Рецензии

Иван-Кайф «Танцы с волками» 1999г.

Новый, уже третий по счету, альбом новосибирской группы Иван-Кайф. К счастью, этот город жив не только Ревякиным и Наумовым…

Как всегда, безумно искренние тексты — простые, но мгновенно завораживающие. По стилю песни (опять же, как всегда) не похожи друг на друга. Есть несомненные хиты, а точнее, песни, которые хочется крутить подряд не один раз — «Унесенные ветром» (самая любимая на альбоме), «Танцы с волками» («о том, как Ромео влюбился в Джульетту» — вечная тема), «Летний дождь», «Ангел II». Вроде бы обычная гитарная музыка, с простенькими аккордами, но в группе столько Настоящего, столько тела и души, что просто непонятно — как люди в наш неспокойный век своим тихим проникновенным разговором (чуть не написал — вокалом, — а ведь голос Михаила Зуева именно такой) добиваются взаимопонимания и взаиморасположения со слушателями. Даже некоторая усталость, присущая кое-каким вещам коллектива, несет несомненно положительные эмоции. Есть в них и жизнеутверждающая сила — «все будет хорошо» — как мало нам в последнее время говорят эти слова…

«Иван-Кайфу» не быть супергруппой (к чему они, я думаю и не стремятся), однако эта команда всегда найдет своего слушателя. И мы будем пить под их песни «виски во славу русского рока»!

Дюша.

Рада и Терновник «Love My Sorrow».

Эксперимент с новой стилистикой, удавшийся, к сожалению, где-то наполовину. Порой кажется, что слышишь испорченный магнитофон, где на а’капелльную запись пропето-продекламированных стихов накладывается вещание радио «Станция», появляющееся, уходящее, отвлекающее, как назойливая муха. Композиции распадаются на составные части. Модель для сборки? Или просто русский язык несовместим с этим стилем?

Но вот начинается галлюциногенная «Не повторяй», и все вопросы кажутся глупыми и неуместными. «Выворотка», «Роза, Герань, Резеда» — венец коллекции трип-хоповых треков. Ради этих песен стоило продираться через остальные. Может быть, продолжи Рада сей эксперимент, была бы в России группа, которая смогла бы по масштабам музыки встать вровень с “Portishead”, но, похоже, продолжение уже не последует. А жаль.

L.

Зга «Ночной образ жизни» 1999

Раннее творчество, старая программа. Все вроде бы понятно. «Когда бы знали, из какого сора…» и т.д. Не слушая, можно писать о гадком утенке, который превратился в того лебедя, которого мы видим сейчас. Только на самом деле стоит послушать, и не только для того, чтобы знать, где вершки, а где корешки. Для того, чтобы еще раз оценить, насколько Лилия Борисова — явление с большой буквы. Да, бедные аранжировки, да, квартирные записи, да, спорные тексты. Это все есть. Но есть еще Голос, причем такой, которого мы давно не слышали. И есть Человек, который не хочет быть вторым кем-то, а быть просто самим собой. Ведь привыкли же, второй Вертинский, второй БГ, второй Цой, второй Ревякин; сейчас вторые Garbage появляются, токмо по-русски. И сами уже привычно ищем в новых группах параллели со старыми, все играем в игру «что на что похоже», и конца-края не видно. Только попробуйте, припишите эту девушку к какой-нибудь компании последователей… Чур за уши не притягивать. Это ведь даже русским роком не называется. Просто разговор по душам — ни эстетства, ни поэзии, ни пафоса. Наверное, так и должно быть.

L.

Первое, что порадовало — это оформление кассеты и вкладыш с текстами. Впрочем, в последнем особой необходимости не было — тексты вполне разборчивы. Но все равно приятно.

Что касается собственно содержимого: сильные тексты, многие из которых прекрасно читаются с листа, мягкий, глубокий мелодичный голос Лилии Борисовой и отличные аранжировки. Музыка достаточно разнообразна, но не грешит эклектикой, хотя, кроме ритм-энд-блюза и рок-н-роллов здесь присутствует и вальс («Киты-самоубийцы»), и кантри («Б. Я») — по соседству, и баллада («Весна»), а «Наркомания Полнолуния» явно написана под влиянием творчества Инны Желанной (касательно сравнений, то да, кое что напоминает «Адо», но не более, чем «Адо» напоминает «Аквариум»; а «Старт» и «Финиш» — Умку. Все китайцы на одно лицо только на первый взгляд).

