Размышления рок-старухи о московском музыкальном фестивале мира

Я старый человек. Удивить меня трудно.

Но чудеса случаются. Я дожила до седин и мне показали, правда, не «Deep Purple» и «Led Zeppelin», но настоящий грандиозный международный рок-н-ролльный праздник, сделанный по лучшим стандартам шоу-бизнеса. Вся уважающая себя центральная пресса не обошла вниманием сие событие. Нет смысла повторять за ней описательные моменты, рассказывать, сколько было киловатт в аппаратуре «Bon Jovi», и «Scorpions», а также градусов в горячительных напитках, какой величины индейки подавались в «Хард-рок кафе» прямо из Нью-Йорка, какой суд присяжных обязал мистера Макги всенародно бороться с наркобизнесом, сколько доблестных стражей порядка проверяло содержимое сумок при входе, и сколько было потом найдено пустых бутылок на стадионе, а также сколько стоила у фарцовщиков белая штатовская майка с эмблемой фестиваля (продано 38 тысяч штук за считанные часы с двух трейлеров) и каким образом Оззи еще стоял на ногах во время выступления. Сколько стоил билет, вы и сами знаете.

Вы уж простите старую женщину. Я об этом не буду. Я лучше о другом.

Прежде всего об организационной части. Как известно, у нас никто ничего не может организовать. Это явление — порождение то ли Сатаны, то ли «„комбедов», пытавшихся командовать, не имея на то ни малейших навыков. Стасу Намину и его команде удалось пробить брешь в этой глухой стене дилентантизма. Организаторы полностью контролировали ситуацию.

И это при 80 тысячах зрителей (не просто зевак, а фэнов в большинстве своем), при 600 американцах не склонных особенно твердо соблюдать советские правила, при администрации Лужников: пожарных и милицейских автобусных, гостиничных, общепитовских, исполкомовских и пр. больших и маленьких начальниках, при всей этой самодумающей (само? думающей?) машине именуемой нашей действительностью. С помощь Дока Макги, организационные способности Юрия Айзеншписа, сила Стаса, невидимая, но всея поддержка Комитета защиты Мира, и, конечно, принцип «патронов не жалеть» в денежном выражении.

Во-вторых, все остались не только живы, но и целы, что при таких обстоятельствах тоже не просто.

В-третьих, на сцене был образцово-показательный порядок.

Выводы из вышесказанного – могут же люди делать если: а) умеют, б) хотят, в) чувствуют над собой крепкую руку лидера вместо нестройной демократической разноголосицы.

Реклама – все на ней держится! Народ даже из Верхней Пижмы за неделю до фестиваля прилетел и крутился волчьей стаей возле вожделенного стадиона. Инфляция тоже не последнюю роль сыграла. Что такое «пятнаха» в наш быстротекущий век?

Сами знаете — ничто, нихил, то бишь по-латыни, отсюда и нигилизм молодежи происходит. Хотя для кого как. А теперь о самом больном — о русском советском роке в контексте фестиваля и на контрастах оного. Да, есть у нас рок-музыка. Вот уже и «Парк Горького» стал рядом с «Бон Джови», недалеко ушел всемирный «Наутилус Помпилиус» — душещипательный «Скорпионз» — от погрузившегося на дно свердловского «собрата». Но пардон, эстеты из «Нюанса», рядом с могучим «Мотли Крю»? Это все равно что сержант Петрос у магазина «Водка». Крепкие напитки рядом с агентом 007. Да! Есть отечественная рок-музыка. Но я вижу ее только в двух вариантах. Либо «рашн водка, перестройка, балалайка», либо попытка сделать элитарное искусство в далеко не элитарном, массово-коммерческом жанре, каковым, я считаю, является рок-н-ролл во всем цивилизованном мире, и не надо мне доказывать, будто наш рок совсем не «их» рок.

Философия имени обязывает держать канон. Измените название жанра, самоценное своими внутренними связями, тогда работайте на элиту со спокойной душой.

Возвращаясь к фестивалю, могу добавить лишь слабое для нас утешение — были и у «них» срывы в виде халтурного выступления нашего общего кумира Оззи. Возраст и «Виски» тоже, видно, не сахар!

Закончить свои размышления хочу — на оптимистической ноте. Случилось замечательное событие — истинный день рок-н-ролла. Повезло всем, кто там побывал, в том числе и мне. Своими глазами видеть, своими ушами слышать такое было просто замечательно. Я чувствовала единое дыхание десятков тысяч и даже на миг поверила что никакой «системы» уже не повернуть эту волну обратно. Слушаю теперь на своем старушечьем магнитофоне «хард энд хэви», чего раньше никогда не делала. Такие вещи должны случаться в Москве. Отцы нашего города уже показали, что в состоянии справиться даже со стихией Вудстока. Но к следующему разу хотелось бы, чтобы сравниться с этой бурей, подняться на зияющие высоты и наши рок-музыканты и наша публика.


Обсуждение