В Манеже с 5 по 13 сентября 1995 года прошла персональная выставка работ легендарного питерского фотографа Андрея Усова «Черным по белому». Завсегдатаям рок-концертов он больше известен как Вилли. И это имя окутано несравненным ароматом восьмидесятых годов, когда рок-мэтры были совсем молодыми, очень веселыми и абсолютно не подозревающими, что они уже встали на пути, с которых невозможно свернуть, надо идти только вперед. Для города, не говоря уже о фотографе, такая выставка — это событие из ряда вон выходящее, если не сказать зашкаливающее, в смысле взятой на себя фотографом ответственности. Последний раз подобная выставка была в Манеже 12 лет назад и принадлежала она Юрию Росту, что говорит само за себя.
RF: Вот наконец,случилось то. к чему ты готобился’последние полгода и. может быть, бею жизнь Как это было и какие у тебя остались впечатления?
А.У.: Прежде всего я уже делан большие выставки Например, в 91-92 году в Вятке в огромном зале «Диарама» выставлял 130 работ и они продлили выставку на месяц и наняли экскурсоводов Сейчас я хотел сделать выставку которая отражает меня изнутри — мою душу настроение, то что я чувствую всю свою жизнь
RF: А почему и откуда возник Вилли ? Ведь когда-то бее сделанное. тобой, то что касалось рок-музыки подписывалось именно так
А.У.: О это была конечно игра Я ничего не боялся Если бы я боялся, я бы ничего не делал По крайней мере избегал бы контактов Страшновато стало когда многие обложки были уже сделаны и тиражи пошли за сотню Тогда я понял что формально за это могут посадить Больше 12 экземпляров, и можно уже шить дело —тираж-то подпольный Позвонит Фан. например закажет сорок обложек Синего Альбома, потом Боб — сорок потом это появилось в других городах
RF: А какой принцип подбора у этой выставки был?
А.У.: Вот тут я полностью развязан себе руки Я делап только то. что мне хочется по настроению, по августу 95 по предстоящему моему 45-летию Выставка получилась неровная естественно Она не фотографична. те сделана не для специалистов-фото- графов Как бы мне хотелось поднять понятие ‘любительская фотосъемка’ до стекла и рамы Ког да-то научившись довольно неплохо печатать я вдруг понял что фото хорошо сделанное и хорошо поданное уже переходит в другое качество в другой вид жизни Следующим этапом может быть только полиграфия.
Я вдруг нашел очень много людей которые так же романтичны и печальны, как я Они звонили мне по ночам во время выставки благодарили за свет и уходили с выставки заплаканные Из этих спокойных казать бы ничего из себя не представляющих фотографий шла вдруг такая тоска, грусть, волна чувств. Это говорили нормальные люди от которых ничего подобного я не ожидал Ведь можно было и побольше показать Я специально не выставил никаких новых съемок и новых групп У меня в архиве есть все — и АГАТЫ КРИСТИ и Чижи и ЧУФЕЛЛЫ-МАРЗУФЕЛЛЫ у меня есть все Но я это покажу когда увижу что они такое во времени Те кого я показал — для меня уже история Вот я прихожу в Там-Там не по ?принуждению просто хочу найти хоть какое-то зерно не старый звук я просто пытаюсь понять что же происходит а ничего не происходит Я чувствую что то что сейчас звучит я уже слышал и много и не хочется включать те эмоции переживания которые уже были, когда-то Это меня уже не цепляет.
RF: А ты сразу стал фотографом?
А.У.: Нет Я вообще всех обма- ; нул По армейской специальности я радист и неплохой могу хорошо передавать и принимать на слух профессия интересная Я был филологом В университете я учил итальянский в школе французский Потом я с детства играю на скрипке потом на гитаре губной гармошке флейте сейчас осваиваю клавиши До 79 года я даже играл и выступал на сцене Я даже прослушивался в ансамбль Таисии Калинченко. где аккомпанировал Ляпин да простит меня Александр Сергеевич за откровения Им нужен был кантри-гитарист с 12-стрункой а я пришел с 6-струнной гитарой. И когда я понял что наштукатуренная тетя будет петь про цветы с каждого хита по куплету а то и по строчке а я буду должен держа эту цифровку в голове играть Зачем?
