Переливающийся всеми цветами радуги маленький, юркий компакт-диск вытеснил с мирового музыкального рынка черный блин привычного для нас винила. В результате скончался целый жанр рок-искусства — Album Cover Art — Искусство Оформления Конвертов. Разница в восприятии роскошного альбомного конверта пластинки и хилой бумажной вкладки в компакт огромна — как между иконой и ее репродукцией на почтовой открытке (сюжет остался, а святости ни на грош!) Итак, искусство обложек лонгплеев — в прошлое, рок-художники реализуют свои замыслы в иных формах — от плакатов до видеоклипов, и сегодня этот жанр все больше интересует искусствоведов и коллекционеров.
До прихода великой эры рок-н-ролла обложки долгоиграющих пластинок носили чисто информативный, прикладной характер. Одним из первых, кто понял важность оформления конверта для успешной продажи диска, был менеджер Элвиса Пресли полковник Том Паркер. Дизайн нескольких обложек он сделал собственноручно — не чурался художества отставной вояка. Но, честно признаться, когда смотришь на его творения, так и хочется процитировать другого полковника: «Я — честный солдат, донна Роза, и мое сердце не знает слов любви!»
Битломания, захлестнувшая мир в начале шестидесятых, окончательно превратила утилитарный конверт в произведение искусства. Первые диски БИТЛЗ были оформлены с обязательными каноническими фото на передней обложке, дабы порадовать поклонниц, но самим музыкантам это довольно быстро прискучило. В 1966 году выходит «Revolver», оформление которого можно считать для тех времен революционным.
Черно-белая графика с элементами коллажа была сделана Клаусом Вурманном, близким другом битлов, человеком артистичным и разносторонним, чье имя нет-нет, да и мелькнет в мире рок-музыки — то в качестве бас-гитариста, то в качестве художника-иллюстратора. В его графике проявляются черты нового стиля в поп-арте — синтеза совершенно разнородных направлений: сюрреализма, наива и карикатуры. Но все замешано на психоделии.
Конверт пластинки становится составной частью музыкально-иоэтического образа, рождает дополнительные зрительные ассоциации. Особенно ярко такой подход проявился в оформлении следующего диска БИТЛЗ «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Дизайнер Питер Блэйк (известный как неофициальный придворный фотограф лондонского рок-общества) с женой создали то, что они сами окрестили «коллажем в натуральную величину». Дословно это можно перевести как «коллаж размером с эпоху». Это была колоссальная композиция из шестидесяти фотографий знаменитостей всех времен и народов, на фоне которых стоит группа БИТЛЗ. Причем музыканты даны в двух ипостасях — как живьем, так и в виде восковых фигур из арсенала мадам Тюссо… Чуть позже П. Блэйк «выдал» cover великого «сатанинского» альбома РОЛЛИНГ СТОУНЗ «Their Satanic Majesties Request».
Крайней точкой дизайна конвертов стал «Белый альбом» битлов 1968 года — совсем-совсем белый («савсэм- савсэм белий»!) с маленькой тисненой надписью «The Beatles» — т. fe. британец Ричард Гамильтон сделал первый в мире cover альбома, который даже зрячим воспринимается в основном на ощупь.
С музыкой БИТЛЗ связано и творчество крупнейшего английского художника-графика Элана Элриджа. В начале семидесятых он издал книгу «Песни Битлз в картинках», большую часть иллюстраций для которой нарисовал самолично, а в жанре оформления конвертов Элридж сделал один из самых известных альбомов Элтона Джона «Captain Fantastic». Классический конверт в стиле поп-арта с разными хохмами и наворотами, обложка — ребус из серии «разыщите пионера Элтона».
В оформлении конвертов дисков РОЛЛИНГ СТОУНЗ на первых порах чувствовалось сильное влияние битлов, шел повтор их приемов с опозданием на полгода-год. Лишь после распада БИТЛЗ их старинным конкурентам удалось создать нечто незабываемое — обложку диска «Sticky Fingers». В картон с изображением джинсов была вклеена настоящая молния. Дернешь за зиппа там… трусы. Чьи? Не знаю. Известно одно — зипперовская примочка была только на первых изданиях «Пальчиков». На практике оказалось, что гениально придуманная застежка при упаковке дисков здорово царапает винил. Повреждение приходилось в аккурат на песню «Sister Morphine». Кстати, именно на этом ковере впервые появился фирменный логотип РОЛЛИНГОВ — карикатурное изображение губ и языка Джэг- гера.
Идея же прикольной обложки, как, впрочем, и фото джэггеровских джинсов, принадлежала Энди Уорхолу —: одному из самых крутых художников американского поп-арта, личности загадочной, легендарной и, прямо скажем, скандальной. О его авторитете в рок- культуре можно судить по успеху диска группы «The Velvet Underground». Альбом был распродан катастрофически быстро благодаря изображению обычного банана на обложке. С фрукта можно было снять шкуру. Очищенный банан был наглого розового цвета и вызывал вполне определенные эротические ассоциации. Впоследствии банан на ковере раздеванию не подлежал — так выходило дешевле. Вместо названия группы под бананом красовался автограф Энди Уорхола. «Все думали,— вспоминает Лу Рид,— что Уорхол был нашим гитаристом».
Вообще-то Энди, отчаянный тусовщик и весельчак, занимался всем на свете: снимал фильмы, писал стихи, прозу, рисовал портреты певцов и музыкантов так называемым «фотографическим» способом. В перерывах между писанием портретов Уорхол изготовлял на продажу «подписанные» или «подмоченные» картины: делал специальный состав красок с добавлением меди, наносил состав на полотно и… благополучно мочился (делал пи-пи) на содеянное. Моча гения вступала в бурную реакцию с медью и получались интересные разводы. Шедевр, конечно, попахивал туалетом, но пользовался спросом.
В 1986 году Йоко Оно выпустила в свет альбом Джона «Men Love Ave». На ковере красовался портрет Леннона
кисти (или чем он там орудовал) Энди Уорхола, Римского папы поп-арта.
На этом — ставим отмакать в разбавителе № 4 наш колонок. И если не будет слишком жарко, или не будет слишком холодно, если подует юго-восточный, а не северо-западный ветер, и небо будет непременно в перьевых облаках, чуть позже мы расскажем кое-что о кбверах альбомов НИНК ФЛОЙД, старика Элиса Купера и пр., и пр.
Василий Анатольевич Г. с небольшой помощью своего друга
С. С. ПИНЧА-среднего