СОВЕТСКИЙ РОК НА ЗАПАДНЫЙ РЫНОК

Как в Финляндии, так и в других странах Сеппо Вестеринен известен как менеджер финской рок-группы «Hanoi Rocks», имевшей наибольшую международную популярность. После того как несколько лет тому назад группа «Hanoi Rocks» распалась, Вестеринен обратился к советской рок-музыке. В данный момент он работает с ленинградской группой «АВИА» и является средним звеном между нею и Западом.
В интервью Вестеринен рассказывает о своем сотрудничестве с советскими рок-группами и их возможностях на Западе.
Текст: Рами Куусинен

«Как это ни странно, но они крепко стоят на земле.
Все, конечно, хотят поехать на гастроли, посмотреть мир, выступить, но представления музыкантов тем не менее вполне соответствуют реальности.»

— С чего началась твоя работа с советскими рок-группами?
— Я интересовался музыкальной жизнью в Советском Союзе уже в начале 80-х годов, однако тогда даже ни разу не бывал в этой стране. Позже, где-то в 1985 году, я видел в Лондоне телесериал Би Би Си под названием Сотега- des; в нем рассказывалось и о ленинградских музыкантах, в том числе о Сергее Курехи- не и группе «Поп-Механика». Эта программа захватила меня, заставила думать, что, может быть, и там есть что-то новое, неизвестное.
Затем я начал постепенно присматриваться, бывать там, работа уводила все глубже и глубже… Последние два года прошли в поездках по Союзу — там ужасно много времени уходит на то, чтобы дело просто сдвинулось с мертвой точки. С этого все началось, с «Поп-Механики».
Теперь я уже знаком со многими советскими рок-группа- ми и пытаюсь найти такие, которые бы заинтересовали и западную публику.
Первый раз Вестеринен был в СССР во время гастролей финской группы «Братья по духу». Организатором выступлений была московская рок- лаборатория. В концертах принимали участие и советские рок-группы — «Ва-банк», «Звуки Му» и некоторые другие.
— Довольно долго я работал с группой «Ва-банк», поскольку между ними и «Братьями по духу» установились вполне дружеские отношения. Тем не менее я не был менеджером этой группы, а лишь помогал им в переговорах по организации гастрольных поездок и записей.
Во время той поездки удалось записать совместный концерт групп «Братья по духу», «Звуки Му» и «Ва-банк». Пластинка должна была выйти на фирме «Мелодия», но до сих пор о ней ничего не слышно — Сеппо подозревает, что записи затерялись в архивах.
Сейчас Вестеринен сотрудничает с ленинградской группой «АВИА», и весной ему удалось организовать гастрольную поездку музыкантов по Западной Европе.
— Первый раз, когда я увидел «АВИА» на сцене Рок-па- норамы в декабре 1987 года, я понял: это то, что нужно публике на Западе. Конкретное сотрудничество Вестеринена с группой началсоь летом 1988 года, когда «АВИА» приехала на гастроли в Финляндию. Сейчас, как уже было сказано, «АВИА» для Вестеринена — самое главное.
— Пока не пройдут гастроли «АВИА», ничем новым заниматься не буду. Есть много групп, с которыми уже велись переговоры о совместных проектах. Однако прежде чем говорить о возможностях экспорта, необходима определенная подготовка. Меня интересуют, например, группы «Николай Коперник», «Наутилус Помпилиус», «Игры» и «Джунгли»… всего их около десяти. Их творчество не является определяющим направлением в роке, кроме, конечно, «Наутилуса», музыка которого весьма популярна. Остальные — более или менее значительны.

— Выбираются ли группы на основе твоего личного интереса или же те, которые отвечают вкусам на Западе?… Или учитываются оба эти критерия?
— Учитываются оба критерия. Я сам выбираю эти группы, но необходимо принимать во внимание и интересы аудитории.

