Удачи тем, кто ищет…

Борис Гребенщиков
Борис Гребенщиков

В далекие и не столь далекие застойные годы для большинства советских граждан Ямайка ассоциировалась прежде всего с «Джамайкой» звонкоголосого мальчика Робертино Лоретти. О существовании стиля реггей на рубеже 70-х — 80-х знали немногие. И все же такие находились.

Доподлинно неизвестно, кто из отечественных музыкантов первым на бескрайних российских просторах начал играть музыку патлатых потребителей марихуаны. Возможно, этими первооткрывателями были члены питерской рок-группы АКВАРИУМ…

По свидетельству журналиста Александра Старцева («Рокси»), «Борис Гребенщиков был одним из немногих в то время, кто врубился в музыку реггей».

Это увлечение нашло отражение уже в первом полноценном магнитоальбоме АКВАРИУМА — «Синем альбоме»(1930-81). В ряде композиций — от шаманско-минималистической «Рутман, где твоя голова?» до беззаботной «Реки» слушатель ощущает зарождение нового стиля. Несмотря на кустарное звучание, «попахивают» реггей и ряд песен с «Акустики» (1981).

К «Электричеству»‘ (1981) саунд группы претерпевает значительные изменения. Если «Кто ты теперь?» и «Мой друг музыкант» могут отпугнуть ортодоксального растамана изобилием клавишных, то «Вавилон» — это «реггей в полный рост», где удачно использован даже казалось бы такой неуместный здесь инструмент, как флейта. Эта песня соответствует стилю как по форме, так и по содержанию: взятый за ее основу образ позаимствован из творческого наследия ямайских музыкантов хотя о растафарианстве Гребенщиков, скорее всего, имел весьма смутное представление.

«И этот город — это Вавилон.
Мы живем — это Вавилон.
Я слышу голоса, они поют для меня,
Хотя вокруг наг Вавилон».

Как продолжение «Вавилона» — «Аристократ» из альбома «Табу» (1982). Обе эти песни на концертах нередко исполнялись в едином блоке. Но если в первой с присущей «Аквариуму» иносказательностью поется об урбанизации, поглощающей людей и разрушающей их взаимоотношения, то вторая рассказывает об отдушине, временном убежище от проблем:

«Я сижу на крыше
и я очень рад
Потребляю сенсимилью
как аристократ…»

Кульминацией реггей в творчестве Бориса Гребенщикова, на мой взгляд, стали красивые и светлые композиции «Искусство быть смирным» и «С утра шел снег» с альбома Радио Африка» (1983). К этому времени на гребне «новой волны» появилось множество молодых групп, и реггей стали играть везде: от Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы. А АКВАРИУМ вновь занялся поисками — на сей раз в необъятных просторах народной музыки. Но к реггей он еще будет возвращаться и неоднократно.

Сергей Дружинин
(«Известия Марий Эл», специально для SE LA)


Обсуждение