Настроение в целом светлое. От веселого к грустному и обратно. Борисовой удается петь по-буддийски спокойно, без надрыва о таких, например, вещах: «Я со страхом смотрю, как спивается друг/ И, не зная пути, наливаю себе» («Беда»), «Ты близок к пределу, душа почернела / От прикосновений невымытых рук» («Ночной образ жизни»). Весело о смерти («Про Гавроша»), пронзительно-тепло — о ней же («Свет в конце тоннеля»). И ночное лирическое начало альбома («Перпендикулярный Мир»), и веселая солнечная «Мурло» в конце, и инструментальная кода, в которую вплетены потрескивание костра и пение птиц, не оставляют лазейки унынию.

«If you want
Sing your song
Be happy.»

Айна

Калинов Мост. «Катунь».

Говорят, это было лучшее выступление Калинова Моста того года.

Говорят, группа играла вдохновеннее, чем когда-либо; четыре раза выходила «на бис» — большая редкость и щедрость неслыханная.

Видимо, много причин было выпускать live, но главное одно: эта запись наиболее ярко показала, насколько изменился Мост после своего воссоединения в 1997 году. Отрешенные пантеистические зарисовки студийных работ начала 90-х ушли в прошлое. Да и не дается Ревякину исполнение своих же собственных вещей того периода. «Набекрень Голова» — лучшая на «Выворотне» — худшая на «Катуни». Сменился саунд: тяжелая ритм-секция, давящая гитара, отрывистость, почти рык, в голосе вместо напевности. Давно мы такого не слышали. 10 лет тому назад так игрались песни, не самые лучшие варианты которых вошли в сборник под названием «Вольница». «Оружие» дало новую программу из той же серии. Именно «оружейные» композиции — лучшие в этой записи. До обидного мало их: «Рудники Свободы», «Не вернуться», «Иного не надо», «Пропадать молвой», «Родная» — все. А еще роскошное, словно из 89-го, исполнение «Пойдем со мной».

Были песни с «Обряда» (часто обработанные до полной неузнаваемости), и «Улетай» со всеми привычными ревякинскими «петухами» и удивленным «спасибо» в конце, и «Девочка летом» — достойное обрамление «боевого» блока.

Лучший концерт группы в прошлом сезоне… Кто хочет с этим поспорить?

L.

Калинов Мост. «Иерусалим».

Калинов Мост на макси-сингле. Россия становится цивилизованной? Принимает известные во всем мире правила игры?

Тем не менее, это не просто рекламный ход, предваряющий появление нового альбома. «Иерусалим» — осколок времени, кусок прошлого группы, случайно попавший в настоящее. Христианская тематика, слышимая в названии, полностью отсутствует в тексте. Абсолютно языческое мировоззрение, типичное для Ревякина, хоть он и писал эту песню в поддержку восстановления храма Христа Спасителя. Невыпяченнное симфоническое звучание дает ровное звуковое поле, выводя голос на первый план. «Иерусалим» — второй лик Дмитрия Ревякина, первый — на «Катуни». Две стороны одного, объединенные общим релизом в единое целое.

«Сберегла» — гармоническое продолжение заглавной песни. Здесь больше воздуха по сравнению с оригинальной версией с альбома «Пояс Ульчи», меньше «пыли земной», текст обнажен до предела. «Ключи», слегка отрешенные, прожито-проговоренные, завершают звуковую часть сингла. Ревякин все чаще напоминает нам о том, что он — серьезный поэт.
Грустно лишь то, что теперь один «Иерусалим» становится «программной песней», стало легче выделять удачи и неудачи. Войди он в любой из альбомов Калинова Моста начала 90-х, он стал бы лучшим среди равных. Сейчас равных ему нет.

L.

Король и шут «Ели мясо мужики» 1999г.

После невразумительного «Акустического альбома» группа Король и шут разродилась концертным, почти the best-ом.

Альбом начинается с последнего мощного хита группы «Ели мясо мужики» (кстати, замечу, что клип на эту песню, к сожалению не получился). А дальше почти все основные хиты. Здесь есть вещи и с дебютного альбома «Будь как дома, путник» — «Лесник», «Отец и маски», «Сапоги». Ну а больше песен, конечно же, с лучшего — «Камнем по голове».

