«CRAZY TRAIN» В ЛУЖНИКАХ

…Людское море на трибунах стадиона и на поле. Сцена огромна, вместе с порталами она почти равна ширине футбольного поля. Порталы, в которых, говорят, 400 киловатт, закрыты гигантским красочным панно. Справа, сверху от сцены, установлен большой телеэкран—чтобы с любой точки было видно происходящее на сцене.

Честно признаться, на СКИД РОУ и НЮАНС я опоздал. Пока дошел, сел, устроился, осмотрелся—уж и БРИГАДА отыграла. Так что для меня концерт практически начался с ПАРКА ГОРЬКОГО. Как только они заиграли, мое приподнятое настроение резко сменилось тревогой и чувством недоумения. Суперфирменная аппаратура начала выдавать знакомое, вполне отечественное звучание—музыкальную кашу без высоких и низких частот. Самое обидное втакой ситуации, что музыкант не в силах ничего сделать. Ты можешь трижды гениально играть и петь на сцене, но ведь есть еще люди за пультом… И если они не слышат, что, когда первая гитара играет соло, громче звучит вторая гитара, то это значит … Это значит—плохой звук будет не у всех на этом концерте. О нехватке времени для «саундчека» нети речи, наверняка все тщательно налаживалось накануне. Кроме того, вращающаяся сцена делилась на три отсека, и пока кто-то выступал в одном из них, 8 двух других ожидающие своей очереди спокойно настраивали свой аппарат.

Короче говоря, я был готов к тому, что с выходом СИНДЕРЕЛЛЫ звук «случайно» станет лучше. Так и случилось. Качественное звучание и музыка группы—смесь ЭйСи/ДиСи и ЭРОУСМИТ-сделали свое дело: привели аудиторию в состояние первомайского братания и новогодней эйфории. Вокалист СИНДЕРЕЛЛЫ—единственный среди коллег работал по старинке и особо не буйствовал. Зато покорил всех огромной внутренней энергией и почти детской доверчивостью.
Начало выступления Тома Кейфера и его друзей-блюзовая интродукция на гитаре со слайдом—даже в душах присутствующих рок-ястребов пробудило голубиные чувства. Уже потом, отогрев и расшевелив, «золушки» врубили свой «хэви-буги» (точно так же поступал раньше КАКТУС, стремясь подчеркнуть свое «блюзовое» происхождение).
Перерыв, объявленный после выступления СИНДЕРЕЛЛЫ, страстей не охладил. Стас Намин подлил масла в огонь, заявив, что «вот сейчас-то и начнется шоу века!». Публика, как заведенная, скандировала: «Мот-ли Крю!» «Мот-ли Крю!», а по трибунам прокатывались живые волны, словно на хоккее в Канаде.
Не знаю, как насчет всех прочих, но в том. что касается МОТЛИ КРЮ. Стас был близок к истине. Это просто «перпетуум мобиле»! Вокалист МОТЛИ один разок даже умудрился забраться по конструкциям к телеэкрану и петь на его фоне. Кстати, благодаря экрану мне удалось все-таки рассмотреть то, что издали смахивало на лиловую перчатку, натянутую от кисти до плеча правой руки басиста. «Перчатка» оказалась сплошной татуировкой. У барабанщика татуировка занимала чуть меньше полезной площади, но зато «под занавес» он с чувством разгромил свою установку и показал зрителям голый зад (а зад оказался… нетатуированным!). Вокалист внес посильный вклад в происходящее—изобразил при помощи микрофонной стойки то, что в натуре показать постеснялся. А гитарист МОТЛИ оказался порядочным флегмой—расколотил гитару и успокоился. Одним словом, эти симпатичные хулиганы накалили атмосферу до истинно калифорнийского предела. Понятно, что для этого одной энергии недостаточно. Им помогало хорошее звучание. А «добило» всех то, как они играли…

Группы, избравшие инструментальным форматом трио, вызывают у меня особое уважение. Во-первых, от такого состава (барабаны—бас-гит ара) для получения максимальной плотности звучания требуется особая виртуозность исполнения Звуковая и визуальная атаки МОТЛИ КРЮ были настолько сильны, что казалось, будто на сцене их не четверо, а, по крайней мере, шестеро. Когда же действующих лиц действительно стало шестеро-на подпевки прибыли две «атомные» красотки—можно было «тушить свет, сливать воду» и тд. Да еще одна из девиц исполнила соло на губной гармошке в •Smoking’ In the Boy’s Room». Менаду прочим. МОТЛИ КРЮ—единственные, кто в тот вечер «давали классику». Кроме упомянутой песни (а она была хитом популярного в начале 70-х годов «ритм-энд-блюзового трио BROWNSVILLE STATION), они спели в конце «Jail House Rock* из репертуара Пресли. Да, вспомнил! Еще ПАРК ГОРЬКОГО с чувством сделали историческую «Му Generation* группы THE WHO.