— Возьмем, например, «АВИА» — какие качества делают эту группу интересной, не похожей на западные?
— Прежде всего я считаю, что «АВИА» не рассчитана на обычных слушателей рок-музыки. Музыка группы очень разнообразна, интересны и ее визуальное восприятие на сцене, связь с живописью. От других советских групп «АВИА» отличает и ее жизнерадостность.

— Будучи западным рок-менеджером, приходилось ли тебе сталкиваться с предубеждениями со стороны музыкантов, сомневаются ли люди в твоих намерениях?
— Трудно сказать. По крайней мере, со стороны групп я ничего такого не заметил. Другое дело — люди, относящиеся к деловым кругам.

— В последнее время в СССР бывает очень много разных людей, кто по делам, а кто и просто так. Немало и таких, которые занимаются поиском рабочей силы, что, конечно, в некоторой степени могло вызвать и подозрительность.
Ты выглядишь идеалистом…
— Из принципа я работал с группами без заключения письменного соглашения; но были случаи, когда приходилось ехать, в Ленинград или Москву уже с заранее заготовленными договорами — в них нужно было дописать лишь название той или иной группы, а для этого брались с собой и струны для гитары, и другие взятки… Я думаю, что именно среди музыкантов все должно происходить на основе взаимного доверия. Там же существует два разных уровня; музыканты и деловой мир — это уже совсем другое.

— Чего ждут музыканты от гастролей на Западе?
— Как это ни странно, но они крепко стоят на земле. Все, конечно, хотят поехать на гастроли, посмотреть мир, выступить, но представления музыкантов тем не менее вполне соответствуют реальности.

— Конечно, о практической стороне выступлений они знают очень мало: как это происходит, что нужно делать, как передвигаться по сцене, сколько давать концертов — все это им неизвестно. Тех, с кем мне приходилось работать, я пытался научить, какие контракты стоит заключить, а какие — нет, и вообще, как вся эта система действует.
— Например, советским рок-группам — как маленьким, так и большим, выступающим во время гастролей при каждой удобной возможности, — трудно привыкнуть к тому, что иногда приходится давать и по шесть концертов в неделю; по их мнению, после каждого концерта должно быть- три дня отдыха — иначе это слишком утомительно…

— Их ожидания гонораров, насколько они соответствуют действительности?
— Вполне соответствуют, по крайней мере у тех, с кем мне приходилось работать. Все прекрасно понимают, что начинают с нуля, что то, что ты из Союза, не значит, что ты заслуживаешь больших денег. Музыканты это понимают. Их требования вполне приемлемы.

— «АВИА» довольно большая группа. Не возникает ли финансового вопроса во время гастролей? По всей видимости, на Западе в ней заинтересованы…
— Конечно, ни о каких больших гонорарах говорить не приходится. Но поездки себя оправдывают — настолько, что музыканты получают карманные деньги, им оплачивается гостиница и проезд.

— Однако «АВИА» понимает, что это лишь начало настоящего успеха.
— Насколько велика аудитория, перед которой приходится выступать «АВИА»?
— Она различна. Это может быть муниципалитет Манчестера и клуб Town & Country в Лондоне; во Франции это маленькие клубы, в Голландии — муниципалитет Роттердама…
В обеих странах мы пытались найти такие организации, которые интересуются не только рок-музыкой, НО И Другими видами искусства, культурой. Творчество «АВИА» смотрится на большой сцене, при хорошем освещении. Тем не менее удачными были выступления и в клубах. Например, в Ювяскюля, на небольшой сцене ресторана «llokiviu… Честно говоря, эта сцена была самой лучшей во время гастролей в Финляндии. Заранее продуманные группой рамки как бы разбились, музыканты начали импровизировать.

