НАША ГРУППА ИЗ ШОТЛАНДИИ

—Вы не боитесь выступать в Тбилиси?
—Мы не боимся играть даже в Гпазго.
П.Агню.

Удивительна судьба шотландской группы НАЗАРЕТ в стране большевиков. Такого точного попадания в десятку—в сердце российского рок-фэна—не удалось добиться ни одной другой западной группе. В недавние еще 70-е НАЗАРЕТ по популярности у нас превосходил даже ДИП ПЁПЛ, с которым, кстати, в свое время выступал вместе в качестве разогревающей группы. Вот и разогрелись, товарищ Блэкмор!
Я хорошо помню потрясение, испытанное от «Hair of the Dog» (1975) и от вокала МакКаферти. перешедшее в паралич, когда оказалось, что это звучит не специально смикшированный голос, а его собственный, и что поет он без особого труда.
Чем объяснить особенную любовь в России к хриплому форсированному вокалу—не знаю, но факт остается фактом—такие группы как НАЗАРЕТ или СЛЭЙД, никогда не числившиеся на Западе в числе первых, в нашей стране становились лидерами, оставляя за бортом технарский ПЁПЛ или концептуальный ЦЕППЕЛИН.

Словом, НАЗАРЕТ стал неотъемлемой частью непросыхательного совкового быта. Потрясавший душу и государственные устои голос МакКаферти выражал в рок-искусстве за нас то, что мы сами иначе как матом в жизни выразить не могли.
«NAZNOST»—лозунг, начертанный на футболках, выпущенных к гастролям группы в СССР в 1990г. с добавлением нашего «даешь!*, был воплощен в жизнь еще задолго до наступления эры действительной гласности, которая и позволила нам, наконец, лицезреть их воочию.
Особую симпатию вызывает то обстоятельство, что состав группы практически не изменился с 1969 года. Такое постоянство на фоне всеобщего разброда и шатания должно было иметь свое объяснение. И оно нашлось— «назаряне» отлично уравновешивают и дополняют друг друга: хохмач Дэн МакКаферти, остряк Пит Агню, страшно деловой Дэррил Свит(межцу прочим, менеджер группы НАЗАРЕТ), и всегда немного грустный Мэнни Чарльтон с доброй усталой улыбкой. Плюс—некий катализатор дружеско-творческих отношений под столь дорогим для русского уха (впрочем, как и русского кармана) названием Scotch Whiskey. и-узнаете?-такими мы знали их по фотографиям, такими они оказались и в жизни.

Видимо, чувство кровного родства с группой у российских фэнов было столь велико, что, отчаявшись понять хотя бы одно слово из текстов песен на несомненно распространенном в Великобритании английском языке, фанаты. ничтоже сумняшеся, просто приписали Питера Агню к русским. Наш—и точка! Не Питер, а Петя, и не Агню, балда, а Огнев—смотри, как чувак на басах лабает—точно из наших!

От фамилий остальных участников слишком явно веяло влажным воздухом долин и ущелий Шотландии, и идея присвоения им советского подданства с треском провалилась. Правда, на пресс-конференции в Москве от такой чести (как и ото всех, связанных с ней привилегий) отказался и сам Пит Агню (экс-Петр Огнев). Выходит, в Шотландии и не слыхали о том, что быть советским—значит быть лучшим.

Творчество НАЗАРЕТ никогда не исчезало из поля зрения их фэнов в СССР, включая и последний «Snakes Ladders» (1989г.). Как и полагается настоящей живой легенде, у НАЗАРЕТ есть свой список легендарных песен и целых дисков — их наизусть знают все поклонники группы—начиная с «RAZAMANAZ» (1973) и по «EXPECT NO MERCY» (1977). В конце 70-х—начале 80-х, после столь интенсивного натиска наступило некое «творческое похмелье». Впрочем, об этом периоде сами музыканты вспоминают неохотно, да и на концерте не было исполнено ни одной вещи с альбомов тех застойных лет. Второе дыхание у группы открывается в 1982 году, когда выходит ломовой «2XS», и где вновь четверка из Шотландии показывает всем, что такое настоящий рок (с помощью еще двух музыкантов, вскоре покинувших группу).