С особым вниманием я слушал вокалистов. Как ни странно, почти у всех были проблемы с точностью и стройностью пения (может быть, потому что и с «подзвучкой* не все ладилось?). Так вот. несмотря на колоссальные энер- -озатраты, чище всех пели вокалисты МОТЛИ КРЮ и СКОРПИОНС. А больше зсех пел «мимо» сам «Крестный»—достопочтенный Оззи Осборн. Впрочем, он = *аком статусе, при котором, как в известном армянском анекдоте, можно уже не петь, а просто ходить по сцене туда-сюда. Все равно все знают -аизусть его «Crazy Train», «Iron Man». «Paranoid».

Осборн, конечно,—самая яркая легенда этого фестиваля, и публика ждала его появления, как второго пришествия. Оно состоялось, но, увы, без дальнейшего накала страстей. Наоборот, наступил некоторый спад—звуковики сыграли со стариком Оззи ту же штуку, что и с ПАРКОМ. Народу, правда, больше пришлись по душе шуточки самого Осборна, даже тем в первых рядах, кого Оззи обливал водой. Но—слияние с массами!—первое ведро он выливал все-таки на себя. Я смотрел на Осборна и не мог отделаться от ощущения, что на сцене не монстр, каким его любят представлять, а трогательно чудаковатый и несколько болезненный немолодой уже человек, измотанный двадцатилетием «хардом». и в этом же «харде» черпающий жизненные силы. Спев фразу, Оззи снимал микрофон со стойки, чтобы следующую фразу спеть на ходу, однако, тут же водружал его на место. Или, сутуло направившись на полусогнутых в одну сторону, словно мгновенно передумав, шел в другую.- А его знаменитое похлопывание в ладоши? Неизвестно, кого он подстегивал больше—себя самого ил и зрителей… К тому же Осборн оказался весьма разговорчивым: кроме непосредственно пения он еще умудрялся беседовать с публикой даже во время гитарных соло, призывая «показать ему хлопающие руки» и уверяя что «он всех любит».

Совсем молодой новый гитарист Осборна по имени Зак, а по фамилии Уайлд. произвел на меня самое сильное впечатление в этот вечер. И как супер-инструменталист, и как шоумен. Her. слово «шоу» больше подходит БОН ДЖОВИ или СКОРПИОНС. А этот парень—ну просто натуральный сумасшедший! С голым торсом и в клешах (!), он ни секунды не стоял спокойно. С первой же ноты Зак принялся как бы пропускать через себя приличные зарвды электричества-дергался, отбрасывал ногу в сторону, бегал, вертелся волчком. Но главное—умудрялся играть при этом сверхточно и виртуозно. Уайлд— в переводе с английского«дикий»… Интересно, это его настоящая фамилия или псевдоним? В лице же своего бас-гитариста Оззи оставил на память осколок БЛЭК САББАТ (если мне не изменило зрение)—Гизера Батлера.

С уходом «железного человека» ночная тьма поползла на город. И поэтому следующая группа имела существенное преимущество перед другими— свет! СКОРПИОНС (или ласкательно по-русски СКОРПЫ) выбежали на сцену в лучах славы в прямом и переносном смыслах. Звук вновь резко улучшился и достиг качественного пика. Группа, которая так долго (1972-82гг.) продиралась к славе, знает, как куется успех. Ни одной лишней ноты, ни одного непродуманного шага. Минорная мелодрама в мелодии плюс «хардовый пафос саунда»—да это же стрела в сердце российскому поклоннику р-р-рока! И вот уже зажигалки и бенгальские огни подняты вверх, и все 100 тысяч зрителей, стоя поют вместе с Клаусом русские народные «Эй-йюхнем!» и «Still Loving You».

БОН ДЖОВИ, которые с точки зрения организаторов фестиваля должны были стать золотым гвоздем фестиваля принималитакжетепло, как идругих. Но… Но героями вечера оказались все-таки СКОРПИОНС. БОН ДЖОВИ— типично американский вариант, а это значит, что при прочих равных он всегда проиграет ейропейскому.

Джона Бон Джови с коллегами объявили как «чемпионов мира в хэви- метале». Особого металла они не выдали. Их музыка—утяжеленная и неяркая разновидность того, что делает Брюс Спрингстин (настоящий чемпион мира, между прочим, хоть и не в металле). Ричи Самбора—хороший гитарист, все остальное у БОН ДЖОВИ профессионально, но ординарно. Да еще «Сам» начал какие-то проповеди читать между песнями… Это уже было чересчур для меня от своих наслушался. Я ушел после третьей песни, хотя уж меня-то трудно заподозрить в равнодушии к американскому року. Просто показалось, что в конце фестиваля выступала самая неинтересная группа…

… По дороге со стадиона я решил пройтись по набережной, и долго еще слышал, как все участники играют джем. И уже совсем издалека я разобрал, что пели зеппелиновский «Рок-н-ролл»…
Николай Арутюнов, вокалист группы ЛИГА БЛЮЗА.


Обсуждение