Как я уже говорил, представления музыкантов вполне соответствуют действительности. Но у каждой советской группы, которая собирается на гастроли за границу, есть вышестоящая организация. Таких организаций много, все они очень разные. Сталкиваешься и с такими представлениями о деловом мире, которые далеки от реальности. Есть люди, спекулирующие на этом, однако у них нет ни малейшего представления о том, как нужно работать, нет личного опыта; их влечет нажива. Понятия о музыкальном бизнесе находятся на примитивном уровне. Их мнение о Западе неверно. Это оборот капитала; и такого несоответствия действительности там очень много. Именно это вызывало наибольшие трудности в организации гастролей.
— Скольким организациям подчиняется рок-группа, может ли она сама высказывать пожелания и добиваться их осуществления?
— Это зависит от организации. Грубо их можно разделить на две группы, мне приходилось работать с каждой из них. Существуют традиционные внешнеторговые организации, имеющие выход на мировой рынок. С ними все решалось без проблем.
Затем есть большие фирмы, получившие право внешней торговли лишь недавно. Это фирмы государственные, и с ними всегда много трудностей. Во многих вопросах они просто некомпетентны.

И наконец, существует масса кооперативов, действующих в этой сфере. Кто из них работает хорошо, а кто плохо — этого никогда не знаешь. Это закон джунглей. Очень часто деятельность рок-групп не зависит от них самих, так как условия работы им диктуются сверху. Экономические требования довольно жесткие: часто группа не получает того вознаграждения, которое ей причитается. На Западе идет жестокая борьба за прибыль между менеджерами и студиями звукозаписи, однако на западе это чувствуется еще сильнее.
Многие рок-группы пытаются создавать собственные кооперативы и действовать в их рамках. Но, как правило, у этих кооперативов нет выхода на мировой рынок, и когда музыканты собираются с гастролями на Запад, в этом им помогают другие организации. Но при этом доходы от выступлений на Зепеде идут, к сожалению, не музыкантам, а в чей-то другой карман.
В какой-то мере система уже изменилась, стали появляться фонды культуры и другие организации, заинтересованные в подобной деятельности и обладающие реальными возможностями; с ними можно добиться взаимопонимания.
В мире бизнеса очень много безразличия, коррупции; основным мотивом всего являются деньги — поэтому часто мероприятия, не приносящие выгоду, остаются без внимания. Считается, что поскольку есть право на что-то, то автоматически будет и прибыль.
— Помню, лет 10—15 назад бывали случаи: артисты классического жанра собирались на гастроли на Запад, из Союза слали письма, что все в порядке, все отработано — и за два дня до выступлений приходила телеграмма: «К сожалению вынуждены перенести сроки выступлений…». С этим мне приходится сталкиваться до сих пор: позже я понял, что просто никто не хотел заниматься этим делом. Это простительно, необходимо время, чтобы добиться улучшения.
Например, оформление визы — этим приходится заниматься самой группе — те, кому это легче, не делают этого. Собственная активность групп не раз спасала их гастроли.

— Наблюдается ли с течением времени какое-нибудь развитие, приобретение опыта в ведении дел?
— Нужно исходить из того, что в Советском Союзе очень мало людей, которые обладают знаниями и опытом в подобной работе. С этой точки зрения все недочеты и промахи вполне объяснимы. Неплохо научились работать кооперативы, некоторые рок-клубы. Но до сих пор многие работают, будучи несведущими в этих вопросах.
Очень часто сталкиваешься с тем, что, сколько бы ты ни говорил и ни объяснял, это все равно что говорить стенам.

— В последние два-три года на Западе существует определенное увлечение Советским Союзом — например, модно ездить на гастроли в СССР. Наблюдется и обратная реакция…
— Это естестсвенно и становится уже заметным и в Финляндии. Выживают те, кто более интересен. Невозможно, чтобы одновременно на Западе выступало с гастролями 20 советских рок-групп. Экзотика исчезает.
Может быть, где-нибудь в США люди и придут на концерт группы лишь потому, что она из СССР, но не более того.

