ТАРАКАНЫ

В 1991 году в Москве нарождались не только различные политические и экономические монстры, способные заловить ни в чем не повинное государство, Группа «Четыре Таракана* появилась на свет приблизительно тогда же, но по своему здравомыслию в политику не лезла, а обратилась к панк-року — и не прогадала. Нынче «Тараканам» уже восьмой гол пошел, а они стареть и впадать в маразм не собираются. Наоборот — их слава и популярность растет с каждым днем группа помногу и охотно выступает на площадках самого разного калибра и собирает при этом полные залы, а альбом «VKPA/1? ВЫПИЛ?! В ТЮРЬМУ ИГ вполне способен претендовать на звание «лучшего отечественного панк-альбома 1997 гола». Причина успеха?.. Послушайте эту музыку, может, и поймете. Мы же просто попробуем внести некоторую ясность в их биографию.
Итак, зловонное лето 1991-го. В то время, когда всякого достойного гражданина и человека лихорадят идеи общественного спасения, четыре политически малоактивных тинейджера занимаются сомнительным делом сколачивания собственной рок-группы. В оригинальном составе числятся: ЮРИЙ ЛЕНИН (вокал, гитара), ДМИТРИЙ «СИД» СПИРИН (бас), ДЕНИС РУБАНОВ (ударные) и ДМИТРИЙ ВОРОБЬЕВ (гитара). Исходный музыкальный ориентир — разумеется, SEX PISTOLS!

Вот как вспоминает о тех славных деньках Сид: «…Все уже заценили время, когда не было ничего, зацепили время перемен, но оно не стало для нас негативным, для наших родителей -может быть, да. Для нас — нет. Мы были такими пассажирами, которые еле- еле отучились в школе — потому что уже не хотелось, уже хотелось тусоваться, хотя учились все хорошо, все из хороших семей. Но все знали, что институты на фигне нужны. И уже интересовались музыкой как фэны, очень много, а вот как исполнители — что-то все умели и как-то где-то играли. И когда в этой тусовке появилась первая кассета SEX PISTOLS — а она была иентровая, эта тусовка, дети всяческих дипломатов живут рядышком и тусуются с тобой, и вычислить музычки интересной не было проблемой. И сразу стало ясно, что делать. Потому что там все было сказано — на этой единственной прижизненной пластинке SEX PISTOLS, там вообше все было понятно. Что можно прямо сейчас пойти в подвал и начать играть.»
«Так как музыканты они были, скажем так, ограниченные, но технически нормально подкованные, то это — впирало. Как рокешник, это цепляло очень сильно. Но эта музыка не была сделана сложно — было понятно, как такую песню можно сочинить. И сыграть тоже. Изначально нам было понятно, что ничем другим мы заниматься не будем. Не в кайф и незачем. И группа произошла. Люди стали вонзать.»
«Четырем Тараканам» удалось быстро попасть в московскую панк-элиту. Важную роль в становлении команды сыграло успешное участие в 5-м фестивале надежд Московской Рок-Лаборатории в июне того же 1991 года. «Тараканы» умудрились пробиться в финальную часть фестиваля, что для новичков на сиене было непросто — на десять финальных мест претендовало порядка 600 коллективов!
Тем не менее, несмотря на такую конкурениию, «Четыре Таракана» в грязь лицом не ударили. Публике понравился энергичный, веселый панк-рок, не зацикливаюшийся на гримассах бытия а 1а «ЕГОР ЛЕТОВ И ОПИ….НЕВШИЕ», но обращающийся к вечным жизненным темам — тусовке, выпивке, пост-тусовочно-выпивочно-сумеречным состояниям. Музыканты просто-напросто оттягивались на сиене, резвились от души, и никого не учили, как надо жить, а как не надо.
Резво стартовав, группа старалась не снижать однажды набранные обороты, активно гастролируя по многочисленным недобитым ДК и выпустив в 1991-1992 годах два альбома: «CRAZY BOYS»(1991) и «DUTY FREE SONGS» (1992). Оба они были «рождены в недрах» студии «Колокол» Московской Рок- Лаборатории. Скоро команда стала достаточно популярной для достижения званий заслуженных деятелей андеграунда, и, выступая на отчетном фестивале Московской Рок-Лаборатории «Черемуха-92» «Четыре Таракана» были уже не зелеными новичками, но зарекомендовавшими себя мэтрами.
В 1993-1994 годах суета сует таки-настигла «Тараканов». Начались частые смены состава, из группы уходят Юрий Ленин и Дмитрий Воробьев. В команде некоторое время играют Денис Петухов («НАИВ», «МАША И МЕДВЕДИ»), Вова Родионов («УЛЬИ», «AM I SEXY») и многие другие, менее известные личности, а Дмитрий Спирин из бас-гитариста переквалифииировался в свободного вокалиста. Летом 1995 года группа участвует в «первом международном байк-шоу в России», фестивале «Учитесь Плавать: урок 2», на котором в качестве гостей присутствовали небезызвестные RAGE AGAINIST THE MACHINE; в октябре 1996 года «Четыре Таракана» выступают на «Первом Московском панк-фестивале» (приглашены NOFX, но они не смогли пересечь нашу железобетонную госграницу), а в мае 1997 года — на ‘Московском интернациональном панк-фестивале (гостюют STRANGLERS и TOY DOLLS) и фестивале 3-х морей — «Учитесь плавать» в Дагомысе. В июне-июле того же года москвичи покоряют Санкт-Петербург, участвуя в акции «Песни конца 20-го века», организованной театром ДДТ, и фестивале ‘Невский десант-97″. Наконец, совсем недавно, 31 января и 1 февраля, в Питере и Москве прошел «Третий международный панк-фестиваль», на котором группа впервые выступает на большой плошадке под новым названием «ТАРАКАНЫ», в компании с «НАИВ’ом», «Королем И Шутом» и легендарными THE EXPLOITED. Помимо таких сверхгиганских (по нашим отечественным понятиям) мероприятий, «ТАРАКАНЫ» часто выступают на небольших клубных сиенах, например, в «P-клубе», где я встретился с ними в предпасхальный a вечер 18 апреля и ? взял у Сида краткое интервью:

