Что это?

Панк-рок назвать музыкой мало, как и любой другой стиль, это способ мыслить, а если точнее, то способ жить. Чтобы зритель верил, надо говорить правду, надо самому верить в то, что делаешь, надо самому быть панком, чтобы играть Панк-рок.

Со времен Sex Pistols утекло немало воды, да и само слово Панк, сдается мне, весьма условно. За время брожения по отечественным умам оно давным-давно наполнилось отечественным содержанием и, по счастью, живо в СССР благодаря нашим командам. Само собой, резких границ этого течения давно уже не разглядеть, да и не стоит печалиться, поскольку все оно, со всеми своими нюансами, неразрывно вошло в набирающую мощь волну отечественного рока. Наиболее выражено Панк присутствует в той ее части, где преобладает критическое умонастроение. Сейчас это направление критического рока все более приобретает очертания зрелого постмодернистского течения, где безразлично, в каких именно формах выражается мысль, важно, чтобы было, что сказать, со свойственной ему многослойностью изложения, с соответствующим образом продуманными темами и имиджем. Рок-фестиваль, организованный Московской Рок-лабораторией, и с успехом прошедший 28 и 29 октября в ДК им. Горбунова, продемонстрировал, что это течение существует со всей очевидностью.

Стоит заметить что панк-рок как и все направление в целом здорово напоминают верхушку айсберга, являясь, по сути, лишь очень не большой, видимой частью того социально-критического направления мысли которое гудит сегодня в умах широчайших слоев молодежи. Тусовка в «Горбушке» представила весь спектр этих слоев во все их многообразия — от мажоров до радикалов всех мастей. Как-то уж так сложилось, что большинство Московских команд критического толка собралось именно под крылом Рок-лаборатории.

Панк-рок как и критический рок в целом, несомненно, представляет собой глубоко народное образования, что сродни фольклору, хотя вряд ли фольклор. Последний связан с географической точкой, что же касается критического рока, то он связан не столько с местностью, сколько с социальной прослойкой всей страны. По всей видимости, в скором времени появится новый термин для этого явления. Панк-рок- это музыкальное продолжение социального движения, имеющего место в этой самой молодежной прослойке. Стоит заметить что никогда и никоим образом официально властями не стимулировалось (это если выразиться очень мягко), а если быть точным, то существует несмотря на все попытки его растоптать. Это обстоятельство указывает на несомненную молодежную поддержку. Стоит отметить, что, как правило, устойчивые в молодежной среде течения имеют свое рок-осмысление. С этим стоит считаться. Время уходит не оглядываясь и расставляет акценты там, где им и полагается быть.

Каково взаимное влияние молодежного движения и его рок-символов, сказать трудно, это тема отдельного и большого разговора, однако, можно заметить, что отсутствие сценического осмысления может указывать на нестабильность движения.

Существование отечественной Панк-структуры — это нормальное и своевременное явление, ибо почва для его произрастания чрезвычайно благодатная. Самый крутой панкушник — это наша жизнь. Выйди на улицу, да взгляни по сторонам. Никаких слов не хватит, чтобы пропеть все это. Видеть реальность так, как она есть, не у каждого хватает сил. А если учесть, что с самого детства нас так или иначе учат идеализировать наше убожество, то можно представить, для скольких стало привычкой не видеть его вовсе. Наше сознание окажет нам в этом не последнюю услугу: — как штука хитрая и тонкая, оно подобно липкой ленте-мухоловке, выхватывает из всего потока фактов, накатывающих на нас только те, что подтверждают нашу точку зрения. Тогда мы оказываемся в неком ирреальном пространстве, где все имеет свое разумное объяснение и происходит по законам, де, здравого смысла, где во всем только лирика. И когда ребята из «Чудо-Юдо» или «Матросской тишины» преподносят эту самую реальность со всеми ее щерботинами и зазубринами, хочется крикнуть: Нет, это гадость, так не бывает, это не я. — Нет браток это ты, так или почти так это бывает с тобой каждый день, вход запрещен именно тебе.

По-видимому, Панк рок появляется в странах подобных нашей в тот момент, когда, так или иначе, перестают затыкать рот, когда движение к социальному прозрению заставляет страну гудеть как улей. Тогда само существование этой музыки можно расценивать, как начало движения к прогрессу. Интерес к Панк культуре напрямую зависит от состояния общества и очень чувствительно на него реагирует. Когда появляется здоровая перспектива и интерес к критике убывает, залы пустеют, а многие команды лихо обрастают короткой приставкой «пост». Стоит затоптаться на месте, как залы снова заполняются. Судя по тому, что происходит у нас в стране, Панк-настроение исчезнет не скоро.

Как ни расплывчаты рамки, Московский Панк-горизонт сегодня невозможно себе представить без групп «НИИ косметики», «Чудо-Юдо», «Нострадамус», «Матросская тишина» и др. При всем различии точек зрения и философских концепций этих, да и многих других команд, кроме одного стиля, они имеют одно очень важное свойство — многозначность. Вообще, когда заходит речь о Панк-командах, мне всегда хочется, чтобы не путаться впоследствии, начать с того, что речь пойдет об обычных и высоких человеческих чувствах. И, если принять, что это так, то что бы ни происходило на сцене, каким бы крутым оно ни было, это язык, на котором говорит группа. Все это ряд означающих, и важно увидеть за ним означаемое, то ради чего все. Задача зрителя постараться понять этот смысл. Панкушник одним крутым внешним шоу далеко не заканчивается, и если серьезно, то ни один музыкант не поднимается на сцену только за тем, чтобы по-паскудничать на людях. Это только язык и тексты, и музыка, и имидж — все это лишь язык. Смысл глубже и серьезней. Правда, многим для суждения и, как следствие, осуждения вполне достаточно именно этой внешней стороны. Это сродни тому, что услышав, например, китайскую речь, быть удовлетворенным звучанием фраз, не поняв при этом ни слова. Глубоко символично в этом плане звучит композиция группы «НИИ косметики» под названием «Оборотень лис», там Мефодий говорит об этом почти прямо: «У меня ядовитый язык, ты поберегись».

Главное свойство современного отечественного Панка-рока его многозначность. В повседневной тусовке почти незаметно созрела четкая пост-модернистская структура, уже не привозная, а на этот раз своя, где на поверхности ничего не лежит. В ней каждый видит то, что хочет и может увидеть и будет при этом совершенно прав. Панк-композиции — это далеко не декларации, это всегда повод для раздумий. В них музыканты задают себе и зрителю вопрос: Что это?


Обсуждение