— Некоторые сомневаются, что в Советском Союзе может существовать настоящий рок- н-ролл — в стране нет ни рок- традиции, ни рок-культуры в том виде, как мы это понимаем на Западе. Нечто вроде психологии веселости. Есть ли признаки того, что вскоре советский рок на Западе придет к финишу и растворится?
— Многие к этому стремятся — раствориться в течении западного рок-н-ролла. Но большая часть групп, виденных мною, настроена очень серьезно. Звучание их песен сильно связано с текстом, и человеку, не владеющему языком и выросшему в другом обществе, их понять трудно. Между ними глубокая пропасть.
Примером может служить то, что любимцем западных корреспондентов был Саша из «Ва-банка». Он прекрасно владеет английским языком, и, возможно, это оказало группе большую помощь, чем их музыка.
Есть много групп, пытающихся исполнять свои песни по-английски, но пока особых результатов они не добились. Я считаю, что для советских рок-групп исполнение текстов на чужом языке, да еще и придание им содержания, является более трудной задачей, чем для финских. Если же учитывать психологические моменты, стабильность и т.д. — и при всем при этом отсутствие технического совершенства,
— до мировой эстрады еще довольно долгий путь. Я до сих пор жду какую-нибудь маленькую группу из сибирской деревни…
Другой вопрос — недолговечность традиции. Например, был разговор об организации в СССР концерта «Корни рок-н-ролла». Все время мне казалось, что основу выступлений должен составить американский рок-н-ролл 50-х годов. Выяснилось, что ждут группы типа «Deep Purple» и «Pink Floyd», так как в СССР нет традиции блюза, а первые переносные радиоприемники и стереопроигрыватели появились лишь в 70-е годы. Также отсутствует традиция негритянской музыки, являющейся неотъемлемой частью рока.
В СССР есть свои корни и джаза, но опять-таки это больше диксиленд и свинг. Необходимо упомянуть также о традиции «неправильной музыки», которую не встретишь в советском роке.

— Да, для того, чтобы быть группой, способной выступать с концертами, нужно играть правильную музыку. Но все меняется. Как осбтоит дело сейчас, что принесут следующие годы? Ведь творческий потенциал, несомненно, имеется.
— Лично мне хотелось бы поисков нового, незнакомого на Западе, самобытного.
его ждут от финских рок-групп, выступающих с гастролями в Советском Союзе?
— Конечно, популярен тяжелый рок, у него большая аудитория. С другой стороны, в Москве удачно прошли концерты очень самобытной группы «Братья по духу», в Свердловске неплохо выступили «Jimi Tenor & His Shamans», группы, не являющиеся главными в рок-музыке.
Критично отнеслись к финским представителям тяжелого рока «Zero Nine» и «Peer Gunt» — зрители видели уже «Scorpions», знакомы с другими супергруппам^. Финские группы заметно проигрывали им в оборудовании, системах, эффектах.
Вестеринен отмечает, что с увеличением количества выступающих в СССР западных групп уменьшается число зрителей, посещающих их концерты.
— В Советском Союзе наблюдается некоторый отечественный бум — есть немало советских рок-групп, выступления которых проходят при заполненных залах.
С другой стороны, нашли свою публику в СССР и некоторые современные западные музыканты; совсем недавно тепло принимали голландскую группу «Nits», хорошим примером Вестеринен считает совместные гастроли французской группы «Visiteurs», голландской «Weekend Of Waikiki» и ленинградской «Телевизор», проходившие весной в Москве, Таллинне и Ленинграде.

В заключение мы еще раз возвращаемся к вопросу о том, кто же мешает менеджменту и рок-сотрудничеству.
— Власти и закон никогда не были для меня большой проблемой; самое трудное — найти организацию, обладающую опытом в подобной деятельности. Самые лучшие воспоминания остались у меня от работы со старыми государственными предприятиями, одно их них — «Межкнига».
— Серьезной проблемой является ненадежность некоторых кругов — я достаточно имел дела с этим. Желания работать с ними не осталось. Стремление к сиюминутной победе опасно для совместной работы.
Я надеюсь, что структура бизнеса приблизится к западной, менеджер будет получать свой вклад, свою долю прибыли получат и те, кто составляет репертуар, — но так, чтобы все это происходило без завистливых разговоров о десятках тысяч долларов.


Обсуждение