РАБОЧИЕ ИНСТРУМЕНТЫ МЕТАЛЛИСТА

«Stone» — самая известная группа нового направления heavy metal в Финляндии. Гйтарист Роопе Латвала и басист Янне Йоутсенниеми рассказывают «Румбе», как рождается мощное звучание «Stone».

Репетиционная «Stone» находится в Керава, километрах в 30 к северу от Хельсинки. Янне сходит с электрички на станции Керава, неся в руках бас-гитару. Роопе ждет его на платформе. Тут же две его гитары в чехлах. Инструменты изготовлены по спецзаказу. Их общая стоимость равняется полугодовому заработку среднего финна, так что ребята не рискуют оставлять их в репетиционной без присмотра. Положения группы № 1 среди металлистов Финляндии «Stone» достиг всего за год. Сейчас музыканты готовятся к напряженному гастрольному сезону, так что дорогостоящие инструменты покупаются отнюдь не для украшения собственной квартиры. Группу ожидают выступления на всех важнейших рок-фестивалях не только Финляндии, но и Европы, а также участие в таллиннском фестивале Rocksummer. Второй альбом «Stone» под названием «No Anaesthesia« появился этой весной, а первая их пластинка была выпущена в прошлом году в США.

И хотя заслуги «Stone» признаются в Финляндии не только среди поклонников металла, не все музыканты старшего поколения принимают стиль игры своих молодых коллег. Для многих heavy metal остается лишь фарсом, когда бессодержательность прикарывается новейшей техникой и массивным оборудованием.

Янне и Роопе утверждают, что использование техники последнего поколения и является одной из привлекательнейших черт металла.

— Нельзя же такую музыку играть на усилителях Fender Twin. Звуковые эффекты можно, конечно, создавать на чем угодно, но для хорошего саунда нужно хорошее оборудование, — утвержадает Янне.
— Звучание должно быть громким, сочным, слитным и таким, чтобы все голоса были бы четко различимы, — добавляет Роопе.

От фортепьяно к «Stone»

И Янне, и Роопе начали свои занятия музыкой с игры на фортепьяно. Уроки музыки по японской методике «Сузуки» оставили у ребят невеселые воспоминания. К счастью, рано проснувшееся увлечение роком привело Роопе к игре на гитаре, а Янне увлекся ударником. Вскоре они уже вместе исполняли несложные композиции.
— Это был такой примитивный панк-хэви, — вспоминает Роопе.
Позже будущие участники «Stone» поступили учиться в музыкальный лицей в Хельсинки. Там Янне и Роопе научились нотной грамоте, однако в композициях группы ноты не используются.

— Только года четыре назад, когда мы основали «Stone», появилось и честолюбие, и мы стали стараться играть как можно лучше. С тех пор мы много репетируем вместе и по отдельности.
Играть теперешний репертуар «Stone» без постоянных репетиций просто невозможно. Сложные ритмические структуры перемежаются с резкими вариациями темпа, молниеносными соло Роопе и другого гитариста, Йири. В программу репетиций помимо гамм и аппликатур входит прослушивание других гитаристов и игра под фонограмму.

— Лично я репетирую ежедневно. Иногда играю чуть не весь день, иногда — час-по- лтора, В среднем получается часа по три в сутки, — говорит Роопе.
Все музыканты «Stone» слушают разную музыку, но Янне и Роопе считают, что наибольшее влияние на них оказали рок-металлисты международного класса.

Своего идеала бас-гитарис- та у Янне нет, но похвалы его удостоились по крайней мере Дж. Бутлер (Black Sabbath) и Боб Дейсли (Оззи Осборн, Гэри Мор). Роопе выделяет таких соло-гитаристов как Эдди Ван Хэллин и Стив Вей, но экстра-класс в этой области представляют, по его мнению, Джеки Ли, Джо Сатриани и Ингви Малмстин.
— Обычно в каждой хорошей группе есть хороший гитарист, у которого есть чему поучиться, — добавляет Роопе.

Соло- и бас-гитары

Сейчас у «Stone» высококлассные инструменты, хотя начинали музыканты весьма скромно. Первую свою гитару Роопе купил за пять марок у отца Янне, а первой бас-гитарой Янне была дешевая японская Yamaha.

— Все свои бас-гитары я сохранил. Не знаю, связано ли это с какими-нибудь воспоминаниями. По крайней мере, интересно наблюдать развитие музыкальной техники, — говорит Янне.
Роопе в отличие от него часто меняет свои гитары. За первой Дёшевой электрогитарой последовали другие, получше, но тоже японские, а затем уже американские Kramer и Charvel, а также особо ценимая хэви-гитаристами Jackson.
Сейчас у него две гитары Jackson типа Randy Rhoads, которые изготовлены с учетом пожеланий заказчика даже относительно цвета. У Янне бас- гитары той же марки, кроме того, в его распоряжении классическая гитара Rickenbacker типа 4003, которой пользуются, например, Пол Маккартни и Лемми из «Motorhead».