Именно чувство давнего хорошего знакомства стало превалирующим у многочисленных фэнов, заполнивших до отказа спорткомплекс Олимпийский. И когда из темноты со сцены прозвучал вопль МакКаферти «Привьет, Масква!» — у многих в зале замерло сердце—дождались-таки!.
Дождались, черт возьми, что именно Этот Голос скажет именно Эти Слова.
А если честно—то об этом уже и не мечтали. Слишком они были bad boys в нашей стране—бдительная пресса неоднократно крыла их позором и всякими нехорошими словами…
Они, де, «оглушают грохотом ударных инструментов и густым, скрежещущим воем электрогитар, подключенных к «фузу» (специальная звуковая приставка); «песни НАЗАРЕТА не имеют никакой художественной ценности»… *. Это о музыке. Атакие алкаши и антисоветчики—нет слов.
Впрочем, тогда антисоветчиками считали всех, кто пел громче, чем Кобзон. А насчет выпивона—действительно все в полном порядке. Russian Vodka была по достоинству оценена знатоками Scotch Whiskey…

Кстати, именно это обстоятельство, со спокойной совестью афишируемое группой на обложках и вкладках почти всех дисков и в текстах многих песен, стало второй наиважнейшей причиной оглушительного успеха НАЗАРЕТ в стране Советов. Ну я же те грю, наши люди! На-ши! А может, того,—сценический образ? А может, в жизни—минералка и безникотиновые сигареты? Я не выдержал и спросил у них прямо—признавайтесь, мол, имидж?«Да четам,— обиженно пробурчал Мэнни,—какой там в … имидж Как живем-так и фотографируемся». Опять же, по-нашему, по-шотландски! (Аплодисменты собравшихся).

Выступление НАЗАРЕТ—полный абзац! Конечно, их надо видеть живьем (как, впрочем, и любую другую рок-группу). Эго потрясающие шоу-мены и
патологические профессионалы, труженики децибелов и киловатт— сказываются почти 30 лет работы в роковых джунглях.

Между прочим, сорванный по вине советской стороны первый концерт в Каунасе музыканты, не говоря худого слова, отыграли дополнительно, уважив съехавшуюся со всей республики публику.
Концерт же в столице отличался от концерта в каком-нибудь Ванкувере только повышенной активностью доблестной милиции—вы в Москве, господа! Будто ожили те любительские, переснятые из журналов фотографии, на которые столько лет молились поклонники (и поклонницы) группы, слушая в записи бесподобный голос Дэна и ни с чем не сравнимую гитару Мэнни. Правда, догоны Дэна во время концерта так и остались за языковым барьером (пипл, учите, английский!). Но баллады были понятны и без перевода. Жаль только, что их было так мало, хотя именно они в основном и составляют обойму убойных вещей группы, в которой «Piece of my Heart» с последнего диска—очередной патрон.
(Как выяснилось, ребята и сами любят иногда, собравшись вместе, попеть хором свои собственные песни. А Дэн с пионерской скромностью замечает: «Мне нравится все, что я исполняю!». Могу только присоединиться к мнению предыдущего оратора…).
* * *
Конечно, в нашей встрече с НАЗАРЕТ присутствовала и небольшая нотка грусти: им уже за 40, они— солидные, семейные люди. Но вместе с тем их никак не назовешь «старыми» или хотя бы «уставшими». Они настолько энергичны, веселы и раскованны, что нам, охваченным модным сплином, впору только позавидовать. Тот, кто играет Real R&R, не стареет, не стареет и тот, кто его слушает. «Рок-н-ролл»—эти слова, пробивающие пулей сердца фэнов по всему земному шару, объединили четырех шотландцев и их поклонников в России. Это ключевые слова той религии, одними из апостолов которой стали они, взяв символическое название НАЗАРЕТ. Рок-н-ролл не умер, несмотря на уже более чем 20-летнюю панихиду и затянувшиеся похороны, потому что рок-н-ролл не идеология, а вера. А вера—не умирает1
АБасыров, фэн группы НАЗАРЕТ с 15-летним стажем.

* «Московский комсомолец», от 1979г., «Звуковая дорожка», статья «НАЗАРЕТ: коммерческие упражнения», автор ВЛишбергов.


Обсуждение