— Скажите пожалуйста, многие интересуются, почему вы решили сменить на звание с «Четырех Тараканов» на «ТАРАКАНЫ»?
Сид: «Часть прав на название «Четыре Таракана» принадлежала барабанщику Денису Рубанову, который был в группе с самого начала и до августа месяца 1997 года. Нам пришлось с ним расстаться, поэтому из этических и моральных соображений мы решили немножко изменить вывеску.»

— А кто у вас в группе играет сейчас?
Сид: На бас-гитаре играет человек, которого зовут АЛЕКСЕЙ СОЛОВЬЕВ, он в группе уже два с половиною года, барабанщик — КОСТЯ ДЕМЕНТЬЕВ, а гитариста зовут САША ГОЛАНТ. А меня зовут ДИМА СПИРИН. Я пою…»

— Понятно. И какие у вас планы на ближайшее будущее?
Сид: «Новая пластинка! Есть рабочее название — «Укол».

— Любимая тема — вопрос о дальнейшем развитии стилей. Вот, говорят, панк потихоньку загибается, чистый хэви прогрессирует… Как вы к этому относитесь?
Сид: «Нам все равно. Мы играем музыку!’

Учитывая мощь последнего альбома «Тараканов» «УКРАЛ! ВЫПИЛ! В ТЮРЬМУ!!!», Сиду и его товарищам за будущее можно действительно не беспокоиться. Третья по счету пластинка группы была с восторгом принята как в андеграундной, так и в мажорной тусовке. Альбом записывался в Петербурге на студии «Добролет» и содержит 15 композиций. Потенциальные хиты — «Дурная Башка» и римейк написанной в 80-х годах Максимом Дунаевским для кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья» нетленной песни «Непогода» (сам автор, потрясенный услышанным вариантом, заявил, что исполнение его песни панк-группой дает новую жизнь этому произведению). Оба «потенциальных хита» вовсю транслировались на необъятные просторы нашей Родины радиостанциями «M-Радио» и «Радио Максимум», причем на последней станции по частоте вешания в октябре- ноябре ‘Дурная Башка» опережала хотючих самок из SPICE GIRLS и многоразового ЭЛТОНА ДЖОНА, что не может не радовать. Истинных же панков, не слушающих радио, наверняка душевно забальзамируют заново перезаписанные вещи «Я Пил» и «Крыса», одна из самых древних композиций группы. С музыкальной точки зрения, на альбоме все также в полном порядке — плотный и грязный саунд, выданный в танцевальных ритмах, заставит задергаться в псевдобрэйке даже похоронную процессию. И никаких экспериментов со звуком не надо — лишь бы следующий альбом оказался таким же удачным…
Б. БЕЗЕЛЬ

ДИСКОГРАФИЯ
«CRAZY BOYS» (1991) — студия «Колокол» Московской Рок-Лаборатории
«DUTY FREE SONGS» (1992) — студия «Колокол» (переиздан в 1997 г. КТР-СОЮЗ)
«BEST BEFORE» (1995) — S.O.S. music (переиздан в 1997 г. FEELEE)
«КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ СЕРИЙ’ (1997) — DIY Records (сборник лучших демо-записей)
«УКРАЛ? ВЫПИЛ?! В ТЮРЬМУ!!!» (1997) — FEELEE


Обсуждение