— Обе гитары имеют вибропедаль Floyd Rose и двухоктавный гриф. Г риф не лакирован, а покрыт льняным маслом, так что с гитарами легко работать, — поясняет Рооnе.
— На гитарах установлены микрофоны Jackson типа I- 100 ВС со встроенным трехзоновым эквалайзером и небольшой передний усилитель на 12 децибелл. Кроме того, на одной гитаре установлен дополнительно сдвоенный микрофон Tokai японского производства с неплохим, на мой взгляд, саундом.

Янне использует три свои лучшие гитары в зависимости от ситуации. Помимо Ricken
backer задействованы и гитары Jackson. Одна их них — типа Precision, а другая, изготовленная по заказу, имеет множество специфических особенностей.

— Jackson’bi вообще просты в обращении. Кроме того, эта новая имеет крытый льняным маслом гриф. К тому же я хотел, чтобы там был установлен бас-вибратор Kahler. Правда его надо еще настроить, потому что он часто рвет струны, — рассказывает Янне.
— Струны у меня обычные, средние. Heavy Metal. На более тонких струнах быстрые композиции играть легче, да и звучание их совсем другое.

Рок-металлисты обычно используют тонкие гитарные струны, что нередко вызывает улыбку у их коллег, играющих в стиле блюз. Но быстрые проигрыши исполнять на толстых струнах практически невозможно.
— Я одно время пытался играть на струнах толщиной 010, но они постоянно рвались. Металлические струны гнутся и растягиваются значительно больше, а толстые рвутся. Сейчас у меня набор струн толщиной 009—042, — рассказывает Рооnе.

Стена усилителей

Что касается усилителей, то «Stone» использует оборудование марки Marshall, справедливо считающиеся одним из основных рабочих инструментов рок-музыкантов.

— Моим первым усилителем был маленький Doobie на 10 ватт и в дополнение к нему самодельная приставка, которую я стащил у соседа, — смеется Роопе.
Потом я купил чудесный Marshall образца 1969 года, который не стоило, конечно, продавать. Я по глупости продал его по дешевке и купил новый белый усилитель на 100 ватт и динамик. Затем у меня был еще 50-ваттный Marshall, который я использовал вместе с передним усилителем Tube Screamer. Я опробовал и Sundown (Ibanez) тоже, но это такая хрупкая и сложная вешь, что она не подходит к нашей музыке.

Сейчас у Роопе передний усилитель Lee Jackson Perfect Connection и конечный усилитель той же фирмы Metaltronics. Оба они небольшие по размеру и легко помещаютсдуз гитарный футляр стандартной ширины, что немаловажно для гастрольных поездок. Передний усилитель — электронный, а задний работает на транзисторах. Динамики 4х 12 марки Marshall.
Конечный усилитель Metaltronics работает как стерео. Роопе планирует сделать систему усилителей двухканальной с помощью оборудования стереохорус.
— На этом оборудовании с помощью современных гитарных микрофонов можно добиться ровного синтезированного звучания. Оборудования для создания каких-то особых спецэффектов у нас нет, но педаль «вау-вау» мы приобрели. Надо будет дополнительно потренироваться на ней, — размышляет Рооnе.

Янну использует в качестве усилителя для своей бас-гитары Mark IV на 320 ватт (Реаvey). Это его первый приличный усилитель. Звук идет на динамик Marshall 4 х 12 и на самодельный динамик 2 х 15.
— Эта система работает довольно хорошо. Peavey имеет два канала, один из которых предназначен для средних частот, а другой-для более мягкого басового звучания. Их сочетание дает хороший эффект. Минус усилителей состоит в том, что компрессор нельзя отключить. Он вечно включается при громкой игре и портит общее звучание. Я, наверное, заменю его другим усилителем, как только найду подходящий, — говорит Янне.
— Провода могут сорвать все выступление. Раньше случалось так, что кто-то все время дергал за провод, или провода от гитар перепутывались, и никто из нас не мог отойти от своего места дальше, чем на два метра, — смеется Янне.

Оборудование «Stone» недешево. Одни только инструменты стоят десятки тысяч марок. Диски группы хорошо раскупаются, концерты популярны, так что зарабатывают ребята прилично. Всем музыкантам по двадцать лет, они живут с родителями и большую часть своих доходов тратят на инструменты.
— Для того чтобы накопить денег на мою теперешнюю бас-гитару, я подрабатывал на почте. Разносил газеты по утрам. Кроме того, все, что мы имеем от гастролей, мы до сих пор тратили на оборудование. И только недавно начали распределять заработок между собой, — рассказывает Янне.
— Моя опора — это бабушка, которая с самого начала была спонсором моих музыкальных упражнений, — смеется Рооnе.
Текст: Илкка Маттила


Обсуждение