Правда, стоит отметить, что песни, музыку к которым пишет Князь (здесь их две — «Песня мушкетеров» и «Прыгну со скалы»), несколько выбиваются из общего контекста. И второй недостаток — не всегда по делу звучащая скрипка — ведь во многом из-за ее звучания провалился предыдущий альбом.

А в остальном, как всегда, живо и здорово — альбом слушается буквально на одном дыхании. Группа еще раз доказала, что не случайно является одной из лучших live-команд. И еще хотелось бы отметить отличный концертный звук, за что отдельное спасибо звукорежиссеру Павлу Сажинову и звукооператору Евгению Левину, сводившему альбом на студии «Добролет».

А нам остается еще раз слушать этот альбом и ждать от группы новых песен — таких же замечательных, как на этой кассете — чтобы лет эдак через пять мы смогли услышать второй the best-альбом.

P.S. А на видеоверсии альбома на целых 9 песен больше — намек поняли?

Дюша

P.S.S. Рецензия ни в коем случае не является рекламой — усекли?

Редакция

Мерлин. “Шелест Волн”

Когда начинаешь слушать очередной альбом Мерлина, то непременно возникает ощущение, что каждый новый альбом лучше предыдущего. Так произошло и на этот раз. «Шелест Волн» слушается на одном дыхании. Здесь есть буквально все: и романс («Романс»), и блюз («Добрые чужие глаза»), и танго («Танго»), и реггей («Волна»), и причудливое сочетание блюза и реггей («Пластилиновая Ворона»), да и просто рок-н-ролл. Очень сложно выбрать какую-то одну песню. Все хороши как на подбор. Каждый слушатель обязательно найдет что-то для себя — просто не сможет не найти!

Отдельно хотелось бы отметить профессиональную игру участников записи — их здесь представлено целое созвездие: Илья Семкин, Мишка (Большой Медведь), Леда, Тоха, Алекс Поляков.

Песни Мерлина должны быть известны не только узкому кругу слушателей. Так и хочется воскликнуть — «Песни Мерлина — в массы!».

Ну а напоследок хочется от всей души пожелать дальнейших успехов Доброму Волшебнику Мерлину. Ведь совершенству нет предела!

Дюша

О. Арефьева и группа «Ковчег» «Регги Левой Ноги».

Стилизация под реггей всегда удавалась Арефьевой лучше, чем под русский рок или блюз. «Батакакумба» до сих пор остается лучшим студийным альбомом. По идее, «Регги…» должен был оказаться удачным его продолжением, но так, к сожалению, не случилось.

На деле «Ковчег» выпустил откровенно вымученную и затянутую программу. Усталый голос, вялое исполнение; медленный ритм не гипнотизирует, а усыпляет. Даже веселые по сути тексты слушать безумно скучно и тяжело. Да и обычные, а по сему, ожидаемые шероховатости ольгиных стихов особенно бросаются в глаза. Создается непривычное для работ Арефьевой настроение. Это даже не депрессия а- ля «Комитет», просто по дороге в рай уже нет сил идти, а кто-то решил, что надо.

Кто-то решил, что надо поднять с пыльной полки старые песни, почистить и… Не засияли. Слушаешь, и такое ощущение, что не додали чего-то. Из-за однообразия в музыке ухо пытается зацепиться хоть за что-нибудь. Тексты? Возможно, многих радует предлагаемая игра «что на что похоже». Здесь «Площадь Ногина» — апофеоз творчества «Ковчега». Набор простых и понятных образов-ссылок к классикам и современникам дает ей своеобразный текстовой пропуск — «своя». Но эти образы только модель для сборки, набор слайдов, знакомых и привычных, которые Ольга меняет перед слушателем. Они не дают целой картины, лишь создают ощущение нахождения в родном аквариуме.

Многие родные и привычные песни «Регги…» уже выходили в концертных вариантах, и зачем надо было записывать их совершенно убитые студийные варианты? «Панихида По Апрелю» всегда была одной из самых хитовых и отвязных вещей, а никак не похоронным маршем. Остается только радоваться, что наконец-то название этой песни соответствует ее настроению…Удовольствие, однако, посредственное.

Мила Александрова


Обсуждение