированию ритма. Он усиливает ритмическую пульсацию и приходит к рок-ритмам. Это вызывает большой интерес. Его пластинкa «Bitches Brew» пользуется наибольшим коммерческим успехом за всю историю джаза. Одновременно Майлз увлекается африканскими мелодиями. В своей музыке он использует их магическую заклинательную силу. Его пластинки 1970-1975 годов — огненная струя звуков.
С 1975 года в жизни Майлса Дэвиса начинается черная полоса. Лозунг того времени «Sex, Drugs and Rock’n’Roll» прочно входит в жизнь джазового музыканта. Он чуть ли не ежедневно меняет подружек, принимает кокаин, ничего не оставляя для музыки.
В 1980 году появляется его новая пластинка. Вместо горячих ритмов начала семидесятых Майлз вновь обращается к своему исходному принципу: малое есть великое. На этот раз он реализует его в стиле фанк-джаз. Короткие, но мощные соло кладутся на жесткий ритмический фундамент. В музыкальном мире возвращение Майлза было воспринято с огромным воодушевлением. Достаточно вспомнить пластинку «We Want Miles», записанную на концертах в Нью-Йорке, Токио, Бостоне, и становится понятно, почему!
И вот опять Майлз указывает новые пути в мире джаза. Би-боп, хард-боп, кул-джаз, модальный джаз, фанк. Майлз отдавал всего себя, работая в каждом из этих совершенно разных стилей. Он создавал свою музыку, прибавляя к уже существующему каждый раз что-то новое. Человек в блестящем костюме и темных очках поднимался на сцену, брал в руки трубу, начинал играть, и зал буквально взрывался. А ведь музыканту было 65 лет. Теперь уже Майлз не мог завестись без допинга (начало его последнего концерта в Германии 28 июня 1991 года пришлось задержать — Дэвису внезапно стало плохо из-за передозировки кокаина). В 1991 году Майлз начинает эксперименты с хип-хопом — существенный шаг на пути от фьюжн до джаз-рэпа.
Незадолго до смерти он успевает свести пластинку «Doo-Bop». 28 сентября 1991 года Майлз Дэвис скончался в Санта-Моника (США).
Он чутко отзывался на все новое в джазе, перепробовал себя во всевозможных стилях и направлениях, и никогда не терял своего музыкального лица — и как трубач, и как композитор. Его многосторонний талант и неутомимость в поиске новых форм сделали его примером для многих музыкантов — и по праву.
ПЕР БРОДЕРСЕН