Фотография — это увлекательнейшее дело Я ее обожаю Это было мое хобби, я тратил кучу денег и времени У меня не было ни лаборатории ничего но я это делал Иначе мне было невозможно И вдруг я стал профессиональным фотографом Мне даже за мое хобби стали платить деньги Меня это поражало Я иду на работу с радостью с предвкушением и это продолжается всю жизнь с 79 года
RF: А что таксе фотография ты понял или нет?
А.У.: Я ее не боюсь У меня всегда будут вопросы я.никогда фотографии ни у кого не учился Если я исподволь задавал какие-то вопросы или подсматривал, то и слава Богу Я окунулся в фотографию порубив все
мосты В ней есть магия того что тебе подвластен мир Ты можешь снимать а можешь не снимать Каждый раз я радуюсь как ребенок когда вижу как в ванночке поя вл яе т с я изображение
Сколько раз я говорил себе Ай да я молодец1′ С каким азартом я печатал эту выставку1 Я думал о тех кто это увидит и какая это будет для них радость
RF: А что самое важное для фотографа?
А У.: Если ты хочешь чтобы это был ремесленник — учи его ремеслу Если ты хочешь чтобы это был художник — так это от Бога А что касается качеств я на первом месте ставлю аккуратность Поражаюсь тем людям которые по уши в проявителе со страшными ногтами с головными болями от химии нет живого места ни на них ни на стенах все заляпано. Я никогда не переодеваюсь на работе. Могу пойти на концерт в том же в чем только что печатал Аккуратность — это то что мне передал отец помогавший мне делать выставку и скоропостижно скончавшийся во время ее работы Я очень любил и уважал его и то что .произошло — настоящая трагедия У меня на выставке постоянно играла музыка «Let It Ве». «Белая ночь» Шевчука, лучший с моей точки зрения альбом. Гребенщикова «Кострома Мон Амур». А в день после его смерти я мог воспринимать только Альбинони Фугу ре-минор Баха Вивальди. Они и звучали .
RF: А есть ли что-то. что тебе было неприятно б связи с этой выставкой?
А.У.: На выставку пригласили АДАМОВО ЯБЛОКО мне казалось что эта команда найдет нормальный хороший ход увидит мужской интерес в этой выставке Но их интерес оказался односторонним и бесполым Их взволновали только сверкающие ягодицы Цоя о котором вообще нельзя говорить надо просто показать и молчать и обнаженный Гребенщиков Это было на уровне как знаешь кричат Ой гляди голый1′ И у них прозвучало что дескать фотограф Вилли в миру Андрей Усов практикует фотографирование обнаженных рок-звезд Из 434-х работ на этой выставке они увидели только одного неодетого Витю трепетного не культуриста слегка су
тулого. мягкого спокойного человека стоящего на сцене и два неодетых Бори один — красивый чудесный молодой за роялем а второй — эстет играющий в фавна Они меня не обидели я просто подумал — какое скудоумие’ Я говорил с Набутовым по телефону я думал они найдут и романтику и патетику До и после моего сюжета говорили об Афгане и Чечне долго нудно со слезою Так что ж они не заметили ‘Бесед в тумане’ с надписью ‘Живы ли эти люди?» Ведь это Абхазия там прошла война а когда- то они были такими как на фотографиях Меня поражал своей беспардонностью Невзоров но эти превзошли себя. Мне казалось, что город белых ночей заслуживает и достоин большего
RF: Андрей а кто бы еще мог потянуть такую монументальную выставку?
А.У.: Я не очень представляю хватит ли у других сил повесить более 400 работ я говорю об объемах Это немыслимо я- просто не знал за что берусь. Один человек сказал мне что он умер бы на третир Я работал по 14 часов плюс дома до 3-4 утра с ретушированием. Я думаю кто точно мог бы сделать подобную по размаху экспозицию — это Валера Потапов. У него есть мощь техника вкус может быть спорное видение спорная идеология Но что этот человек сделает нечто — я совершенно уверен. Все ахнут. Но плакать не будут. Там совершенно другие’ эмоции настроения. Я не выпендривался, когда это делап. Мне не хотелось быть первым Я не хотел быть участником какого-то прецедента. Я просто почувствовал что мне 45. я должен сделать персональную выставку. Последствия меня не интересовали. Сделано и сделано. Хотелось как-то расстаться с прошлым но сейчас я вижу что не вышло. Ну ничего, через 5 лет мне будет 50 опять же настанет 2000 год Поживем увидим. А праздник состоялся.
Света ЛОСЕВА