ПОП-МУЗЫКА
Общепринятого определения поп-музыки не существует до сих пор. Для одних — это ругательная кличка, прямо вытекающая из понятия о «массовой культуре», для других — это любая «популярная» музыка, будь то даже Штраус или Чайковский, у третьих она сливается с понятием «эстрадной», т. е. «не-академической» музыки и т. д. На наш взгляд поп-музыка — это музыка, максимально задействованная в каналах средств массовых коммуникаций (СМК) с целью ее наиболее широкого распространения. Любой налет «оценочности» в термине «поп-музыка» неправомерен, ибо «поп» — это не только коммерческая халтура, но, весьма часто, и высокохудожественные произведения — будь то «Битлз», Стиви Уондер или Майлс Дэвис.
РОК-МУЗЫКА (РОК)
Говорить о музыкальной специфике рок-музыки смысла нет, поскольку отдельные ее направления зачастую не имеют ничего общего ни друг с другом, ни с изначальным рок-н-роллом. Рок-социо-культура — это, с одной стороны, рупор молодежи, музыкальный эквивалент раздирающих ее чувств недовольства (ибо молодежь редко бывает всем удовлетворена). С другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса, призванный, как и все прочее, развлекать, отвлекать и приносить доходы. Это двойственная природа и обуславливает противоречия, взлеты и падения в развитии жанра. По сути дела, вся история рока состоит из очень похожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей (1955, 1967, 1977…), а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, адаптации… Сам термин «рок» несомненно устарел, и, возможно, нуждается в замене (скажем, в музыке «новой волны» элементов фанка пли реггей ничуть не меньше, чем собственно рока).